Реклама...

    


 
 
главная послевоенная авиация истребители
   J-5
       
Разработчик: Shenyang
Страна: Китай
Первый полет: 1956
Тип: Многоцелевой истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


     По некоторым сведениям, к середине 50-х гг. ВВС Народной освободительной армии Китая (НОАК) уже имели на вооружении МиГ-17/17Ф. которые были поставлены Советским Союзом и получили местное обозначение J-4. В 1955 г на завод в Шеньяне была передана документация для лицензионного производства МиГ-17Ф, а в июле следующего года начались летные испытания китайского варианта истребителя, обозначенного J-5. По своим ЛТХ он почти не отличался от советского прототипа. Одновременно на заводе в Харбине развернулось производство двигателя ВК-1Ф, которому присвоили индекс Xian WP-5. Выпуск J-5 китайцы прекратили в 1959 г., изготовив 767 истребителей. Часть этих самолетов под обозначением F-5 была поставлена на экспорт.

В 1961 г началось создание первого китайского всепогодного перехватчика J-5A, являвшегося аналогом МиГ-17ПФ Самолет оснащался РЛС "Изумруд" и вооружался тремя пушками НР-23. В июле 1964 г завершилась сборка опытного экземпляра, а в ноябре он совершил первый полет. В следующем году перехватчик запустили в серийное производство. Его экспортный вариант получил обозначение F-5A.

На базе J-5 в 1965 г. специалисты завода в г. Ченгду приступили к созданию двухместного учебно-тренировочного самолета JJ-5, предназначенного для замены УТИ-МиГ-15. Новая "спарка" оснащалась РЛС и безфорсажным двигателем Xian (ХАЕ) WP-5D (лицензионная копия ВК-1А). На самолете имелось переговорное устройство СПУ-2П, вооружение состояло из одной пушки типа "23-1" (аналога HP-23), установленной справа от носовой стойки шасси. Первый полет опытного JJ-5 состоялся 8 мая 1966 г. После завершения испытаний на заводе в Ченгду началось серийное производство, продолжавшееся до конца 1986 г. В общей сложности, по информации справочника Jane's Aircraft Upgrades, был построен 1061 экземпляр JJ-5.

По утверждению китайских специалистов, как учебно-тренировочный самолет JJ-5 превосходит УТИ-МиГ-15. Демонстрационная группа китайских ВВС по высшему пилотажу и поныне выступает на этих машинах. "Спарки" поставлялись на экспорт под обозначением FT-5 и были весьма популярны в ряде стран. Так, по информации того же справочника, Албания получила 35 машин, Пакистан - 20, Шри-Ланка и Зимбабве - по две.

Первыми зарубежными пилотами, испытавшими МиГ-17 в реальных воздушных боях, стали китайцы. Июльской ночью 1956 г. операторы наземных РЛС обнаружили неизвестный самолет и вскоре навели на него истребитель, пилотируемый Героем КНР Лу Минем. Противник, которым оказался тайваньский В-17, очень быстро был уничтожен. Через два месяца летчик Чжан Вэньи сбил ночью в сложных метеоусловиях еще один гоминьдановский самолет. "Соколам Мао", пилотировавшим МиГ-17 и J-5, и в дальнейшем приходилось не раз вступать в бой с тайваньскими самолетами. Например, 14 августа 1958 г. истребители НОАК вступил и в бой над о. Пинтань с 12 тайваньскими "Сейбрами". Летчик Чжоу Чунь-фу сбил два F-86F, но и сам погиб. 24 сентября произошло событие, вошедшее в историю воздушных войн - впервые в бою было применено управляемое ракетное оружие класса "воздух-воздух". В тот день в воздухе встретились примерно 30 китайских J-5 и четырнадцать тайваньских F-86F, шесть из которых произвели пуски ракет AIM-9B Sidewinder. Согласно коммюнике гоминдановцев, в результате этой атаки четыре истребителя ВВС НОАК были сбиты, а еще шесть удалось уничтожить артиллерийским огнем. "Большой" Китай признал, что тайваньские истребители уничтожили ракетами один J-5. Еще один самолет получил попадание "Сайдвиндера", но она не взорвалась, и летчик привез на свой аэродром эдакий сувенир,

 













 Модификации :
 J-5 (F-5)  китайский вариант МиГ-17Ф.
 J-5A (F-5A)  китайский вариант МиГ-17ПФ.   Построено 767 самолетов.
 JJ-5 Chengdu (FT-5)  учебно-боевой вариант J-5A.



 ЛТХ:
Модификация   J-5
Размах крыла, м   9.628
Длина, м   11.36
Высота, м   3.80
Площадь крыла, м2   22.60
Тип двигателя   1 ТРД Liming (LM) Wopen-5
Тяга , кН  
  нефорсированная   1 х 26.48
  форсированная   1 х 33.14
Топливо во внутренних баках, кг   1155
  в ПТБ   655 (2 ПТБ 400 или 240 л)
Максимальная скорость, км/ч  
  на высоте 3000 м   1145
  на высоте 10000 м   1071
Практическая дальность с ПТБ, км   1980
Дальность действия, км   700
Практический потолок, м   16600
Вооружение:  одна 37-мм пушка Type 37-1 c 40 патронами и
 две 23-мм пушки Type 23-1 c 80 патронами на пушку.
 Боевая нагрузка - 500 кг на 2 узлах подвески
 2 250- или 100 кг бомбы или  2 ПУ 8(16)х55-мм НУР


 Доп. информация :

  
 



 

Список источников:

Авиация и Космонавтика. А.Демин. Авиация великого соседа
Emmanuel Gustin. Military Aircraft Database
Air Force World.com. PLA
Chinese Defense Today. An unofficial web site of Chinese defense affair
Hui Tong.Chinese Military Aviation


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: