Реклама...

    


 
главная довоенная авиация транспортные
   S-42 Clipper
       
Разработчик: Sikorsky
Страна: США
Первый полет: 1934
Тип: Транспортная летающая лодка
  ЛТХ     Доп. информация
   


Техническое задание компании Pan American на трансатлантическую летающую лодку большой дальности, полученное 15 августа 1931 года, предусматривало способность самолета перевозить экипаж из четырех человек и 12 пассажиров на расстояние 4023 км (2500 миль) с крейсерской скоростью 233 км/час (145 миль/час).

30 ноября 1932 года авиакомпания подписала контракт с фирмой Martin на проектирование самолета М-130 и с фирмой Sikorski на самолет S-42.

Создав опытный образец самолёта-амфибии Sikorsky "S-42", разработчики самолёта добились того, что уже впервые поднявшись в воздух, эта летающая лодка-амфибия сразу побила 10 мировых рекордов. Конструктором этого необычного самолёта был Игорь Сикорский, который ранее был русским подданным и после русской революции уехал из страны и в Штатах получил гражданство и особенное признание. На его стороне был большой опыт, который в то время был лишь у немногих. Его практические знания в части создания больших самолётов были им получены еще в период до Мировой войны. Специфический опыт в создании больших летающих лодок, в первую очередь амфибий, возвращает нас назад в первые послевоенные годы. В течение многих лет Сикорский систематически и неуклонно разрабатывал самолеты различных типов. От самых маленьких, приводимых в действие одним мотором, через двух- и трехмоторные самолеты Сикорский пришел к своему самому известному типу - "S-40" - амфибии с четырьмя двигателями. "S-42" представляет собой дальнейшее развитие "S-40". С суммарной мощностью двигателей 2800 л.с. и взлётным весом 17,5 тонн "S-42" представляет самый большой самолёт из числа построенных на данный момент.

Данная летающая лодка была разработана и построена по заказу авиакомпании Pan American Airways, руководство которой считало, что достаточно большой самолёт подобного типа позволит соответствовать возрастающим требованиям при выполнения полётов на линиях в Центральной и Латинской Америке. По своей конструкции "S-42" представляет собой цельнометаллический высокоплан с поддерживающими крыло стойками и с двумя расположенными под консолями крыла поплавками. Силовая установка состоит из четырех авиационных двигателей Pratt & Whitney Hornet, каждый из которых на взлёте развивает мощность 700 л.с. и приводит во вращение трехлопастный металлический воздушный винт изменяемого шага конструкции компании Hamilton. Обычный взлётный вес этого самолёта равен 16,5 тонн, но Министерство торговли США ("Department of Commerce") допускает увеличение взлётного веса самолётов данного типа до 17,25 тонн, а в особых случаях до 18 тонн.

При взлётном весе 16,5 тонн самолёт взлетает в течение 17-26 секунд, при взлётном весе 17,5 тонн - в течение 18-32 секунд. При взлётном весе 16,5 тонн "S-42" до границы высотности 3500 футов (1067 м) поднимается со скоростью 1000 футов/мин (305 м/мин), а при взлётном весе 17,5 тонн - 259 м/мин. При таком же взлётном весе за 47 минут была достигнута высота 4715 метров, а в течение часа самолет с полётным весом 15,2 тонн забрался на высоту 6224 метра! При взлётном весе 16,5 тонн максимальная скорость полёта была равна 279 км/ч, при 75 % мощности двигателей скорость полёта составила 244 км/ч (!). На высоте 1525 метров при работе двигателей на полную мощность (625 л.с.) была достигнута скорость 287 км/ч! В ходе еще одного испытания при 73,5 % мощности двигателей летающая лодка со взлётным весом 16,5 тонн на высоте 2380 метров развила скорость 260 км/ч. Все эти рекордные полёты были выполнены на расположенной недалеко от Нью-Йорка гоночной трассе длиной 480 километров.

По причине необходимости обеспечения должного уровня безопасности полётов дальнейшие испытательные полёты были столь интересны и показательны, что заслуживают того, чтобы мы рассказали о них. Сначала испытательные полёты проводились в целях протестировать самолёт при полёте с тремя работающими двигателями из четырех. Увеличив обороты трех двигателей и соответственно развиваемую каждым из них мощность до 670 л.с., была достигнута скорость полета 235,6 км/ч. Снижение развиваемой тремя двигателями мощности до 575 л.с. каждый позволило выполнять полёт со скоростью 209,5 км/ч. При полётном весе 15,1 тонн на высоте 3050 метров с тремя работающими двигателями была достигнута скорость 220 км/ч. Скороподъёмность на высотах до 1220 метров снизилась до 153 м/мин, на высотах от 1220 до 2320 метров - до 122 м/мин. Во время этих полётов металлические воздушные винты компании Hamilton показали себя особенно хорошо, поскольку благодаря им и оснащению механизмом изменения шага удалось достичь столь высоких значений.

Испытательные полёты самолета новой конструкции проводились в самых тяжелых условиях. С полётным весом 12,7 тонн полёты выполнялись всего с двумя работающими двигателями, и, несмотря на то что половина двигателей не работала, самолёт смог набрать высоту 1320 метров и развивать скорость 170,8 км/ч!

С использованием оснащенных гидравлическим приводом закрылков оказалось возможным снизить посадочную скорость до 97 км/ч. Неразъемное крыло с аэродинамическим профилем GSM-3 имело в основе своего силового набора два лонжерона. Размах крыла "летающей яхты" равен 35,5 метров, а площадь 124 м²!

Корпус летающей лодки имеет длину примерно 21 метр и является обычным для самолетов данного типа: с двумя реданами и ярко выраженной килеватостью. Самое полное представление о размерах этого самолета сторонний человек может получить после того, как услышит, что диаметр большей части бортовых иллюминаторов составляет 85 см!

Вес снаряженного самолета составляет 9 тонн, взлётный вес в нормальных условиях - 16,3 тонны. В эти 16,3 тонны входят вес 42 пассажиров, двух пилотов, одного бортрадиста, одного бортмеханика и одного стюарда. Фюзеляж, начиная с носа самолёта, делится на следующие отсеки: таранный отсек, багажный отсек, кабина пилотов, машинный пост, два пассажирских салона на 5 пассажиров каждый, четыре пассажирских отсека на 8 пассажиров каждый; помимо этого в задней части фюзеляжа располагаются отдельный бокс для стюарда, а также два туалета и душ! Какие чувства должен испытывать человек, летящий со скоростью нескольких сотен километров в час и моющийся в душе на высоте нескольких тысяч метров! Все салоны выполнены со звукоизоляцией, двигатели по этой причине крепятся на специальных подушках и потому звук от работающих двигателей тише, чем обычно. Также в самолете имеется система отопления и кондиционирования воздуха, что позволяет пассажирам во время полёта находиться в салонах с оптимальной температурой!

Топливные баки располагаются в центральной части крыла, резервные топливные баки - в двух подкрыльевых поплавках. Оригинальным в данной конструкции является также и то, что в промежутке между двигателями передняя часть крыла может открываться, и таким образом появляется платформа, при помощи которой обслуживающий персонал удобно и безопасно может выполнять свою работу по обслуживанию и ремонту двигателей и вспомогательных агрегатов. Также облегчается контроль за внешней поверхностью крыла и передаточными элементами системы управления.

Само собой разумеется, что такая новая конструкция получила и лучшие двигатели. С установкой авиамоторов Hornet S3D1-G были выполнены эти требования, поскольку данные двигатели представляют собой плод многолетних проектно-конструкторских работ и являются новейшей моделью данного семейства.

Первый S-42 был поставлен в августе 1934 году на базу компании Pan American, а первый рейсовый полет состоялся 16 августа.  В 1935 году самолеты S-42 первыми проложили маршрут через Тихий океан с Западного побережья США на Филиппины, а в 1937 году S-42 открыл южно-тихоокеанскую трассу в Новую Зеландию.

Всего было построено десять самолетов, включая три S-42 и три летающие лодки S-42A с двигателями Hornet S4EG мощностью 750 л.с., с увеличенным размахом крыла и увеличенным на 907 кг взлетным весом. Четыре лодки S-42B продемонстрировали улучшение аэродинамических характеристик, кроме того, имели воздушные винты Гамильтон Стандарт изменяемого шага. Они предоставляли возможность дальнейшего увеличения взлетного веса на 907 кг.

Следует отметить, что интерес к S-42 проявляла Великобритания. Намечалось даже производство по лицензии фирмой British Marine Aircraft. Подготовка производства началась в 1936 началась. Однако уже в 1937 появилась более удачная модель S.23 британской фирмы Short. В связи с чем все работы по лицензионному производству прекратились.

S-42 не удалось полетать на трансокеанских воздушных линиях. Однако он неплохо показал себя на других трассах. Прежде всего, на дальнемагистральной линии США - Южная Америка. Несомненно, что среди первых скоростных авиалайнеров машина Сикорского обладала наибольшим комфортом. Пассажиры размещались в четырёх роскошных отсеках-каютах длиной 193,04 см, шириной 279,40 см и высотой 1,83 метра. Регулируемые кресла позволяли установить их в наиболее удобное для пассажиров положение. Широкие проходы между креслами позволяли вытянуть ноги даже высоким путешественникам. К их услугам были откидные столы и журнальные столики. Интерьер украшали ковры и занавески. Вряд ли подобные удобства встречаются и на современных авиалайнерах (кроме самолётов для VIP-обслуживания). Хорошая звукоизоляция позволяла пассажирам разговаривать, не повышая голоса. Система вентиляции обеспечивала каждому пассажиру 0,8495 куб.м. свежего воздуха в минуту. По сравнению с другими самолётами 1930х самолёт имел довольно комфортабельную кабину экипажа.

Достаточно продуманно выглядели меры безопасности полёта. Вдоль всего салона устанавливались противопожарное оборудование и спасательные пояса. Кроме того по два спасательных плота размещались в переднем и заднем багажном отсеках. В случае необходимости они обеспечивали эвакуацию всего экипажа и пассажиров.

Авиалайнер обладал высокой весовой отдачей. Отношение веса пустого самолёта к весу полезной нагрузки составляло 52:48. Конструкция самолёта позволяла легко изменить его компоновку. Съёмную облицовку пассажирского салона можно было заменить всего за 40 - 50 минут.






 ЛТХ:
Модификация   S-42
Размах крыла, м   36.00
Длина самолета,м   21.00
Высота самолета,м   6.70
Площадь крыла,м2   196.40
Масса, кг  
  пустого самолета   10886
  максимальная взлетная   19050
Тип двигателя   4 ПД Pratt Whitney Hornet S4EG
Мощность, л.с.   4 х 750
Максимальная скорость, км/ч   303
Крейсерская скорость, км/ч   266
Практическая дальность, км   1448
Практический потолок, м   4877
Экипаж, чел   4
Полезная нагрузка:   28-34 пассажиров


 Доп. информация :


 Фотографии:

 S-42
 
 S-42
 S-42
 S-42
 S-42
 S-42
 S-42
 S-42
 S-42
 S-42
 S-42
 S-42
 S-42
 S-42
 Пассажирский салон S-42
 Кабина пилотов  S-42

  Схемы:

 S-42
 S-42

 Варианты окраски:

 S-42

  



 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. Пассажирские самолёты-летающие лодки-амфибии Sikorsky S-42
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Aerofiles.com. Sikorsky
L.S.Casey, J.Batchelor. The Illustrated History of Seaplanes and Flying Boats
K. Munson. Flying Boats and Seaplanes since 1910
E.R. Johnson. American Flying Boats and Amphibious Aircraft: An Illustrated History
Edward Jablonski. Sea Wings - The Romance of the Flying boats
Bill Yenne. Seaplane of the World
Air Pictorial 1956-10. 1/144th Scale plan of the Sikorsky S-42
Air International 1987-03. R.Braybrook. The Sixties, the Thirties and the American Challenge
Luftfahrt International 1975-11-12. Sikorsky S-42 Amphibium-Flugboot
Le Fana de l'Aviation 2004-10. M. Benichou, G. Bousquet. Les revolutions ne sont pas toujours celles qu'on croit


Уголок неба. 2018  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: