Реклама...

    


 
 
главная послевоенная авиация истребители
   Lightning F.3
       
Разработчик: English Electric
Страна: Великобритания
Первый полет: 1962
Тип: Многоцелевой истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Следующим вариантом стал "Лайтнинг" F.Mk.3. На новом варианте установили двигатели "Авон" повышенной мощности с макс. тягой 6123 кгс каждый и 7420 кгс на форсаже, что было в два раза больше, чем на первых самолетах (Р.1В). Другим важным изменениям подверглась система вооружения. Де Хэвилленд разработало новую ракету класса "воздух-воздух", поскольку "Файрстрик" со своей инфракрасной ГСН шла только на двигатель самолета. Новая ракета "Ред топ"могла атаковать и на встречных курсах, обладала более мощным ракетным двигателем и гораздо более лучшей маневренности. Также добавилась новая модификация радара Ферранти А.I.23B. с более высокими данными. Но самый большой недостаток так и не устранили. Расположение пушек "Аден" в носовой части самолета не позволяло самолету применять ракеты "воздух-воздух" в воздушном бою  и оставляло возможным только решения задач перехвата тяжелых неманевренных целей. Данную проблему решили только в модификации "Лайтнинг" F.Mk.6. 

Установка новых ракет потребовала увеличения площади хвостового оперения на 15% и изменения верхушки киля. Выступающие из поверхности фюзеляжа боковые каналы удлинились еще больше. Запас топлива увеличили, но из-за слишком мощных двигателей самолет стал потреблять топлива гораздо больше, так что теперь практически в любой мало-мальски длительный полет требовал дозаправки в полете.

Прототип "Лайтнинга" F.Mk.3 создали путем переделки одного из 20 Р.IB под номером XG310. Первый полет состоялся 16 июня 1962 г., и хотя на этом самолете переделали только хвостовое оперение в 1963 г. его показали, как совершенно новую версию.

Впоследствии шесть Р.IB переделали в "Лайтнинг" F.Mk.3. XG372 был первым, другими стали XG328,' 329, ' 331, ' 332 и ' 335, последние два использовались для испытаний ракет "Ред топ". Реально первый настоящий "Лайтнинг" F.Mk.3 под номером ХР693 взлетел 16 июня 1962 г., и позже его переделали в F.3А. В 1972 г. его использовали в роли многофункционального самолета, для отработки разрабатывавшейся БРЭО "Торнадо".

На XP694 отрабатывали радар Ферранти AI23B перед его передачей 60 MU, а позже в 29 эскадрон. Первым самолетом в RAF стал XP695, который прилетел из Вартона в Бинбрук 1 января 1964 г., зачисленный в состав CFI (Центральное Истребительное Ведомство). Позже после его летной оценки самолет передали в 11 эскадрон. 74 эскадрон в Леухарсе стал первым, перевооруженный на "Лайтнинг" F.Mk.3. Первый XP700 появился 14 апреля 1964 г. "Лайтнинг" F.Mk.3 стал наиболее массовой модификацией самолета. Общее количество построенных √ 70 самолетов, следующих серий - от XP693 до XP708, от XP735 до XP765, от XR711 до XR728 и от XR747 до XR751. Некоторые из них позже изменили до уровня "Лайтнинга" F.Mk.6, но в не полной его конфигурации.

Всего "Лайтнингом" F.Mk.3 оснастили пять эскадронов. Это 74 эскадрон, в котором 14 апреля 1963 . "Лайтнинг" F.Mk.3 заменил "Лайтнинг" F.Mk.1. 23 эскадрон получил новую версию в августе 1964 г., 111 эскадрон в ноябре 1964 г., 56 эскадрон в 1965 г. и последним стал 29 эскадрон в мае 1967 года. Впоследствии самолеты 56 эскадрона заменили на Кипре "Джавелины" 29 экадрона.

В конце 60-х на базе "Лайтнинг" F.Mk.3  была разработана модификация "Лайтнинг" F.Mk.53 предназначенная для поставки в ВВС Саудовской Аравии. Всего предусматривалась закупка 35 "Лайтнингов" F.Mk.53.  Прототипом "Лайтнинга" F.Mk.53 стал XR722, который предназначался для переделки в "Лайтнинг" F.Mk.6. На "Лайтнинге" F.Mk.53 смонтировали два подкрыльевых пилона, которые позволяли нести бомбы калибром до 1.000 фт. или блоки НУРСов по 18 снарядов SNEB в каждом калибра 68-мм. Также можно было применить блоки НУРС калибра 48-мм, размещенных на фюзеляже, аналогично "Лайтнингу" F.Mk.1 и две пушки "Аден" калибра 30-мм. Блоки фюзеляжных НУРСов можно былозаменить блоком из пяти фотокамер "Винтен". XR722 в качестве "Лайтнинг" F.Mk.53 взлетел 1 ноября 1966 года и далее был задействован в испытательных полетах до его отправки Саудовской Аравии в декабре 1969 г. во 2 эскадрон в Хамис Мушайте. 6 февраля 1972 он был потерян после взрыва в пушечном отсеке. 

Арабских летчиков обучали на авиабазе RAF в Голтишолле. В дальнейшем предусматривалось перевооружение еще одного эскадрона на "Лайтнинги", который должен был нести "счастливый" номер 13, но этого так и не сделали. "Лайтнинги" прослужили в RSAF до 1986 г., когда их сменили F-15 "Игл". Один или два самолета осталось в Саудовской Аравии - как памятники, оставшиеся БАЕ выкупило и их доставили в Вартон, где они и стояли, пока их не начали продавать музеям, энтузиастам или просто на слом. Многие из этих самолетов имели налет за 2.000 часов. Саудовские пилоты довольно неплохо отзывались о самолете, в отличии от местных жителей, которые довольно часто слышали звуковой удар от пролетавшего на малой высоте самолета.

Вторым и последним покупателем "Лайтнинга" стал Кувейт, который закупил 12 "Лайтнингов" F.Mk.53К и два "Лайтнинга" Т.Mk.55К (К √ Кувейт). Подробностей их службы в ВВС Кувейта известно не так и много, кроме того, что летчики "Лайтнинги" не любили, сильно много на них не летали, но три самолета успели потерять. Остов одного из "Лайтнингов" во время операции "Буря в пустыне" был мастерски разбомблен F/A-18 "Хорнит", пилот которого наверное принял его за иракский МиГ (Интересно победа была засчитана или нет √ скорее всего да).

После принятия на вооружение RAF F-4 "Фантом", количество подразделений "Лайтнингов" начало постепенно сокращаться. Последними  подразделениями на вооружении которых находились эти самолеты стали 5 и 11 эскадрон, базировавшиеся в Бинбруке. Основными их задачами в конце шестидесятых и начале семидесятых являлся перехват советских самолетов над Северным морем. Самый последним эскадроном который вооружили "Лайтнингами" был 29, находившийся в Воттишаме в то время как 56 эскадрон переместили с этого аэродрома на Кипр. В состав эскадрона входили "Лайтнинги" Mk.3 из 23 и 74 эскадрона.

На вершине своей карьеры "Лайтингами" вооружили восемь эскадронов - 74, 56, 5, 11, 29, 111, 19и 92 в Германии. В каждом эскадроне летали на перехват, осуществляли пуски ракет, стреляльбу из пушек по мишеням, дозаправку самолета в воздухе. Особо внимание уделялось отработке боевой тревоги. Не такой и редкостью являлись перелеты на Мальту или на Кипр на лагерные сборы. Часто осуществлялись перелеты в другие страны, состоящие в НАТО, где "Лайтнинги" принимали участие в учебных воздушных боях с другими самолетами. В Германии "Лайтнинги" находились вплоть до 1977 года. В январе 1977 г. расформировали 92 эскадрон, а через два месяца 19. Самолеты после этого разместили вокруг аэродрома в Гутерслох и других в качестве ложных целей.











 

 


 ЛТХ:
Модификация   Lightning F.Mk.3
Размах крыла, м   10.56
Длина, м   16.84
Высота, м   5.97
Площадь крыла, м2   42.60
Масса, кг  
  пустого самолета   11200
  нормальная взлетная   18600
  максимальная взлетная   21800
Двигатель   2 ТРД Rolls Royce Avon 301P
Тяга, кгс  
  максимальная   2 х 6123
  на форсаже   2 х 7420
Максимальная скорость полета, км/ч   2415
Крейсерская скорость полета, км/ч   950
Практическая дальность, км   1650
Скороподъемность, м/мин   15240
Практический потолок, м   18300
Экипаж, чел   1
Вооружение:  две 30-мм пушки Aden Mk.4 c 120 патронами на пушку.
 Боевая нагрузка - 227 кг на 2 узлах подвески.
 2 УР воздух-воздух Firestreak или Red Top
 возможна подвеска бомб и ПУ НУР


 Доп. информация :

  
 



 

Список источников:

Константин Логинов и Олег Касилов. Первый и последний
Эдмунд Цихош. Сверхзвуковые самолеты
Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира
Vic Flinthman. Post-war military aircraft in British service
Aircraft in British Military Service 1946 - 1998
Warplanes. Modern Fighting aircraft
W.Green, G.Swanborough. The Complete Book of Fighters
Jane's All the World's Aircraft


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: