Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация истребители
   Jaguar GR.1B
       
Разработчик: Sepecat
Страна: International
Первый полет: 1995
Тип: Многоцелевой истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1991 году истребители-бомбардировщики Jaguar во время военных действий в Персидском заливе в полной мере продемонстрировали свою высокую живучесть, универсальность и простоту эксплуатации. Именно результаты операции "Буря в пустыне" заставили отложить снятие этих самолетов с вооружения британских ВВС. Свои лучшие качества Jaguar проявлял и во многих последующих миротворческих операциях НАТО и ООН.

В ходе действий сил НАТО на Балканах выявилась критическая нехватка в британских ВВС самолетов, способных наносить точечные удары "умными" боеприпасами. Было принято решение об оснащении самолетов в кратчайший срок аппаратурой лазерной подсветки целей. Немедленно началась работа по интеграции контейнера GES TLALD (Thermal Imaging Airborne Laser Designator) на истребители Tornado. Пять Tornado были оборудованы такими контейнерами еще во время операции "Буря в пустыне", но после окончания войны процесс сильно затормозился. Также велись работы по интеграции новых систем вооружений на СВВП Harrier, логичным продолжением процесса модернизации стало оснащение лазерной аппаратурой самолетов Jaguar. Отработкой и испытаниями аппаратуры на одноместном реактивном самолете занималась оборонная исследовательская организация DRA (Defence Research Agency). Эксперименты проводились на доработанном самолете Jaguar. Их результат был положительным: для контейнера TIALD подходили как самолеты Harrier GR.Mk 7 (позже Typhoon), так и Jaguar.

Согласно заказу британских ВВС для быстрейшей адаптации под установку контейнеров TIALD было выделено 12 самолетов Jaguar - десять одноместных (позже получили обозначение GR.Mk 1В) и два двухместных (T.Mk 2В). Заказ утвердили в июне 1994-го, а в мае 1995 года первые два Jaguar с контейнерами TLALD уже выполняли патрульные полеты над Боснией. В ходе доработки под установку контейнеров с аппаратурой лазерного наведения самолеты прошли модернизацию: всю бортовую электронику GR.Mk 1В объединили цифровым интерфейсом стандарта MIL STD 1553В, установили приемник спутниковой навигационной системы GPS и индикатор движущейся цифровой карты местности.

Самолеты GR.Mk 1В действовали над Боснией с "самодостаточным" вариантом полезной нагрузки, когда на подфюзеляжном пилоне подвешивался топливный бак, а на подкрыльевых - контейнер TIALD и корректируемая бомба с лазерным наведением. При таком варианте подвески не требовался второй самолет для подсветки объекта удара лазером. В ходе операции "Deliberate Force" ("Обдуманная сила") использовались самолеты Jaguar с контейнером TIALD на подфюзеляжном пилоне и двумя топливными баками под крылом. В такой конфигурации самолеты применялись для подсветки целей СВВП Harrier GR. Mk 7, вооруженных корректируемыми бомбами с лазерным наведением. Успех модернизации в вариант GR.Mk 1В и ее сравнительно невысокая стоимость привели к появлению плана доработки всего парка самолетов Jaguar британских ВВС.




 ЛТХ:
Модификация   Jaguar GR.Mk.1B
Размах крыла, м   8,69
Длина самолета, м   16,42
Высота самолета, м   4,92
Площадь крыла, м2   24.00
Масса, кг  
  пустого самолета   7000
  нормальная взлетная   11000
  максимальная взлетная   15500
Запас топлива, л  
  внутренний   3337
  ПТБ   3 х 1200
Тип двигателя   2 ТРДДФ Аdour Mk. 104
Тяга, кгс  
  максимальная   2 х 2300
  на форсаже   2 х 3580
Максимальная скорость, км/ч:  
  у земли   1300
  на высоте 11000 м   1800 (М=1.5)
Перегоночная дальность, км   4210
Боевой радиус действия, км   575-1315
Практический потолок, м   14300
Макс. эксплуатационная перегрузка   7.5
Экипаж, чел   1
Вооружение:   две 30- мм пушки Aden Mk.4 (боезапас 300 патронов) -
  Максимальная боевая нагрузка - 4763 кг. на 5 узлах подвески.
  8х 454 кг бомбы,  11х 227 кг бомб,
  6 BL755 или CBU-87 кластерные бомбы,
  6 JP233 антиаэродромных бомб и ПУ 19х70-мм или 36х68-мм НУР,  8х 454 кг бомбы с лазерным наведением Mk.13/18
 Paveway II,
  2 ПРЛУР AJ168(AS.37) Martel или 2 УРВВ Magic.
  ПУ НУР 180х68 мм.


 Доп. информация :


 Фотографии:

 Jaguar GR.Mk.1B ВВС Великобритании   (c) Joop de Groot
 Jaguar GR.Mk.1B ВВС Великобритании
 Jaguar GR.Mk.1B ВВС Великобритании
 Jaguar GR.1B (c) Scott Rathbone
 Jaguar GR.1B (c) Chris Lofting

 Схемы:

 Jaguar GR.1

 Варианты окраски:

 Jaguar GR.1B XZ374/GR, RAF    (c)  Nigel Eastmond 

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Модернизация Jaguar
А.М.Клименков. Истребитель-бомбардировщик SEPECAT Jaguar
FAQs.org.Greg Goebel.Air Vectors. The SEPECAT Jaguar
Aeroplane Icons. Jaguar : The Anglo-French Fighter Feline


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: