Реклама...

    


 
главная современная авиация истребители
   Harrier GR.9
       
Разработчик: BAe,McDonnell Douglas
Страна: Великобритания
Первый полет: 2003
Тип: Тактический ударный истребитель с ВВП
  ЛТХ     Доп. информация
   


Очередной этап модернизации британских "Харриеров" начался в 1999 г. Главной её целью стало приспособление самолетов для применения нового высокоточного оружия, поступавшего на вооружение Королевских ВВС. Это существенно расширяло боевые возможности "Харриера", ранее применявшего почти исключительно неуправляемое оружие, а при сбросе бомб с лазерным наведением - зависящего от стороннего целеуказания.

Программа модернизации получила обозначение IWP - Integrated Weapons Program, т.е. "программа интеграции вооружения". Чтобы обеспечить совместимость нового оружия с БРЭО самолета к существующим шинам данных стандарта MilStd 1553В была добавлена новая - стандарта MilStd 1760. Также "Харриер" оборудовали системой управления подвесным вооружением SMS (Stress Management System, т.е. "система управления сбросом"). В кабине появился третий многофункциональный индикатор, установленный ниже ИЛС и предназначенный для отображения данных, связанных с вооружением. Кроме того, инерциальная навигационная система самолета была сопряжена с приемником GPS.

Модернизация авионики стала только первым этапом совершенствования самолета. На втором этапе в состав вооружения ввели УР класса "воздух-поверхность" "Бримстоун" (созданные на основе американского "Хэллфайра") и тактические крылатые ракеты "Сторм Шэдоу". Кроме того, самолеты приспособили для подвески прицельных контейнеров TIALD-500, обеспечивающих применение боеприпасов с лазерным наведением (управляемых авиабомб и ракет) как днем, так и ночью. На третьем этапе арсенал "Харриеров" расширили за счет УАБ "Пейвуэй" IV и УР AGM-65G2 "Мейверик". Одновременно самолеты получили и новые устройства опознавания "свой-чужой" "Рейтеон" SIFF.

Помимо модернизации БРЭО и вооружения, обновлению подверглась и силовая установка. Внедрение новых материалов, внутреннего воздушного охлаждения лопаток турбины, а также новой электронной системы управления FADEC (Full Authority Digital Engine Control) позволили вновь существенно (примерно на 8%) повысить тягу двигателя - до 106,68 кН, сохранив 500-часовой межремонтный ресурс. Новый двигатель получил фирменный индекс "Пегасус" 11-63, а в Королевских ВВС обозначался "Пегасус" Мк 107.

Модернизированные одноместные самолеты обозначались "Харриер" GR.9, а двухместные - "Харриер" Т. 12. Первый "Харриер" GR.9 с новой авионикой (но ещё без двигателя Мк 107) был облетан пилотом-испытателем Ходжном Лоусоном 30 мая 2003 г. Эта машина была первым серийным "Харриером" GR.5 (6optZD230), в 1990 г. модернизированным до стандарта GR.7. В ноябре начались поставки двигателей "Пегасус" Мк 107. Поскольку модернизация самолетов осуществлялась на двух предприятиях - на одном обновляли БРЭО, а на другом меняли двигатели - то часть "Харриеров" получили новые ТРД, но сохранили старую авиаонику, а часть - наоборот. В конечном итоге все предназначенные к модернизации самолеты прошли доработку по программе IWP, но вот новые двигатели из-за высокой их цены установили не на всех машинах.

Оборудованные новыми двигателями "Харриеры" GR.7, ещё не получившие усовершенствованного БРЭО, получили обозначение "Харриер" GR.7A. Такое переоборудование прошли 30 самолетов. Все они впоследствии были модернизированы по программе IWP и теперь обозначались "Харриер" GR.9A. Те же "семерки", которые дорабатывались по программе 1WP, но не получали новых ТРД, обозначались "Харриер" GR.9. 10 из них позже получили "Пегасусы" Мк 107, став, таким образом, "Харриерами" GR.9A. В общей сложности модернизацию прошло 70 самолетов, а в итоге Королевские ВВС получили 40 "Харриеров" GR.9A, 17 GR.9 и 13 двухместных Т.12.






 ЛТХ:
Модификация   Harrier GR.7
Размах крыла, м   9.25
Длина самолета , м   14.30
Высота, м   3.55
Площадь крыла, м2   21.37
Масса, кг:  
  пустого самолета   6336
  максимальная взлетная   14060
Двигатель   1 ТРД Rolls Royce Pegasus Mk.107
Тяга, кгс   1 х 10795
Максимальная скорость, км/ч  
  у земли   1086
  на большой высоте   1198
Перегоночная дальность,. км   3640
Боевая дальность, км  
  при взлете с коротким разбегом   1800
  с ПТБ   2700
  при вертикальном взлете   280
Макс. эксплуатационная перегрузка   7
Экипаж, чел   1
Вооружение:   две 30-мм пушки Aden c 200 патронами на пушку.
  Девять узлов подвески:
  Максимальная боевая нагрузка - 4900 кг
  до 6 воздух-воздух AIM-9 или AIM-120 AMRAAM
  4 УР воздух-поверхность AGM-65 Maveric или Brimstone
  4 ПКР AGM-84 Harpoon или SeaEagle
  2 бомбы с оптическим наведением AGM-62 Walleye
  2 контейнера с 30-мм пушками
  различные бомбы, ПУ НУР, и контейнеры с разведывательной и РЭБ аппаратурой
  КР Storm Shadow


 Доп. информация :


  Фотографии:

  Harrier GR.9 (c) Peter Foster
 Harrier GR.9 (c) columbia107
 Harrier GR.9 (c) Alberto Riva
 Harrier GR.9 (c) Nathan Daws
 Harrier GR.9 (c) Tony Osborne
 Harrier GR.9 (c) Nathan Daws
 Кабина пилота Harrier GR.9 (c) Ben Montgomery

  Варианты окраски:

 Harrier GR.9A 41(R) Sq. RAF
  Harrier GR.9 Royal Navy Naval Strike Wing

 



 

Список источников:

Эксмо. Андрей Харук. Самолеты вертикального взлета "Харриер" и Як-38
Моделист-Конструктор 2007-01 (СВ). А. Чечин, Н. Околелов. Взлет по вертикали
R.Braybrook. British Aerospace Harrier and Sea Harrier
Vic Flinthman. Post-war military aircraft in British service
FAQs.org. Greg Goebel. Air Vectors. The BAE/MDD Harrier
PKL 1994-03. Harrier


Уголок неба. 2019  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: