Уголок неба ¦ Short S.11 Valetta

Реклама...

Строительство домов https://domdliavas.ru под ключ в Москве - проекты и цены на сайте.
    


 
главная довоенная авиация транспортные
   S.11 Valetta
       
Разработчик: Short
Страна: Великобритания
Первый полет: 1930
Тип: Легкий транспортный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Было время, когда существовали значительные разногласия по поводу что лучше: двухпоплавковые гидросамолеты или летающие лодки. Опыт эксплуатации имел тенденцию - по крайней мере, в Великобритании - в сторону стандартизации: для морских самолетов больших размеров используются летающие лодки, а для средних и малых размеров - двухпоплавковая компоновка. Однако еще есть место для дискуссии в области крупных морских самолетов и дилемма "летающие лодки или гидросамолеты" может вновь возникнуть неожиданно для многих, кто уже привык думать, что все крупные морские самолеты должны быть летающими лодками, в то время как более мелкие машины морской авиации должны оснащаться поплавками, и что такое разделение более или менее окончательное.

Те люди, которые имеют тесные контакты с британской авиацией, знают, что г-н Освальд Шорт - один из пионеров британской авиационной промышленности - уже давно придерживается мнения, что двухпоплавковый гидросамолет достаточно больших размеров может стать серьезным соперником летающим лодкам. Теперь появилась возможность испытать данную идею на практике, и на этой неделе был показан большой трехмоторный двухпоплавковый гидроплан компании Short. Данный самолет представляет собой взгляд г-на Шорта и его технического персонала на крупные двухпоплавковые гидросамолеты.

Каким бы ни был результат этого практического эксперимента, впоследствии может оказаться, что двухпоплавковая компоновка имеет то преимущество, что если возникнет такая возможность, гидросамолет может быть легко преобразован в самолет наземного базирования. Фактически шасси для сухопутного варианта было разработано одновременно с конструкцией машины. Сухопутная и поплавковая версии самолета показаны на рисунке ниже. Летающие лодки могут оснащаться выкатными тележками и даже быть преобразованы в амфибии, но стать самолетами наземного базирования должно быть результатом некоторой импровизации.

Еще одно преимущество конструкции компании Short заключается в том, что на имперских авиалиниях большой протяженности, на которых на одних участках маршрута применяются морские самолеты, а на других сухопутные, могут применяться машины данного типа, которые будут отличаться лишь вариантом ходовой части. Нет никаких оснований сомневаться, что машина будет одинаково пригодна в том или ином варианте. Таким образом, использование на всей протяженности маршрута самолетов одного типа будет иметь преимущество в том, что ответственный техническое обслуживание персонал будет одинаково знаком как с морским, так и с сухопутным вариантами. Необходимое для хранения число запасных частей может быть сведено к минимуму и, наконец, следует предположить, что цена будет снижена, поскольку эксплуатирующая авиакомпания будет иметь возможность заказать сразу 10 самолетов одного типа в двух комплектациях, а не пять машин одного типа и пять машин другого. Так что можно много что сказать о самолете компании Short. В связи с этим стоит, в частности, отметить, что машина была разработана в первую очередь как гидросамолет. Обычно машина проектируется в качестве самолета наземного базирования, а затем, когда требуется выполнение работ над морем, выполняется "установка на поплавки". Данное различие не столь очевидно, но оно имеет немалое значение. Еще одним важным моментом в пользу адаптации поплавкового или колесного шасси является то, что в резерве достаточно одной машины, так как в противном случае их потребуется две. Представляется, что полностью комплектный самолет (но без шасси) будет находиться в полной готовности. В случае неисправности находящейся в эксплуатации машины запасной самолет будет оснащен необходимой ходовой частью и отправлен на участок маршрута, где в нем возникнет необходимость.

Чертежи и фотографии масштабной модели позволяют выявить ряд интересных моментов в концепции новой машины компании Short. Начнем с того, что это моноплан - факт, который сам по себе необычен в стране, в которой основным типом самолетов являются бипланы. Выбор монопланной конфигурации крыла принес размещение крыльевых двигателей под несущими поверхностями в обтекаемых гондолах. Способ, который была получена широкая колея для поплавков (или колес), также интересен и необычен. Фюзеляж фактически поддерживается от поплавков или колес при помощи консольных балок, а не опорами шасси обычной компоновки. В результате благодаря широкой колее боковая устойчивость должна быть очень хорошей.

С точки зрения аэродинамики конструкция нового моноплана компании Short очень чистая и сам самолет имеет очень эффективный внешний вид. Мы понимаем, что испытания в аэродинамической трубе на модели показали, что это действительно так. Расчетный диапазон скоростей составляет более чем 2 : 1 и скороподъемность также будет хорошей.

Спор о том, что лучше - поплавковые гидросамолеты или летающие лодки - идет до сих пор, также как и по-прежнему максимально открыта для обсуждения более старая проблема: что является более предпочтительным - моноплан или биплан? В настоящий момент никто не может вполне определенно дать ответ на любой из этих вопросов. В Великобритании, следующей в последние годы программе интенсивного развития авиации, установила лидерство в области летающих лодок. Иностранным государствам потребуется несколько лет, чтобы обогнать уровень наших нынешних лодок.

Теперь мы обратимся к летающим лодкам, которые действительно мореходны в том смысле, в каком мы используем это выражение в нашей стране. Мы не думаем, сто кто-то всерьез будет оспаривать это утверждение. Другие страны, возможно, построят более крупные летающие лодки, но мы сомневаемся, что они могут создать более мореходные лодки. Говоря другими словами, мы считаем, что большинство людей, внимательно изучавших эту тему, признают, что наши относительно небольшие летающие лодки обладают значительно лучшей реальной мореходностью, нежели более крупные лодки, построенные другими странами.

Из всего этого, пожалуй, можно сделать вывод, что британские конструкторы, если они получат заказы на постройку гораздо более крупных, чем изготавливались ранее, летающих лодок, то они обоснованно могут рассчитывать на создание летательного аппарата, который будет иметь реальную мореходность и сможет находиться в море при любом его волнении. В ближайшем будущем это, вероятно, будет подтверждено или опровергнуто. Тем не менее, в данной статье речь пойдет не о летающих лодках.

С учетом признанного превосходства англичан над иностранными летающими лодками может показаться удивительным, что компания, которая своими летающими лодками создала себе репутацию во всем мире - Short Brothers, Рочестер, - отказалась от развития самолетов того типа, в создании которых она добилась больших успехов, и начала поиски в совершенно новой для себя области. Однако на самом деле данное действие компании Short Brothers выглядит вполне естественным. Г-н Освальд Шорт с тех пор, когда он и его братья с первых дней авиации стали работать в авиастроительной промышленности, заимел привычку смотреть далеко вперед. Несмотря на занятость теми типами самолетов, которые принесли компании успех, те, кто знает г-на Освальда Шорта очень хорошо, говорят, что он разрабатывал чертежи новых самолетов и часто задавал себе вопрос: можно ли достичь еще большего совершенства. Компания Short Brothers в течение последних пяти-шести лет проделала огромный объем экспериментальных работ и вознаграждение за эти дорогостоящие затраты материализовалось в виде значительных заказов, производства по лицензии за границей, и так далее. Но не в характере г-на Шорта сесть и почить на лаврах уже достигнутых результатов. Его можно назвать глубоким мыслителем и даже пророком, однако успех, который до сих пор сопровождает г-на Шорта, является достаточным доказательством того, что он очень далек от обычного мечтателя. Некоторые из новых проектов не имели безоговорочного успеха, но при проведении многих экспериментов было сделано на удивление мало неудач. Опыт, приобретенный компанией даже в неудачных экспериментах, имел для нее огромное значение.

Много лет назад г-н Шорт во время одного разговора случайно упомянул, что он до сих пор не уверен, что для определенных видов работ большой двухпоплавковый гидросамолет не является лучшим решением, чем однокорпусная летающая лодка. Мы не думаем, что в то время г-н Шорт имел определенное представление о подобном самолета. Скорее всего, он предполагал, что в ближайшее время ему удастся проверить свою теорию о большой машине. Ну, вот, наконец, возможность представилась, и компанией Short Brothers был создан моноплан Valetta, о котором пойдет речь в данной статье.

Гидросамолет Valetta, сильно отличающийся от обычных британских летающих лодок, был построен по заказу Министерства авиации в качестве экспериментального самолета с целью сравнения достоинств двухпоплавкового гидросамолета и летающей лодки. Также следует сказать, что этот моноплан цельнометаллической конструкции оснащен силовой установкой, состоящей из трех редукторных двигателей Bristol Jupiter XIF. Другими словами Valetta представляет собой радикальный отход от всего того, что стало традиционной британской практикой. Из того, что новая машина имеет примерно такой же общий полетный вес, что и летающая лодка Short Calcutta, можно будет относительно легко сравнить оба самолета и дать ответ на вопрос что лучше: поплавковые гидросамолеты или летающие лодки?

Довольно подробное описание гидросамолета Valetta появилось в выпуске журнала "Flight" за 22 августа прошлого года и теперь, когда машина построена и облетана, следует отметить некоторое количество изменений по сравнению с представленными год назад данными. В основном это касается весовых значений.

Общая компоновка гидросамолета Valetta хорошо показана на чертежах общего вида, представленных ниже. При рассмотрении этих схем видно, что Valetta является высокопланом, подкосы которого установлены в несколько необычной манере. Консольные балки, выступающие из нижних и верхних лонжеронов фюзеляжа, соединяются в расположенных под консолями крыла точках, к которым также прикреплены подкосы крыла и соединяющиеся с поплавками стойки. В целом данные подкосы образуют треугольные стержневые системы, которые статически устойчивы и способны передавать нагрузки по двум направлениям. Как показано на схеме ниже два крыльевых двигателя поддерживаются только лонжеронами крыла, т.е. нет никакой связи с системой перекрестных связей консольных балок. Поплавки расставлены широко друг относительно друга и поперечная устойчивость на воде должна быть очень хорошей, хотя при диагональном перемещении относительно волн неспокойного моря широко расставленные поплавки могут раскачивать машину во время ее движения.

Хотя фюзеляж имеет большие габаритные размеры и предоставляет внутренним помещениям достаточную высоту, он смотрится маленьким по сравнению с крылом и как следствие интерференционное сопротивление не должно быть чрезмерным. То, что минимальный коэффициент лобового сопротивления этой машины достаточно мал, свидетельствует тот факт, что максимальная достигнутая скорость составляет 135 миль/ч (217 км/ч). Если в формулу высоких скоростей профессора Эверлинга (Everling High-Speed Figure) подставить значения удельных нагрузок на крыло и на мощность, то мы получим 16. Это значение очень высокое для трехмоторной машины, особенно с учетом того факта, что этот поплавковый гидросамолет.

В свой конструкции гидросамолет Valetta очень схож с летающей лодкой Calcutta. Тот факт, что первый из этих двух самолетов является монопланом и имеет фюзеляж обязательно означает изменения в размерах, но конструкционные методы изменились незначительно. Монопланное крыло имело стандартного двухлонжеронного типа; лонжероны были обычной для компании Short конструкции с фланцами и вертикальными стенками (гофрированными для увеличения жесткости) из дюралюминия и листовыми поясами для как можно более равномерного распределения прочности по всему размаху. Нервюры представляли собой балочные фермы из дюралюминиевых труб.

Конструкция фюзеляжа гидросамолета Valetta напоминает корпус летающей лодки Calcutta. Т.е. поперечные элементы конструкции (шпангоуты) были неразрезными, тогда как продольные элементы (лонжероны и стрингеры) состояли из множества элементов, прерывавшихся шпангоутами и прикреплявшихся к ним с помощью усилительных накладок. Обшивка, выполненная из листов дюралюминия, приклепывается к шпангоутам и стрингерам также, как и на летающей лодке.

Силовая установка гидросамолета Valetta состоит из трех новых двигателей Jupiter серии XI F. Двигатели этого типа, как написано в другой статье данного выпуска журнала, недавно прошли очень серьезные испытания с работой на форсированном режиме. Один двигатель установлен в носовой части фюзеляжа, а два других в обтекаемых гондолах под крылом. Для того чтобы уменьшить вибрации, передающиеся от двигателя на конструкцию самолета, были разработаны и установлены новейшие амортизирующие опоры и гасители колебаний. Система гашения вибраций заключалась в установке между задней перегородкой отсека двигателя и несущей конструкцией планера была установлена серия резиновых прокладок, как это показано на одном из наших рисунков. Двигатели фактически "плавали на резине" и значительное снижение вибрации может быть легко замечено в пассажирском салоне. Топливные баки размещены в крыле [лакуна] с непосредственной подачей топлива самотеком ко всем трем двигателям.

Запуск двигателей осуществляется при помощи стартеров компании Bristol, установленных на верхней части фюзеляжа, и когда машина [лакуна] и основные двигатели не работают, этот двигатель [лакуна] вращает генератор общего назначения для освещения [лакуна] радиосвязи. Также предусмотрен ручной механизм.

Дюралюминиевые поплавки типичной для компании Short формы и конструкции имеют очень большие размеры. Когда шло изготовление этих поплавков, было сказано, что каждый из них имеет длину примерно 40 футов (12,2 м) и водоизмещение 22500 фунтов (10206 кг). Поплавки установлены на стойках, выходящих из оконечностей фюзеляжных консольных балок, и поддерживались наклонными балками, выходившими из нижних лонжеронов фюзеляжа.

Хотя Valetta является в первую очередь экспериментальным самолетом, он также оборудован для выполнения пассажирских перевозок. В пассажирском салоне, имеющем длину 17 футов (5,18 м), ширину 6 футов 2 дюйма (1,88 м) и высоту 6 футов (1,83 м), размещены 16 пассажирских сидений. Это число может быть изменено в зависимости от задач, для которых будет предназначен этот самолет. Установленные в салоне сиденья аналогичны используемым на летающей лодке Calcutta и состоят из трубчатого каркаса с воздушными подушками, использующимися в качестве спинок и сидений. Данные воздушные подушки являются съемными и сконструированы таким образом, что в чрезвычайных ситуациях они могут использоваться в качестве спасательных жилетов.

Система вентиляции тщательно продумана и окна были установлены низко в боковых стенках пассажирского салона, так что пассажиры могут смотреть наружу и вниз на море без вытягивания своих шей.

В задней части пассажирского салона расположена большая уборная, оборудованная умывальной раковиной и прочим. За салоном находится багажное отделение, в крыше которого имеется большой люк. Данный люк используется для погрузки грузов по борт с помощью переносного деррик-крана. Люк в багажном отсеке также может служить в качестве аварийного выхода для пассажиров. Вход в пассажирский салон происходит через дверь на левой стороне фюзеляжа; также в машину можно попасть с помощью узкой лестницы, расположенной на одной из опор правого поплавка.

Перед пассажирским салонов расположена кабина пилотов; вход в кабину осуществляется из салона через раздвижную дверь. Кабина экипажа находится в носовой части фюзеляжа непосредственно за центральным двигателем и имеет хороший обзор во все стороны. В кабине предусмотрено размещение двух пилотов бок о бок на сиденьях, высота которых регулируется. Ветровое стекло занимает всю переднюю часть кабины пилотов. На крыше кабины имеются сдвижные панели; боковые панели в кабине также сделаны сдвижными. В задней части кабины экипажа выделено пространство для размещения радиооборудования; гидросамолет Valetta оснащен приемной и передающей радиоаппаратурой. Основу радиооборудования составляет станция Marconi A.D.8, которая в нормальных атмосферных условиях в режиме телеграфирования на несущих частотах может работать на дальности 300-400 миль (483-644 км), а в режиме телефонии - 200-250 миль (322-302 км).

Short Valetta, вероятно, является первым британским самолетом, который был разработан в качестве поплавкового гидросамолета и который одновременно имел вариант с колесным шасси для наземного базирования. Замена поплавков на колесное шасси является очень простым делом. Для использования на воздушных линиях большой дальности, например, на большей части территории Британской империи, компании, эксплуатирующие эти самолеты, существенно выиграют от этой замены. Самолеты одного типа могут использоваться на всех этапах маршрута, что, соответственно, значительно уменьшит количество запасных частей.

В пасмурную дождливую погоду лишь немногие (и то из-за полнейшей скуки) смогут выбрать аэродром или станцию гидросамолетов. Возможно второй вариант является более худшим выбором, поскольку нет никакой радости в наблюдении за тем как дождь падает на воду и делает ее еще более влажной. Но когда светит солнце, есть несколько более приятных способов провести время, нежели наблюдать за летающими гидросамолетами. Лишь немногие станции имеют привлекательные окрестности, как расположенная на берегу реки Медуэй гидросамолетная станция компании Short Bros., Ltd..

В среду 24 сентября погода смилостивилась (хотя утро было туманным) и поэтому большая группа людей, отправившаяся в Рочестер, очень повезло: они смогли наблюдать испытательный полет нового поплавкового гидросамолета-моноплана Valetta. Это был действительно восхитительный день. Полное описание гидросамолета Valetta уже было опубликовано в журнале "Flight" в выпуске от 25 июля этого года и поэтому нет необходимости делать это снова. Однако техническое описание не является необходимостью, чтобы показать всю красоту и изящество огромного моноплана, который в это утро отошел от своего причала. Красота в машине - слово, которое трудно поддается определению.

Гидросамолет Valetta несомненно обладает красотой линий, которая, безусловно, чаще достигается монопланами, нежели бипланами. Данный изящный аспект в какой-то степени снимает эффект от его размеров этого самолета и трудно осознать, что смотришь крупнейший, как считается, гидросамолет в мире.

Гидросамолет Short Valetta (три двигателя Bristol Jupiter) на реке Медуэй на пределами расположенного в Рочестере завода компании Short Brothers; обратите внимание на вспомогательный руль направления (снимок журнала "Flight")

Гидросамолет Valetta может вместить в себе 16 пассажиров, но в среду для выполнения испытательного полета их количество было ограничено двенадцатью; экипаж состоял из трех человек. Поплавки сами по себе являются замечательной вещью, так как по своей длине они такие же, как участвующие в гонках Оксфорд-Кембридж распашные восьмерки, но с бесконечно большим водоизмещением, чем у лодок академической гребли! Один из членов экипажа поднялся на правый поплавок с такой уверенностью, словно он находится на борту парохода, курсировавшего через Ла-Манш, но с гораздо меньшими приступами дурноты. Обтекатель стойки левого поплавка был открыт, чтобы раскрыть ряд ступеней, ведущих вверх в фюзеляж - я чуть не написал корпус (имеется в виду корпус летающей лодки), - и сброшенный вниз канат был использован в качестве поручня. Был спокойный день, но с небольшим ветром, который хотя и дул поперек реки, поплавки, тем не менее, не обращали ни малейшего внимания на рябь на водной поверхности. Мы карабкались в фюзеляж и с интересом смотрели на интерьер.

Мы уже были внутри летающей лодки Calcutta и можно сказать, что размеры и общая компоновка были весьма схожи. Сиденья, обитые серым вельветом, установлены по три в ряд: два с правой стороны и один с левой с проходом между ними. Места внутри самолета было достаточно и для надевшего шляпу человека с ростом в шесть футов. Шляпа была быстро помещена на багажную полку, и мы расположились в роскошных комфортабельных сиденьях. В задней части пассажирского салона было достаточно места для багажа. Перед салоном расположена радиорубка с невообразимым количеством проводов и приборов. Расположенная в носовой части двухместная кабина пилотов выглядит просторной и удобной. Остекление в кабине пилотов расположено почти по всему периметру и это должно быть необычайно приятное место, чтобы провести в нем солнечный день. Люк в верхней части кабины может быть открыт, если пилоты хотели получить глоток свежего воздуха. Передний обзор редко получают пассажиры поездов и самолетов, но я прекрасно помню, как я наслаждался временем, когда, несмотря на порывы ветра, мне разрешили находиться в кабине первой летающей лодки Calcutta - старой доброй VG - во время ее первого испытательного полета.

Ланкастер Паркер (Lankester Parker) занял свое место и два подкрыльевых двигателя Jupiter были запущены. Когда самолет отошел от причала, и когда гидросамолет стал медленно выруливать вперед, центральный двигатель Jupiter был включен. Пока двигатели разогревались, гидросамолет под управлением Паркера выполнил несколько оборотов. Было удивительно наблюдать насколько малы круги, которые наворачивал самолет со столь широкой колеей шасси. Гидросамолет исключительно маневрен на воде. Когда двигатели достаточно прогрелись, самолет развернулся и направился в наиболее выгодном направлении; ветер дул поперек реки, а сами двигатели были открыты. Я не смог определить время взлета - разбег гидросамолета настолько плавно проходил, что я, несмотря на то, что в тот момент смотрел на часы, не смог определить время отрыва. Но я заметил и был глубоко впечатлен, насколько чисты были поплавки во время гидропланирования. Четырехлопастных винтов было достаточно для создания большого количества брызг, но разбрызгивания не было вообще. Носовая волна каждого из поплавков плавно текла прочь без какой-либо тенденции к подбрасыванию над машиной.

Затем мы начали подниматься и смогли рассмотреть контуры одной из самых интересных частей Кента. Река Медуэй проходила между двух меловых массивов Сент-Даунса и представляет собой замечательное и, как я полагаю, уникальное зрелище среди пейзажей Англии. Но чтобы получить должный эффект надо лететь над ней. В тот же день видимость была необыкновенно хорошей. Паркер отвернул от Медуэя и пролетел через мост (знакомое раздражение автомобилиста), над Рочестером и доками и на открытым устьем Темзы. Высотомер в салоне был поврежден и я не мог определить, на какой высоте летела наша машина. Мне казалось, что самолет летел чрезвычайно низко, но затем я узнал, что мы набрали 2000 футов (610 м). Паркер говорит, что из-за огромных размеров машины у него самого возникло схожее чувство и поначалу он испытывал опасения при полете над городом, постоянно ожидая удара.

Илистые участки и вязкая глина на каждом берегу Медуэя, равно как и ветры, дувшие над расположенными у устья Темзы островами Шеппи и Грейн, были еще одной экстраординарной особенностью английского пейзажа, которая никогда не сможет быть правильно понята и оценена кроме как с воздуха. Дюжины полей были залиты водой и лишь границы отмелей показывались над водными потоками. Один пустынный дом, отдаленный от какой-либо суши, стоял в центре этой водной глади со скрытым под водой первым этажом. Кто бы мог подумать о постройке здания в этом месте, и каково людям жить в этом жутком месте! Мы были рады, узнав, что этот дом уже не является жилым, хотя кто-то, кому пришлось покидать это здание, возможно, жалел об утраченном доме. Те, кто проживает на болотах, довольно странные люди, хотя для них настоящим курьезом были мы, летевшие на гидросамолете.

Когда мы развернулись и стали возвращаться к построившему гидросамолет заводу, Паркер отклонил нос самолета вниз, совершил пикирование и очень быстро прошел мимо ожидавших гидросамолет Valetta фотографов. Стрелка индикатора воздушной скорости дошла до 120 (193 км/ч), хотя двигатели машины, конечно, не работали на полную мощность. Мы заметили, что набор высоты был хорошим и плавным. Пикирование и проход перед фотографами были выполнены с другой стороны; затем было произведено еще одно фотографирование над Рочестером и развернулся. С сожалением мы поняли, что Паркер собирается приземлиться. Все хорошее рано или поздно заканчивается. Мы были в воздухе около двадцати минут, но сколько всего мы увидели за это время! Слишком часто вид с воздуха выявляет унылую однообразность земных пейзажей. И с другой стороны, то, что на земле было, вероятно, уныло и непривлекательно, в воздухе выглядело захватывающе. И вода также в любой день с хорошей погодой становится самым прекрасным, что можно увидеть с высоты.

Паркер является мастером выполнения посадок на морских самолетах будь то летающие лодки или машины на поплавках, и данная посадка не могла быть выполнена кем-либо еще лучше. Поплавки просто скользнули в воду без малейшего намека на вибрации, пробежал некоторое время на реданах, после чего опустился и остановился. Когда мы покинули самолет, мы заметили, что в пассажирском салоне мы могли говорить без значительных усилий и не почувствовали практически никаких вибраций или других неприятных ощущений. Гидросамолет Valetta может получить самые высокие оценки с точки зрения пассажиров.

Еще предстоит выяснить, какое место будут занимать поплавковые гидросамолеты в коммерческих перевозках. Вряд ли он будет столь же мореходным как летающая лодка Calcutta, однако скорость и общие летные характеристики в сочетании с комфортом должны были дать ему будущее на участках дальних воздушных трасс, которые следуют над крупными реками или озерами. Мы, конечно, будем с живейшим интересом следить за будущим этого самолета.

Подобно тому, как солнце склонялось к закату, первая из трех летающих лодок Calcutta, заказанных для Королевских ВВС, совершила свой первый испытательный полет и показала, что самолеты данного типа доказали свои качества. Данные летающие лодки предназначены для расквартированной в Басре 203-й эскадрильи (No. 203).

Техническое описание

Считается, что выбор цельнометаллической компоновки является почти предрешенным. Реальные формы, примененные в конструкции самолета, очень похожи на общие принципы, схожие с примененными в летающих лодках компании Short в частности в лодке Calcutta. Внешние формы фюзеляжа, конечно же, отличаются от корпуса Calcutta, но основной принцип был тот же, т.е. L-образные шпангоуты, к которым металлическая обшивка была приклепана в виде коротких панелей. Внутренние продольные элементы прерывались шпангоутами также как и в корпусах летающих лодок компании Short.

Конструкция крыла гидросамолета Valetta также была аналогична крыльям летающей лодки Calcutta, хотя размеры, конечно, совершенно различны. Часть лонжерона монопланного крыла был недавно представлен в Олимпии, и читатели журнала "Flight" вспомнят, что этот лонжерон имеет впечатляющую глубину - где то в районе одного фута (0,305 м). Лонжероны данного типа с отличными результатами были использованы в летающих лодках Singapore и Calcutta и, несомненно, послужит хорошую службу на новом большом моноплане. Листы дюралюминия, использующиеся в конструкции лонжерона, имеют очень большую толщину. Лонжерон изготовлен равномерно прочными с добавлением слоистых усилений в тех местах, которые будут подвергаться наиболее интенсивным нагрузкам. Благодаря этому достигается очень экономичное распределение материала. Кроме того, слоистые конструкции имеют еще одно существенное преимущество: в случае некоторых незначительных скрытых недостатков в металле это будет ограничиваться одной лишь слоистой конструкцией и едва ли влияет на прочность всего лонжерона.

Нервюры моноплана также идентичны по конструкции нервюрам, использующимся в летающих лодках Singapore и Calcutta, с поясами и распорными балками из дюралюминиевых труб, соединенными с тонкими дюралюминиевыми штампованными деталями. Для высоконагруженных соединений была использована нержавеющая сталь. Там, где использовалась обычная сталь, она была защищена цинковым или кадмиевым покрытием. Все дюралюминиевые детали, используемые в гидросамолете, имели анодирующую защиту.

Поплавки, полностью изготовленные из дюралюминия, имели обычного для компании Short типа. По результатам обширных исследований в опытовом бассейне компании поплавки отличаются очень высокой эффективностью. Они будут давать очень чистый ход без тенденции к барсированию и иметь очень низкое сопротивление при движении по воде. Перегородки устанавливаются через короткие промежутки, образуя ряд водонепроницаемых отсеков. Поплавки обеспечены технологическими лючками, пробками сливных отверстий и системой трюмных трубопроводов, с помощью которых и ручного насоса можно находясь извне откачать все отходы из каждого отсека. В носовых частях поплавков были установлены проушины для буксировочного троса.

Во всех крупных и тяжелых двухпоплавковых гидросамолетах при диагональном расположении относительно волн могут возникнуть значительные разрушающие нагрузки, и проблемой всегда была способность выдержать эти нагрузки. В новом моноплане компании Short имеется особая система подвески поплавков, в которой, как уже было сказано выше, приносит большую помощь в решении данной задачи. Напряжения передаются через систему перекрестных связей и систему выносных балок глубоко в фюзеляж, который легко сможет выдержать их.

Колесное шасси имеет конструкцию из стальных труб и включало в себя амортизирующий механизм специальной конструкции. Основные и хвостовая стойки были оснащены колесами. При переходе от поплавков к колесам и наоборот будут использоваться специальные эстакады.

Силовая установка состоит из трех редукторных двигателей Bristol Jupiter серии IX, развивающих эксплуатационную мощность 485 л.с. при 2000 об/мин и максимальную мощность 525 л.с. при 2200 об/мин. Один двигатель установлен в носовой части фюзеляжа, а два других авиамотора размещены под крылом в обтекаемых гондолах. Все три моторные рамы устанавливаются на резиновые блоки с целью снизить до минимума уровень вибраций, которые передаются на конструкцию планера самолета. В моторных гондолах обеспечены условия для удобства осмотра и снятия магнето, карбюраторов и фильтров; также для обеспечения доступа ко всем частям двигателей моторные гондолы оборудованы съемными панелями. Двигатели оснащены устройствами для ручного привода, насосом для подкачки топлива при пуске двигателя и пусковым магнето. Также ко всем трем двигателям были подключены инжекторные газовые стартеры компании Heywood.

Обычная подача топлива осуществлялась из двух баков, расположенных в крыле в таком положении, что любая утечка топлива сдувалась с машины. Питание двигателей производится исключительно за счет силы тяжести, и таким образом самолет обходимся без бензонасосов и других элементов, утяжелявших его конструкцию. Баки связаны между собой, и все три двигателя могут запитываться либо от двух, либо от одного двигателя. Малые напорные баки установлены в топливной системе близко к двигателям чтобы во время взлета противодействовать эффектам ускорения. Для облегчения заправки насосом топливозаправочные трубопроводы направлены от баков к нижней части фюзеляжа. Для заполнения баков вручную в них установлены обычные фильтры и наливные пробки. На самолете будут установлены деревянные винты, но при желании за дополнительные средства и вес могут быть установлены металлические винты Leitner-Watts.

Фюзеляж трехдвигательного двухпоплавкового гидросамолета-моноплана компании Short рассчитан на размещение двух пилотов, расположенных бок о бок позади центрального двигателя. Кабина пилотов оснащена ветровым стеклом, раздвижными боковыми окнами и раздвижной крышей для использования в условиях очень жаркого климата, когда в кабине может стать слишком жарко. Обзор из кабины должен быть отличным. Два сиденья спроектированы с возможностью подниматься и опускаться во время полета. Двойное управление состоит из педалей и штурвалов.

Непосредственно за кабиной пилотов расположен передний багажный отсек, пространство которого предназначено для личных вещей экипажа, легкого багажа пассажиров и т.д.. По правому борту установлено радиооборудование. Переборка с раздвижной дверью образует заднюю стенку переднего багажного отсека и переднюю стенку пассажирского салона, в котором могут разместиться 17 пассажиров или 16 пассажиров и стюарт. Сиденья расположены по три в ряд: два близко друг к другу вдоль правого борта и еще одно одиночное, отделенное от остальных двух проходом, расположенным вдоль левого борта. Размеры пассажирского салона следующие: длина 17 футов (5,18 м), высота 6 футов (1,83 м) и ширина 6 футов 2 дюйма (1,88 м). Установленные по бортам салона большие окна имеют способность открываться. Стенки пассажирского салона частично обшиты звукоизоляционным материалом, чтобы уменьшить, насколько это возможно, внешние шумы. Для обеспечения вентиляции пассажирского салона в нем установлены вентиляторы. Кресла пассажиров аналогичны тем, что установлены в летающих лодках Calcutta. Данные кресла очень удобны и в то же время обладают малым весом. Каркас этих сидений изготовлен из дюралюминиевых труб и обшит кожей. В качестве сидений и спинок кресел используются воздушные подушки, которые в чрезвычайной ситуации могут стать очень эффективными спасательными поясами.

Вход в пассажирский салон осуществляется через две двери. Первая находится в передней части фюзеляжа по левому борту и попасть к ней можно через трап, установленный на наклонной стойке правого поплавка. Вторая дверь расположена на правой стороне фюзеляжа (в задней части пассажирского салона) и предоставляла доступ к основному багажному отделению. По левому борту от багажного отсека, отделенные от него стенкой, находятся санузел, оборудованный откидным умывальником и т.д.. Санузел от пассажирского салона отделяет раздвижная дверь.

Самолет оснащен очень обширным комплектом электрооборудования, включая навигационные огни, внутреннее освещение, якорные огни и "нерегулируемые" огни. Предусматривается также установка габаритных огней на законцовках крыла и освещение приборной кабины. На верхней части фюзеляжа - сразу же за раздвижной крышей над кабиной пилотов - установлен генератор двойного назначения, предназначенный для электро- и радиооборудования.

Приборное оборудование включает в свой состав обычные высотомер, индикатор воздушной скорости и т.д.. Также при необходимости могут устанавливаться указатель поворота компании Reid and Sigrist, указатель давления масла, датчик температуры и т.д.. В гондолах крыла установлены тахометры с большими циферблатами, хорошо видимыми из кабины пилотов. Телеметрические тахометры, соединенные с каждым из двигателей, давали число оборотов двигателей во время полета. Для пилотов предназначен компас P.4, а для навигации пеленгаторный компас 0,3. Также в фюзеляже самолета предусмотрено пространство для размещения всех необходимых показаний с компаса 0,3; запланировано размещение планшета, а также кладовой для грузов, инструментов и т.д.. В самолете предусмотрено размещение перископического навигационного визира в правой стороне кабины пилотов.

Самолет полностью оборудован приемо-передающей радиостанцией Marconi A.D.8, помещающейся в легко доступном месте в переднем отсеке. Антенна проходит сквозь нижнюю часть фюзеляжа и наматывается на барабан, когда не используется. Аварийная антенна устанавливается для использования, когда машина находится в воде в состоянии покоя. Одним своим концом она привязывается к мачте в верхней части фюзеляжа, а вторым к хвостовому оперению. Также в самолете предусмотрен полный комплекс корабельного оборудования и портальный кран специального типа, с помощью которого можно будет менять двигатели при нахождении самолета на воде.




 ЛТХ:
Модификация   S.11
Размах крыла, м   32.62
Длина самолета,м   21.47
Высота самолета,м  
Площадь крыла,м2  
Масса, кг  
  пустого самолета   6593
  максимальная взлетная   10433
Тип двигателя   3 ПД Bristol Jupiter XIF
Мощность, л.с.   3 х 525
Максимальная скорость, км/ч   217
Крейсерская скорость, км/ч   185
Практическая дальность, км  
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   до 16 пассажиров


 Доп. информация :


 Фотографии:

 S.11
 S.11
 S.11
 S.11
 S.11
 S.11
 S.11
 Колесный вариант S.11
 Колесный вариант S.11
 Пассажирский салон S.11

  Схемы:

 S.11

 



 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. Опытный пассажирский гидросамолет Short S-11 Valetta
Putnam. C.H.Barnes. Shorts Aircraft Since 1900
Flight 1930-10-03. A Flight in the short "Valetta"
Aeroplane Monthly. Mike Hooks. Mystery seaplane


Уголок неба. 2017 



 

  Реклама: