Уголок неба ¦ Wibault  280

Реклама...

    


 
главная довоенная авиация транспортные
   Wibault 280
       
Разработчик: Wibault
Страна: Франция
Первый полет: 1930
Тип: Транспортный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


На рубеже 30-х годов в гражданской авиации одной из самых популярных стала схема трехмоторного моноплана. Конструкторы считали, что подобная компоновка обеспечивала лайнеру достаточную мощность, а отказ любого из двигателей в полете не приводил к большим разворачивающим моментам. Практически в каждой стране, имевшей авиационную промышленность, появились пассажирские "трехмоторники". В Голландии таким самолетом был Фоккер F. Vll-3m (Fokker), в СССР - АНТ-9 А. Н. Туполева, в Германии - Юнкере Ju 52/3m (Junkers), в США - Форд Тримотор (Ford Tri-Motor), а в Италии машины фирмы "Савойя-Маркетти" (Savoia-Marchetti) - S.72 и S.73. Эти машины с неубираемым шасси имели разную конструкцию, но оказались вполне удачными и стали основными пассажирскими самолетами в своих странах.

Не осталась в стороне от увлечения "трехмоторниками" и Франция. Мишель Вибо, глава одноименной компании Wibault, еще в 1930 г. создает трехмоторный пассажирский низкоплан Wibault 280Т цельнометаллической конструкции с неубираемым шасси. Оснащенный девятицилиндровыми двигателями воздушного охлаждения Hispano-Suiza HS 90  самолет с экипажем из двух летчиков был рассчитан на перевозку 10 человек. Кресла стояли в два ряда, у каждого пассажира имелся свой иллюминатор овальной формы, а сзади салона располагался туалет. Первый прототип Wibault 280Т поднялся в воздух с аэродрома Виллакобли в ноябре 1930 г. Во время испытаний двигатели HS 90 вели себя ненадежно, и вскоре их заменили на семицилиндровые "звезды" Gome-Rhone Titan Major 7Kb (300 л. с). С новыми моторами прототип получил обозначение Wibault 281Т и в конце года уже "красовался" на авиационном салоне в Париже.

Второй прототип имел еще более мощные моторы - Titan Major  7Kd по 350 л. с. и стал называться Wibault 282Т. Вскоре такой же индекс получила и первая машина - ее двигатели были заменены на модификацию 7Kd. Испытания двух прототипов выявили недостатки лайнера. На крейсерской скорости и на посадке самолет вел себя неустойчиво и в конструкцию хвостового оперения внесли необходимые доработки, выполненные в октябре 1931 г. В марте 1932 г. оба прототипа продали авиакомпании CofA. К тому времени фирма Wibault объединилась с фирмой Penhoet и полное обозначение самолета стало Wibault-Penhoet Type 282Т.12.

В 1933 г. последовал первый заказ на шесть "трехмоторников" Type 282Т. Уже тогда во Франции существовала кооперация в авиастроении - крыло самолета клепали в Боже, а постройка фюзеляжа и окончательная сборка проходили в Курбевуа. Первые три серийные машины купила французская авиакомпания Air Union, и, присвоив всем самолетам красивое имя "Золотой Клиппер", использовала их на авиалинии Париж-Лондон (один Wibault 282Т этой компании разбился). Три других самолета начали службу на фирме CINDA, выполняя полеты по маршруту Париж - Прага - Стамбул. В октябре 1933 г. правительство Франции организует государственную авиакомпанию, и первые пять серийных Wibault 282Т вместе с двумя прототипами перешли в собственность Air France. В 30-е годы очень часто пассажирским самолетам, как и кораблям, присваивали собственные имена, и у всех семи "трехмоторников" к индексам добавились прилагательные: "Недовольный", "Быстрый", "Старательный", "Пламенный", "Неустрашимый", "Храбрый" и "Отважный".

В 1934 г. самолет проходит дальнейшую модернизацию и становится Wibault 283Т. Если на Type 282Т крыльевые двигатели имели капоты, а на носовом головки цилиндров не были закапотированы, то на Type 283Т на всех моторах стояли капоты типа NACA. Вместо двухлопастных винтов Gome-Rhone появились более современные пропеллеры Ratier, а основные стойки шасси получили обтекаемые "штаны". Кроме этого, увеличили емкость топливной системы до 1480 литров, а для сверхдальних перелетов имелась возможность установки дополнительных топливных баков (емкость топлива в этом случае составляла 2180 литров). Чтобы окончательно избавиться от путевой неустойчивости, увеличили высоту киля. А с сентября 1934 г. на стабилизаторе появились еще две небольшие вертикальные пластины. Подобные доработки выполнили впоследствии и на некоторых серийных Type 282Т. С апреля по октябрь 1934 г. для Air France выпускают 10 самолетов Type 283Т, и они также получают собственные имена: "Неутомимый", "Непобедимый", "Знаменитый", "Интригующий"; "Мстительный", "Честолюбивый", "Авантюрный", "Завоевательный", "Неуязвимый" и "Чудесный".

Авиакомпания "Эйр Франс" использовала пассажирские лайнеры в основном в Европе и прежде всего на главных трассах: Париж - Лондон и Париж - Кельн - Берлин. За время эксплуатации Type 282Т и Type 283Т заслужили репутацию надежных и комфортабельных самолетов. Отказы случались редко и лишь одна машина потерпела аварию 2 августа 1936 г. До 1938 г. "трехмоторники" оставались основными пассажирскими самолетами Air France, а затем их постепенно заменили на двухмоторные лайнеры Блох 220 (Bloch). На европейских авиалиниях гражданскую авиацию Франции стали представлять более современные и вместительные (16 человек) Bloch 220, а устаревшим Type 282Т и Type 283Т отводились в пассажирских перевозках уже не главные роли.

Однако с началом второй мировой войны пригодились и ветераны. Об их применении в ходе Второй Мировой войны точных данных нет, но в списке самолётов, находящихся в распоряжении Arme de`l Air можно найти упоминание о самолётах типа Wibault 33. Поскольку в реестре фирмы Wibault машины с таким номером не значится, можно сделать вывод, что это были все-таки W.283T приспособленные под военные нужды. На 10 мая 1940 г. в Альпийской Зоне в составе S.A.T. 1, 5, 8 ,9 находилось порядка 12 таких самолётов.

Свою летную карьеру "трехмоторник" Мишеля Вибо закончил транспортным самолетом.



 ЛТХ:
Модификация   Wibault 283T
Размах крыла, м   22.60
Длина, м   17.00
Высота, м   5.75
Площадь крыла, м2   63.80
Масса, кг  
  пустого самолета   4500
  нормальная взлетная   6500
Тип двигателя   3 ПД Gnome-Rhone 7Kd
Мощность, л.с.   3 х 350
Максимальная скорость , км/ч   285
Крейсерская скорость , км/ч   238
Практическая дальность, км   1120
Практический потолок, м   5100
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка::   до 10 пассажиров


 Доп. информация :


 Фотографии:

 Прототип Wibault 280T
 Прототип Wibault 280T
 Прототип Wibault 280T
 Wibault 280T
 Wibault 280T
 Wibault 281T 
 Wibault 282T
 Wibault 282T
 Прототип Wibault 283T
 Wibault 283T
 Wibault 283T
 Wibault 283T
 Wibault 283T
 Wibault 283T
 Wibault 283T
 Военный Wibault 283T
 Группа Wibault 283T на аэродроме
 Пассажирский салон Wibault 283T
 Кабина пилотов Wibault 283T

 Схемы:

 Wibault 280T
 Wibault 283T
 Схема салона Wibault 280T

 Варианты окраски:

 Wibault 280T    (c) Joseph de Joux
 Wibault 282T    (c) Joseph de Joux
 Wibault 282T    (c) Joseph de Joux
 Wibault 282T    (c) Joseph de Joux
 Wibault 283T    (c) Joseph de Joux

 



 

Список источников:

Самолеты Мира. Сергей Колов. Пассажирский "трехмоторник" Мишеля Вибо
Андрей Крумкач. Транспортный самолет Wibault  283
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Wibault  283
Docavia. Louis Bonte. l'Histoire des essais en vol 1914-1940
Le Fana de l'Aviation 1985-06-08. Robert Esperou. Les Trimoteurs Wibault
Le Fana de l'Aviation 2017-07. Bernard Bombeau. 1937, l'annee charniere


Уголок неба. 2017 



 

  Реклама: