главная послевоенная авиация истребители
   МиГ-19 (СМ-2)
       
Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1955
Тип: Ударный истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


В процессе производства истребителя МиГ-19 на его базе был создан ряд модификаций и опытных самолетов, а также самолетов-лабораторий, позволивших улучшить его конструкцию, усовершенствовать оборудование и вооружение. Причем, работы по совершенствованию истребителя продолжались даже после принятия на вооружение более совершенного МиГ-21.

В частности проведенное руководством страны и командованием вооруженных сил во второй половине 50-х гг. ╚увольнение в отставку по состоянию здоровья╩ штурмовой авиации (подробнее см. AM ╧4/98 А.Медведь ╚Фронтовая ударная авиация на пороге ракетной эпохи╩) отнюдь не сняло проблемы оказания сухопутным войскам непосредственной поддержки на поле боя. Разрабатывавшиеся на замену легендарным ╚горбатым╩ проекты истребителей-бомбардировщиков вязли во множестве проблем и потому часть задач, которые в годы Великой Отечественно войны решали Ил-2/Ил-10 возложили на истребители МиГ-15 и МиГ-17. Не избежал этого поветрия и МиГ-19, имевший мощнейшую батарею из трех 30-мм автоматических пушек НР-30, обладавших суммарным весом секундного залпа 18 кг.

Однако для поражения наземных целей (в первую очередь танков, бронемашин) этого было мало. И потому в комплект вооружения практически всех модификаций фронтового истребителя МиГ-19 входили бомбодержатели, а также 100- и 250-кг фугасные бомбы. Но при бомбометании на малой высоте самолет неизбежно входил в зону войсковой ПВО ╚вероятного противника╩, располагавшей к этому времени различными ЗСУ калибром 12,7-40 мм, способных эффективно поражать воздушные цели на высотах до 2500 м и дальности 3500-4000 м. Сократить время пребывания в опасной зоне, и минимизировать вероятность поражения атакующих самолетов должны были неуправляемые реактивные снаряды (НУРСы).

Уже в 1955 г. для работы по этой тематике горьковским заводом были выделены несколько серийных истребителей МиГ-19. Первый из них (зав. ╧59210420, красный бортовой ╧420), обозначенный как СМ-2/А, нес от двух до четырех блоков на стандартных замках 396-Ш, с пятью 70-мм НУРС АРС-70 в каждом. При подвеске четырех таких изделий, ПТБ с самолета снимались. Для ведения прицельной стрельбы реактивными снарядами или из пушек был установлен прицел АСП-5Н-В2, сопряженный с радиодальномером ╚Ра-даль-М╩. Впрочем, по опыту недавней войны (кстати, подтвержденному проведенными испытаниями) было известно, что малокалиберные реактивные снаряды имеют малую дальность пуска, а самое главное обладают малоэффективной боевой частью (БЧ). И потому в том же году к испытаниям подготовили СМ-2/Б (зав. ╧59210406, бортовой ╧406). От своего предшественника он отличался только двумя или четырьмя направляющими (в то время использовался термин реактивных орудий - Прим. авт.) для 190-мм НУРСов ТРС-190. При подвески четырех изделий, как и в случае с СМ-2/А использовать ПТБ было невозможно.

В 1956 г. СМ-2/Б доработали под подвеску двух НУРСов АРС-212М калибра 212 мм на авиационных пусковых устройствах АПУ-5, крепившихся к замкам 369-Ш. При этом ПТБ решили сохранить. Обозначенный как СМ-2/В он также принял участие в испытаниях нового оружия. Позже (в 1957 г.) подвесные баки демонтировали, а на их место поставили еще пару 212-мм ракет, одновременно, в очередной раз, сменив обозначение самолета на СМ-21. В том же году был доработан СМ-2/А, получивший четыре блока, в каждом из которых размещалось по девять 85-мм снарядов ТРС-85 и новое обозначение СМ-2/Д. Блоки размещались в тех же точках крепления под крылом. В процессе испытаний на обеих машинах сохранялось пушечное вооружение, поскольку помимо испытаний самих НУРСов, отрабатывалась и методика нанесения штурмовых ударов по различным наземным целям.

Еще одним довольно интересным вариантом МиГ-19 стал не реализованный проект оснащения истребителя спецвооружением (ядерной бомбой малого калибра), получивший обозначение СМ-9/9. Однако габариты боеприпасов с такой начинкой в то время были еще довольно значительны и если поднять ее на ╚девятнадцатом╩ проблемы не составляло, то из-за повышенного лобового сопротивления нагрузки, скоростные характеристики машины падали настолько, что терялись все преимущества перед фронтовым бомбардировщиком.

Послужил МиГ-19 и для отработки авиационного ракетного оружия для дальней авиации. В частности, эта машина использовалась для отработки системы управления и наведения ракеты Х-20, которая создавалась отделом ╚К╩ ОКБ-155 для ракетоносца Ту-95К. Еще одним образцом работы над которым велись с использованием ╚девятнадцатых╩ стал комплекс К-10 ╚Луга-С╩.







 ЛТХ:
Модификация   МиГ-19 (СМ-2)
Размах крыла, м   9.04
Длина, м   13.90
Высота, м   3.88
Площадь крыла, м2   25.00
Масса, кг  
  пустого самолета   4718
  максимальная взлетная   6820
  топлива   1825
Тип двигателя   2 ТРД АМ-5
Тяга, кгс   2 х 2000
Максимальная скорость, км/ч   1153
Практическая дальность, км  
  нормальная   1620
  с ПТБ   2700
Скороподъемность, м/мин   3846
Практический потолок, м   15200
Экипаж, чел   1
Вооружение:   три 23-мм пушки НР-23
  установки НУРС


 Доп. информация :


  Фотографии:

 СМ-2/А
 СМ-2/А
 СМ-2/Б
 СМ-2/В
 СМ-2/В
 СМ-2/В
 СМ-2/Д
 СМ-2/Д
  СМ-2/И

 



 

Список источников:

Ефим Гордон. Первый советский сверхзвуковой
Крылья России. История и самолеты ОКБ "МиГ"
Авиация и Время. А.В.Федорченко, А.В.Котлобовский, А.В.Хаустов. Непризнанный в своем отечестве
Крылья Родины. Николай Якубович. Истребитель МиГ-19
Крылья Родины. Э.Эгенбург. Сверхзвуковой реактивный "МиГ"
Крылья Родины. Вячеслав Кондратьев. Истребитель МиГ-19: Боевое применение
Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965гг.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: