Уголок неба ¦ Турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой РД-33

Реклама...

    


 
 
   главная двигатели турбовентиляторные
 
   РД-33
       
Страна: СССР (Россия)
Тип: Турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой

 

Двигатель РД-33 считается одним из лучших образцов мирового двигателестроения и по своим удельным параметрам, высотно-скоростным характеристикам находится на уровне мировых стандартов. Но доводка его не была простой и конструкторам НПО имени В.Я.Климова, которое ранее создало ТРД ВК-1 для МиГ-15бис, однако впервые приступило к созданию двухконтурного двигателя, пришлось преодолеть много проблем. Достаточно сказать, что в процессе испытаний два опытных самолета - второй и четвертый - были потеряны из-за отказов двигателей (в обоих случаях летчики - А.В.Федотов и В.Е.Меницкий - благополучно катапультировались). В 1989 году на Парижском авиасалоне летчик-испытатель А.Квочур был вынужден катапультироваться из самолета на предельно малой высоте после попадания птицы в воздухозаборник и в результате отказа правого двигателя.

Техническое проектирование РД-33 началось в 1968 году, стендовые испытания начались в 1972 году, поставки - в 1976 году, массовое серийное производство - в 1981 году. Он устанавливается на всех модификациях МиГ-29. РД-33 - двухвальный ТРДДФ с низкой степенью двухконтурности. Применены четырехступенчатый компрессор низкого давления и девятиступенчатый компрессор высокого давления, кольцевая камера сгорания имеет форсунки с воздушным распылом топлива, обеспечивающие малый уровень дымления для ряда марок топлива. Одноступенчатая турбина высокого давления с монокристаллическими охлаждаемыми лопатками, одноступенчатая турбина низкого давления. Сопло всережимное. Гидромеханическая система управления подачей топлива.

Двигатель РД-33 устойчиво работает на земле при температуре от +60 до -60 C и в воздухе при температуре на входе не свыше 200 C, при максимальной приборной скорости 1500 км/ч до высоты 11000 м, при минимальной приборной скорости 350 км/ч на высоте более 15000 м и 300 км/ч на высоте менее 15000 м. Сохраняет работоспособность даже при отрицательных воздушных скоростях при практически любых пространственных положениях самолета. Статический потолок при истинной скорости более 1700 км/ч достигает 20000 м, динамический потолок - 21500 м. Масса полностью силовой установки 1217 кг.

РД-33 позволяет самолетам МиГ-29 совершать взлет с полной боевой нагрузкой на одном двигателе с включением второго двигателя уже в воздухе. Это позволяет сэкономить драгоценное время при взлете по тревоге. Замена двигателя достаточно проста и занимает сравнительно немного времени - около часа (пятью механиками) с учетом проверки его работы после установки. Основной недостаток ранних моделей двигателя - малый межремонтный ресурс (350 ч).

Турбореактивный двигатель РД-33 является одним из лучших в мире двухконтурных двигателей четвертого поколения в своем классе тяги. Применяется на известном российском истребителе МиГ-29 и его модификациях. За создание этого истребителя с двигателями РД-33 были присуждены Ленинская и Государственная премия СССР.

В настоящее время разработана модификация РД-33Н для однодвигательных самолетов МиГ-21, в том числе:  СМР-95 для модернизации французских истребителей Мираж III и Мираж F-1;

Для улучшения летно-технических характеристик истребителя МиГ-29 разработано сопло с управляемым вектором тяги.

Двигатель выполнен в модульной конструкции. РД-33, благодаря высокому уровню газодинамической устойчивости не накладывает никаких ограничений на пилотирование самолета, обладает высоким темпом нарастания тяги по скорости полета, что особенно важно для фронтового истребителя.

Благодаря модульной конструкции Завод Климова освоил локальный ремонт двигателей с заменой модулей в эксплуатации.

Конструктивные особенности:

  • 4-х ступенчатый осевой компрессор низкого давления;
  • 9-ти ступенчатый осевой компрессор высокого давления;
  • короткая кольцевая камера сгорания с 24 форсунками;
  • одноступенчатая турбина высокого давления;
  • одноступенчатая турбина низкого давления;
  • второй контур;
  • форсажная камера с регулируемым соплом;
  • электронно-гидромеханическая система автоматического регулирования.

 





 








Полный форсированный режим:

Тяга, кгс:

- максимального форсажирования 9700
- минимального форсажирования 7800
Удельный расход топлива, (кг/ч)/кгс
- максимального форсажирования 1.86
- минимального форсажирования 1.36
Расход воздуха в режиме:, кг/сек  
- максимального форсажирования 104
- минимального форсажирования 104
Число оборотов оси высокого давления в режиме:, об/мин  
- максимального форсажирования 8316
- минимального форсажирования 8316
Максимальный нефорсированный режим:

Тяга, кгс

- максимальный (без форсажирования) 7800
- номинальный (наименьший расход топлива) 3300-4500
- малого газа 350
Удельный расход топлива, , (кг/ч)/кгс .
- максимальный (без форсажирования) 0.88
- номинальный (наименьший расход топлива) 0.76
- малого газа (часовой расход), кг/ч 900
Расход воздуха в режиме:, кг/сек
- максимальный (без форсажирования) 104
- номинальный (наименьший расход топлива) 75-90
- малого газа 30
Число оборотов оси высокого давления в режиме:, об/мин  
- максимальный (без форсажирования) 8316
- номинальный (наименьший расход топлива) 6890-7400
- малого газа 5630
Степень двухконтурности 0.4-0.46

Полная степень повышения давления в компрессоре

20-21

Мах температура газов перед турбиной, К

1680

Ресурс, час.

4000

Габаритные размеры, мм:

длина

4230

максимальный диаметр 1040
Масса, кг 1055



Уголок неба. 2004 



 

  Реклама: