Уголок неба ¦ Lockheed C-69 Constellation

Реклама...

Абонентское юридическое обслуживание https://yourlawyer.ru для частных лиц и компаний.
    


 
главная авиация второй мировой транспортные
   C-69 Constellation
       
Разработчик: Lockheed
Страна: США
Первый полет: 1943
Тип: Тяжелый транспортный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 30-е годы прошлого века американская фирма "Локхид" уверенно вышла на рынок пассажирских самолетов с семейством довольно удачных двухмоторных лайнеров "Электра" - L-12, L-14 и L-18. Поэтому неудивительно, что когда в 1939 г. авиакомпаниям "Пан Америкен" и "Трансконтинентал энд Вестерн Эйр" (TWA) понадобился новый самолет пасажировместимостью 40 человек для дальних магистралей протяженностью до 3500 миль, они обратились именно к "Локхиду".

Работу над новым заданием возглавили конструктор Хэл Хиббард и аэродинамик Келли Джонсон. Разработка велась не "с нуля" - в основу был положен проект L-44 "Экскалибур", рассчитанный на 21 пассажира и завершенный в 1938 году, однако так и не воплощенный в металл. Новый проект, соответствовавший требованиям заказчиков, получил обозначение L-49 и название "Экскалибур А", вскоре измененное на "Констеллейшн".

Работа над "49-й моделью" продвигалась довольно медленно. Это во многом было вызвано массой технических новшеств, примененных конструкторами в стремлении создать настоящий "лайнер завтрашнего дня". В итоге у них получился элегантный четырехмоторный низкоплан с трехкилевым оперением. Расчетная пассажировместимость составляла 44 человека.

Наиболее характерными новшествами, примененными в самолете, стали трехлопастные винты изменяемого шага с возможностью реверса, гидравлические бустерные усилители в каналах управления элеронами, рулями высоты и направления, герметичная кабина, а также трехопорное шасси с носовой опорой и спаренными колесами на очень длинных стойках (для обеспечения приемлемого расстояния от винтов до земли).

Нападение Японии на Перл-Харбор 7 декабря 1941 г. и вступление США в войну привело к крутому повороту в судьбе "Созвездия". Прототип, строительство которого велось на заводе в Бербанке (штат Калифорния), был реквизирован Авиационным корпусом Армии США для применения в качестве военно-транспортного самолета. Но строившиеся "Локхидом" истребители Р-38 "Лайтнинг", а также морские патрульные самолеты "Хадсон" и "Вентура" были на войне гораздо нужнее пассажирского лайнера. Поэтому работы над прототипом L-49, получившим военное обозначение С-69, шли неспешно. Наземные испытания самолет начал еще с гражданской регистрацией NX25600, но к моменту первого взлета - 9 января 1943 г. - он уже получил военный номер 43-10309.

Для испытаний пришлось пригласить летчика-испытателя фирмы "Боинг" Эдди Аллена, поскольку фирменные пилоты "Локхида" не имели опыта испытаний таких тяжелых многомоторных машин. В первый же день самолет выполнил шесть полетов - три под управлением Аллена и три, в ходе которых он выполнял функции второго пилота, а управлял самолетом "локхидовский" пилот Майло Бархем, ранее не поднимавший в воздух ничего тяжелее "Лайтнинга".

В первом полете на борту С-69 находился один из создателей самолета Келли Джонсон. В тот же день "Констеллейшн" перегнали с заводского аэродрома на авиабазу "Мюрок Филд" (нынешняя авиабаза "Эдварде"). А чуть более месяца спустя Эдди Аллен погиб на испытаниях бомбардировщика В-29...

Самолет получил моторы "Райт" R-3350-35 мощностью по 2200 л.с. Эти 18-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения относились к наиболее мощным в те времена. Но основными их потребителями были тяжелые бомбардировщики В-29, что накладывало существенные ограничения на объемы предполагаемого производства транспортников "Л окхида".

В общей сложности предполагалось приобрести порядка 300 экземпляров серийных С-69 разных модификаций: базовой С-69, рассчитанной на перевозку 81 солдата; С-69А - специализированной для перевозки войск (без возможности конвертации в грузовой вариант); С-69В - с увеличенной дальностью; С-69С и С-69D - для перевозки VIP-персон (соответственно на 43 и 57 пассажиров) и С-69Е - "морозоустойчивый" вариант для применения в Арктике.

На практике же эти планы были реализованы лишь частично. Изготовили 22 серийных самолета: 21 С-69 и единственный С-69С. Прототип С-69 переоборудовали в опытный ХС-69Е, но серийно эта модификация не строилась.

На стадии эскизного проекта остался бомбардировочный вариант "Констеллейшна" - ХВ-30, предложенный в 1940 г. в ответ на возникшую потребность в бомбардировщиках дальнего действия. Он был представлен на конкурс вместе с проектами "Боинг" ХВ-29, "Дуглас" ХВ-31 и "Консолидейтед " ХВ-32. Итог конкурса известен - для реализации отобрали проекты "Боинга" и (для подстраховки) "Консолидейтед", а ХВ-30 и ХВ-31 канули в Лету.

16 апреля 1944 г. С-69 установил рекорд скорости трансконтинентального перелета, преодолев расстояние от западного до восточного побережья США - из Бербанка до Вашингтона - за шесть часов 57 минут 51 секунду. Подобное достижение позволило президенту TWA Джеку Фраю заявить: "Завтрашний день уже наступил!". Через несколько дней этот же самолет осуществил 50-минутный полет под управлением Орвилла Райта - 72-летнего пионера авиации. Символично, что самолет поднялся в воздух с авиабазы его имени "Райт Филд" (штат Огайо).

В 1944-45 гг. около полутора десятков С-69 применялись в качестве транспортных самолетов на Тихоокеанском ТВД. Здесь в полной мере оценили их большую дальность полета и максимальную скорость, превышавшую аналогичный показатель японских истребителей "Зеро".

После войны С-69 еще несколько лет служили в составе Авиатранспортного командования ВВС США, но в рамках стандартизации самолетного парка были заменены "дугласами" С-54. Большинство списанных военными С-69 выкупила фирма-производитель (два самолета не "дожило" до этого момента - "Констеллейшн" No.1972 разбился 18 сентября 1945 г., а N21973 был разрушен в ходе статических испытаний).

После ремонта самолеты распродали под обозначением L-49 гражданским авиакомпаниям, в частности, TWA. В американских авиакомпаниях бывшие военные машины спокойно летали до конца 50-х годов. Пять самолетов продали британской компании ВОАС.

Гораздо более насыщенной оказалась биография трех С-69, купленных у ВВС США в 1948 году авиакомпанией "Панаманиан". Эта абракадабра маскировала одну из подставных фирм, созданных израильскими спецслужбами для снабжения молодого еврейского государства.







 ЛТХ:
Модификация   C-69
Размах крыла, м   37.49
Длина, м   29.01
Высота, м   7.21
Площадь крыла, м2   153.29
Масса, кг  
  пустого самолета   22906
  нормальная взлетная   32659
Тип двигателя   4 ПД Wright R-3350-35 Cyclone 18
Мощность, л.с.   4 х 2200
Максимальная скорость , км/ч   531
Крейсерская скорость , км/ч   483
Практическая дальность, км   3862
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   7620
Экипаж, чел   4
Полезная нагрузка:   81 солдат


 Доп. информация :


  Фотографии:

 С-69
 С-69
 С-69
 С-69
 С-69
 С-69
 С-69
 С-69
 С-69 с контейнером Speedpak
 С-69C авиакомпании BOAC
 Кабина пилотов С-69

  Схемы:

 С-69

  Варианты окраски:

 С-69       (с) Arthur Sturgess
 С-69      (с) Arthur Sturgess

 



 

Список источников:

АвиаПарк. Андрей Харук. "Созвездие" Локхида
Андрей Крумкач. Транспортный самолет Lockheed C-69 “Constellation”
Aerofiles.com. Lockheed
Putnam. Rene J. Francillon. Lockheed Aircraft since 1913
Nationalmuseum.af.mil. Lockheed C-69
Profile Publications. Holmes G. Anderson. The Lockheed Constellation
MBI - Classic Airliners. Jim Winchester. Lockheed Constellation
1000aircraftphotos.com. No. 9302. Lockheed 049-46-10 C-69 Constellation (NX25600 c/n 049-1961)


Уголок неба. 2013 



 

  Реклама: