Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация истребители
   F-111C
       
Разработчик: General Dynamics
Страна: США
Первый полет: 1968
Тип: Многоцелевой истребитель-бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Последним местом службы F-111 стал австралийский Эмберли, где базировались 1-я и 6-я эскадрильи Королевских ВВС Австралии (RAAF), до 2010 года вооруженных этими самолетами. Они были региональной элитой - самой мощной группировкой бомбардировщиков к югу от Японии.

Отметив 37-ю годовщину службы, австралийский авиапарк F-111(пополненный в 1994 году закупкой F-111G, отслуживших в ВВС США) прекратил свое существование и был снят с вооружения. Последние F-111G 6-й эскадрильи были сняты с эксплуатации в сентябре 2007 года, а в 2010 году последние полеты совершили оставшиеся в 1-й и 6-й эскадрильях четыре RF-111С и 17 F-111C. Теперь на смену им пришли многоцелевые самолеты Boeing F/A-18E/F Super Hornet.

Обойдя такие самолеты, как Mirage IV, TSR.2, F-4 Phantom II и А-5 Vigilante, F-111 был выбран правительством Австралии для замены парка устаревших бомбардировщиков Canberra. Заказ на 24 самолета, размещенный в октябре 1963 года, предусматривал покупку варианта F-111А, который позднее заменили на F-111С.

Австралийские F-111С были гибридным вариантом, сочетавшим фюзеляж, бортовое оборудование и двигатели F-111А с крылом увеличенного размаха, усиленным шасси и силовым узлом крыла от стратегического FB-111A. Новый вариант имел восемь подкрылевых узлов подвески. На австралийских самолетах установлена передняя боевая РЛС AN/APQ-113, используемая для навигации и управления вооружением (20-мм пушкой и управляемыми ракетами класса "воздух-воздух" AIM-9 Sidewinder. Эти самолеты получили серийные номера USAAF 67-125/148 и номера RAAF A8-125/148.

Из-за проблем с силовым узлом крыла у F-111А ВВС США самолеты в 1968 году были поставлены на хранение в Форт Уорте, что, естественно, вызвало недовольство австралийцев. Лишь в июле 1973 года первые четыре самолета приземлились в Эмберли, возле Брисбена. До этого момента образовавшуюся брешь в обороне закрывали 24 F-4E Phantom, взятых в аренду у ВВС США.

Самолеты поступили на вооружение 1-й и 6-й эскадрилий 82-го авиакрыла. В 1982 году к ним добавили еще четыре F-111А, полученных для замены выбывших от ВВС США. Эти самолеты были доработаны в Эмберли до стандарта F-111С, единственным отличием стало сохранение менее прочного силового узла крыла.

Первый заказ предусматривал поставку шести разведывательных RF-111А, но этот вариант так и не был построен. RAAF пришлось ждать до 1979 года, когда четыре F-111C были переделаны в разведчики RF-111C.

В результате сокращения ВВС США после окончания холодной войны в 1992 году Тактическое авиационное командование предложило Австралии 15 F-111G.

Часть из них использовалась одним звеном 6-й эскадрильи до 2007 года, причем осуществлялась постоянная ротация самолетов между частью и базой хранения.

82-е авиакрыло и по сей день остается самой мощной ударной силой в своем регионе. Мало кто знал, что ее дочернее подразделение, Ударно-разведывательная группа (Strike and Reconnaissance Group) на F-111 была единственной частью к югу от баз ВВС США в Корее и Японии, способной наносить удары ночью.

Чтобы сохранить боеспособность самолета на всем протяжении срока службы, требовалось решить ряд проблем, одной из них было устаревшее радиоэлектронное оборудование, разработанное в 1960-х годах. Поэтому для F-111C/RF-111С была создана и реализована программа модернизации AUP (Avionics Upgrade Programme).

Программа AUP позволила расширить возможности самолета, упростив взаимодействие двух модификаций этой машины. F-111G также прошли аналогичные, но более дешевые доработки, проведенные ВВС США.

Программа предусматривает замену более 90% электронного оборудования. Новое оборудование выполнено на базе цифровой системы Stores Management System и шине данных MIL_STD-1553B. На самолеты устанавливаются новые бортовые компьютеры IBM AP-102, новая система навигации на базе лазерного гироскопа Honeywell 423 (AN/ASN-41) и системы ГПС Rockwell-Collins, РЛС следования рельефу местности AN/APQ-171. Боевая картографическая РЛС была модернизирована до стандарта AN/APQ-169. Последний модернизированный самолет был передан ВВС в 1999 году. Кроме замены бортовой электроники F-111C подверглись в 1994 году еще одной модификации - на самолеты установили двигатели TF30-P-109RA. Так же в планах ВВС продолжить модификацию БРЭО самолета , в частности установка новой системы предупреждения об облучении радаром ALR-2002 вместо AN/ALR-62, системы постановки помех AN/ALE-40 и комплексов РЭБ AN/ALQ-131 и AN/ALQ-184. Благодаря всем этим мероприятиям F-111C планируется оставить на вооружении RAAF до 2020 года.

Параллельно с реализацией программы AUP на F-111С установили более мощные двигатели TF30-P-109, а на F-111G - гибридный вариант TF30-P-107/109 (другое обозначение Р-108). Последний был разработан инженерами RAAF совместно с Pratt & Whitney, при этом решалась задача установки на отличающийся по конструкции планер F-111G.

В военное время основной задачей F-111 была охрана морских рубежей Австралии и нанесение высокоточных ударов. В мирное время 1-я эскадрилья считалась боевой, а 6-я отвечала за подготовку пилотов.

Вооружение самолетов включало обычные бомбы Мк 82 и 84, бомбы с лазерным наведением Paveway и противокорабельные ракеты AGM-84D Harpoon. Основным недостатком признавалось отсутствие противорадиолокаци-онных ракет. Для самообороны самолеты могли использовать ракеты AIM-9M. Все F-111C были оснащены контейнерами AN/AVQ-26 Pave Tack (F-111G не могли осуществлять целеуказания), и RAAF были последним в мире пользователем этой системы.

Эмберли оставался базой F-111 в мирное время, а в случае войны самолеты могли действовать с нескольких аэродромов на северном побережье Австралии. В мирное время эти аэродромы имели сокращенный штат, но могли быть быстро развернуты до полного состава в случае обострения обстановки. Планировалось, что в случае войны обе эскадрильи F-111 войдут в состав 95-го Особого ударного авиакрыла. Это было подразделение смешанного состава, в котором наряду с F-111 должны были действовать другие самолеты RAAF (такие как Orion и Hornet), а также подразделения сил союзников Австралии.



 ЛТХ:
Модификация   F-111C
Размах крыла, м  
  максимальная   21,34
  минимальная   10,34
Длина самолета, м   22,40
Высота самолета, м   5,22
Площадь крыла, м2   51.10
Масса, кг  
   пустого самолета   21398
   максимальная взлетная   45359
   топлива   14738
ПТБ   до 6 х 2271 л
Тип двигателя   2 ТРДДФ Pratt Whitney F30-P-109RA
Тяга, кгс   2 х 9453
Максимальная скорость, км/ч   2355
Практическая дальность, км   4710
Боевой радиус действия, км   1800
Практический потолок, м   18300
Экипаж, чел   2
Вооружение:

  Одна 20-мм шестиствольная пушка М61А1 Вулкан с 2028 патронами.
 Боевая нагрузка 14300 кг на 8 узлах подвески
 907,454,340 и 227 кг бомбы, бомбы с лазерным наведением Paveway , бомбы c оптронным наведением GBU-15,
 До 12 УР воздух-земля AGM-65 Maveric
 До 6 УР воздух-воздух AIM-9L Sidewinder.
 2 ПКР AGM-84A Harpoon или ПРЛУР AGM-88 HARM
 В роли фронтового бомбардировщика 24 бомбы Мк.82


 Доп. информация :


  Фотографии:

 F-111C
 F-111C       (c) Kevin J. Gruenwald
 F-111C       (c) George Canciani
 F-111C       (c) Daniele Faccioli
 F-111C       (c) Neil Jones
 RF-111C 
 Кабина пилота F-111C       (c) George Canciani

  Схема:

 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 F-111C RAAF

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. F-111. Служба в Эмберли
Эдмунд Цихош. Сверхзвуковые самолеты
Виктор Шунков. Современная военная авиатехника
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. General Dynamics F-111С
Сайт F-111.net
W. Green, G. Swanborough. The Complete Book of Fighters


Уголок неба. 2012  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: