Реклама...

    


 
 
главная послевоенная авиация штурмовики
   Harrier GR.3
       
Разработчик: Hawker Siddeley
Страна: Великобритания
Первый полет: 1973
Тип: Многоцелевой штурмовик с ВВП
  ЛТХ     Доп. информация
   


Самолет Harrier является первым в мировой практике авиастроения серийным боевым самолетом, способным совершать вертикальный или укороченный взлет и посадку. Созданию Харриера  предшествовали длительные испытания созданного фирмой Hawker Siddeley самолета вертикального взлета и посадки Р-1127 "Кестрел", опытный образец которого совершил свой первый полет 24 ноября 1960 г. Серийное производство истребителей Harrier было начато в 1967 году, а в 1969 году была сформирована  первая боевая эскадрилья (12 машин), вошедшая в состав ВВС Великобритании.

Особенностью самолета является его силовая установка, состоящая  из одного турбореактивного двухконтурного двигателя с изменяемым направлением вектора тяги. Изменение направления вектора тяги осуществляется двумя парами поворотных сопел, расположенных по бокам фюзеляжа. Они поворачиваются синхронно на 98,5╟, позволяя  использовать тягу двигателя для вертикального взлета и посадки. Боковые воздухозаборники имеют створки, которые открываются внутрь канала на режимах вертикального взлета и полета с малой скоростью и обеспечивают увеличение расхода воздуха. Имеется система отбора воздуха к соплам реактивного управления. Для вертикального взлета  двигатель разгоняется до взлетного числа оборотов, самолет при этом сдерживается тормозами, сопла двигателя направлены назад. Затем они поворачиваются полностью вниз, и самолет отрывается от земли. Взлет с небольшим разбегом осуществляется при установке сопел в некоторое промежуточное положение. Посадку можно осуществлять вертикально, с малым или обычным пробегом.

Самолет имеет выполненный в основном из алюминиевых сплавов фюзеляж, в передней части которого Находится герметизированная кабина пилота, оборудованная катапультируемым креслом.

Двигатель и топливный баки расположены в средней части фюзеляжа, а реактивные сопла продольного и путевого управления - в хвостовой (в обтекателе). Шасси велосипедной схемы в полете убираются внутрь фюзеляжа, а поддерживающие стойки на концах крыльев поворачиваются назад.

Основой радиоэлектронного оборудования британских самолетов Harrier является инерциальная прицельно-навигационная   система FE541 фирмы "Ферранти", обеспечивающая автономный выход самолета к цели, прицеливание, бомбометание, пуск ракет и стрельбу из пушек. Кроме того, самолеты оснащаются KB и УКВ радиостанциями, аппаратурой ближней навигации "ТАКАН" и радиолокационного опознавания.

В состав вооружения самолета входят две подвесные пушечные установки с 30-мм пушками "Аден", размещаемые под фюзеляжем.  Кроме того, имеются пять узлов для подвески разнообразного вооружения и топливных баков общим весом 2300 кг.

Появление следующей модификации - "Харриер" GR.3 - было вызвано развитием управляемого оружия класса "воздух-поверхность", прежде всего, авиабомб и ракет с лазерным наведением. На таких самолетах в измененной носовой части фюзеляжа устанавливался лазерный дальномер-целеуказатель "Ферранти" "тип 106" LRMTS (Laser Rangefinder & Market Target System). Луч лазера мог отклоняться в любом направлении на угол 25╟ от продольной оси самолета. Дальномер-иелеуказатель был интегрирован с бортовым прицельно-навигационным комплексом (вычислителями NDC, WAC и инерциальной навигационной системой). Из-за установки LRMTS пришлось отказаться от встроенного аэрофотоаппарата. Кроме того, "тройка" получила станцию предупреждения о радиолокационном облучении "Маркони" ARI. 18223 с двумя антеннами в прямоугольном обтекателе на киле.

Дальнейшее совершенствование "Пегасуса" привело к появлению новой модификации ТРД - "Пегасус" 11 (Мк.103) тягой 21500 фунтов (9760 кгс), которую установили на "Харриере" GR.3. Вместо двух генераторов по 4 кВА на самолете установили один, но более мощный - "Лукас" в 12 кВА. Применили и более мощную вспомогательную силовую установку "Лукас" Мк 2.

Испытания "Харриера" с новой бортовой аппаратурой провели в 1973 г.

В 1975 г. выпустили 12 "Харриеров" GR.3, а в 1979-1980 гг. - ещё 24. Кроме того, четыре самолета собрали для компенсации потерь после фолклендского конфликта. Таким образом, в общей сложности выпустили 40 таких самолетов, а также переоборудовали в модификацию GR.3 41 машину "Харриер" GR.1/GR.1A.

 




 ЛТХ:
Модификация   Harrier GR.3
Длина   13.87
Высота   3.45
Размах крыла   7,7
Колея шасси   6,76
Площадь крыла, м2   18,68
Масса, кг:  
пустого самолета   6140
максимальная взлетная   11430
максимальной боевой нагрузки  
  при взлете с коротким разбегом   3600
  при вертикальном взлете   2300
Tоплива во внутренних баках   2295
топлива во внешних баках   2400
Двигатель   1 ТРД Rolls Royce Pegasus Mk.103
Тяга, кгс   1 х 8752
Максимальная скорость полета:  
  у земли, км/ч   1180
  на большой высоте   М=1,3
Взлетная дистанция  
  при взлете с коротким разбегом, м   305
Перегоночная дальность,. км   3425
Боевой радиус действия   520
Максю эксплуатационная перегрузка   7,8
Практический потолок, м   15200
Экипаж, чел   1
Вооружение:

  две 30-мм пушки Aden c 200 патронами на пушку.
  боевая нагрузка - 2300 кг на девяти узлах подвески:
 четыре под каждой консолью крыла и один под фюзеляжем между пушечными установками.
 На двух подкрыльевых узлах, расположенных впереди подкрыльевых стоек шасси, устанавливаются пусковые установки для УР AIM-9L "Сайдвиндер" класса "воздух-воздух" малой дальности стрельбы. На остальных узлах могут подвешиваться бомбы различного назначения, пусковые установки неуправляемых авиационых ракет и топливные баки.


 Доп. информация :


 Фотографии:

 Harrier GR.3
 Harrier GR.3
 Harrier GR.3
 Harrier GR.3 (c) Klemens Hoevel
 Harrier GR.3
 Harrier GR.3 (c) Erik Frikke
 Harrier GR.3
 Harrier GR.3
 Взлет с "подскока" Harrier GR.3
 Кабина пилота Harrier GR.3 (c) jetartaviation.co.uk

 Варианты окраски:

 Harrier GR.3 1 Sq. RAF
 Harrier GR.3 1 Sq. RAF
 Harrier GR.3 4 Sq. RAF

 



 

Список источников:

Эксмо. Андрей Харук. Самолеты вертикального взлета "Харриер" и Як-38
Чечин А.А., Околелов Н.Н. Взлет по вертикали
R.Braybrook. British Aerospace Harrier and Sea Harrier
Vic Flinthman. Post-war military aircraft in British service
Aircraft in British Military Service 1946 - 1998
FAQs.org. Greg Goebel. Air Vectors. The BAE/MDD Harrier
AirDOC. ADP014. M. Herbote, W. Zetsche. British Harriers
Osprey. J. Dibbs, T. Holmes. Harrier : The V/STOL Warrior
Ian Allan. Denis J. Calvert. Harrier
Aeroguide 12. Hawker Siddeley Harrier GR Mk 3/T Mk 4
Squadron/Signal 1058. Don Linn. Harrier in action


Уголок неба. 2019  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: