Реклама...

    


 
главная довоенная авиация транспортные
   S.4 Panderjäger (Postjäger)
       
Разработчик: Pander
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1933
Тип: Транспортный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В начале 1930-х годов голландский пилот Дирк Асес (Dirk Asjes) был разочарован медленным развитием нидерландской авиапочты и самолетов компании Fokker. Асес сделал эскиз самолета и обратился к руководству авиастроительной компании Pander с просьбой построить специальный почтовый самолет, чтобы конкурировать с авиа╜компанией KLM (Koninklijke Luchtvaart Maatschappij √ Королевские нидерландские авиалинии) на рынке перевозки почты и грузов. Официально компания Pander называлась Nederlandse Fabriek van Vliegtuigen H. Pander & Zonen (Нидерландская авиастроительная компания Х. Пандера и сына). Первоначально данная компания занималась производством мебели, но в 1924 году в связи с приобретением разорившейся VIH (Vliegtuig Industrie Holland √ Нидерландская авиаци╜он╜ная промышленность) занялась авиастроением.

В то время авиационная почта из Нидерландов в Голландскую Ост-Индию (Индонезия) доставлялась относительно медленными Fokker F.XVIII, развивавшими максимальную скорость 240 км/ч. Чтобы улучшить обслуживание на данной авиалинии, компания KLM заказала Fokker F.XX Zilvermeeuw, максимальная скорость которого составляла 305 км/ч. В то время как строился пассажирский самолет F.XX Zilvermeeuw, в компании Pander взяли на себя задачу изготовить более быстрый самолет, предназначенный исключительно для перевозки почты. Создание Pander S.4 Postjager стало возможно благодаря финансовой помощи ряда нидерландских судоходных компаний, которые надеялись разрушить монополию авиакомпании KLM на перевозку авиапочты в Голландскую Ост-Индию.

Почтовый самолет Pander S.4 Postjäger (или Panderjäger) был спроектирован Тео (Теодорусом) Слотом (Theodorus [Theo] Slot), который первоначально работал в VIH. Это был трехмоторный низкоплан с убирающимися основными стойками шасси. S.4 был сделан почти полностью из дерева. Силовая установка самолета состояла из трех девятицилиндровых радиальных двигателей воздушного охлаждения Wright R-975 Whirlwind, развивавших мощность по 420 л.с. Внутри самолет имел три отсека: кабина пилота, радиорубка и грузовой отсек.

В конструкции S.4 были использованы внешние элероны, установленные над задней кромкой крыла. Иногда эти элероны называют ╚садовыми скамейками╩ и путают с сервокомпенсаторами (Flettner tab), поскольку последние являются вспомогательными поверхностями управления, которые прикреплены к основным для помощи им. Однако на самом деле это, разумеется, не так, поскольку ╚садовые скамейки╩ были основными поверхностями управления. Внешние элероны действовали в невозмущенном воздушном потоке отдельно от крыла и были более восприимчивы к незначительным управляющим воздействиям; также внешние элероны были особо эффективны во время медленного полета. Помимо внешних элеронов в состав механизации крыла входили также и закрылки. Благодаря размещению элеронов над крылом закрылки были установлены почти по всей его задней кромке (от гондол двигателей до законцовок), обеспечивая самолету низкую посадочную скорость. Однако внешние элероны имели склонность к флаттеру на высоких скоростях полета, что потенциально могло привести к катастрофическим последствиям (в первой половине 1930-х годов флаттер был еще малоизученным явлением).

Почтовый самолет Pander S.4 Postjager имел размах крыла 16,6 метров, длину √ 12,5 метров. Самолет развивал максимальную скорость 360 км/ч; крейсерская скорость была равна 300 км/ч, а посадочная скорость √ 97 км/ч. Вес пустого самолета составлял 3025 кг, с полной нагрузкой √ 5200 кг; S.4 должен был нести 500 кг почты. Шесть баков √ по три в каждой консоли крыла √ вмещали в себя в общей сложности 2100 литров топлива. Дальность полета Pander S.4 составляла 2430 километров, практический потолок √ 5400 метров.

23 сентября 1933 года почтовый самолет S.4, ловко зарегистрированный под номером PH-OST, совершил свой публичный дебют. Его конкурент Fokker F.XX также дебютировал на мероприятии, на котором присутствовал супруг королевы Вильгельмины принц-консорт Хендрик. Свой первый полет S.4 Postjager совершил в следующем месяце √ 6 октября 1933 года √ под управлением Геррита Гейсендорффера (Gerrit Geijsendorffer) и Функера ван Страатена (Funker van Straaten).

Летные испытания прошли хорошо, и 9 декабря 1933 года Postjager отправился в перелет из Амстердама в Батавию длиной 14 000 километров. Этот перелет был специально разработан для того, чтобы продемонстрировать скоростные характеристики и дальность полета нового самолета. S.4 под управлением Гейсендорффера, Асеса и ван Страатена должен был доставить в голландскую колонию 270 кг рождественской почты (примерно 51 000 писем и открыток). Примерно в это же время Fokker F.XX готовился перевезти свою часть рождественской почты для жителей Голландской Ост-Индии.

Pander S.4 для дозаправки совершил запланированную посадку в Риме; следующая посадка должна была быть в Афинах, но во время перелета у правого двигателя упало давление масла. Postjager совершил вынужденную посадку в Гротталье (Grottaglie √ коммуна в Италии, располагается в регионе Апулия, в провинции Таранто), и осмотр показал, что правый двигатель необходимо заменить. Поскольку в Европе данных двигателей не было, то был сделан заказ в Соединенных Штатах. Мотор должен был быть доставлен морем 22 декабря.

Эта неудача поставила под угрозу доставку рождественской почты, и чтобы письма были доставлены в Батавию вовремя, в компании KLM решили перегрузить почту на F.XX. Самолет компании Fokker должен был доставить всю рождественскую почту, но у F.XX перед взлетом во время прогрева силовой установки обнаружилась неисправность двигателя. Единственным выходом из сложившейся ситуации стал Fokker F.XVIII √ самолет, для замены которого создавались S.4 и F.XX. Рождественская почта была перегружена на F.XVIII, который ее и доставил в Батавию в подходящие сроки. Неудавшийся рождественский полет стал сильным ударом по программам S.4 и F.XX.

Получив двигатель, 27 декабря экипаж S.4 продолжил свой полет в Голландскую Ост-Индию и 31 декабря прибыл в Батавию. 5 января Pander S.4 отправился в обратный полет и 11 января прибыл в Амстердам. Хотя по маршруту Батавия √ Амстердам S.4 пролетел со средней скоростью 291 км/ч, в качестве почтового самолета он не впечатлил руководство копании KLM, которое не стало размещать заказ на его производство. Потерпев крах в рождественском перелете, компания Pander начала подготовку самолета к участию в авиагонке на приз МакРобертсона по маршруту Лондон √ Мельбурн.

Гонка МакРобертсона, старт которой был дан 20 октября 1934 года, имела маршрут протяженностью 18 200 километров. Pander S.4, несший на вертикальном оперении гоночный номер ╚6╩, летал в данных соревнованиях с экипажем из трех человек: Гейсендорффера, Асеса и Питера Пронка (Pieter Pronk). Перед гонкой самолет был переименован в Panderjager, но злые языки называли машину Pechjager (pech [нидерл.] √ неудача, авария, поломка). К концу первого дня гонок S.4 занимал третье место на участке аэродром Милденхолл (Mildenhall) √ Багдад. На следующий день, когда самолет взял курс в направлении Аллахабада, Индия, Panderjager по-прежнему удерживал третье место. Однако во время посадки в Аллахабаде левая основная стойка шасси сложилась, в результате чего повреждения получили винты центрального и левого двигателей, капот левого двигателя и шасси.

В Аллахабаде не было оборудования для ремонта S.4, и Гейсендорффер взял пропеллеры, сел на поезд и отправился в Калькутту (ныне Колката), где был расположен склад авиакомпании KLM, чтобы выполнить необходимый ремонт. Эта задержка выбила S.4 из числа участников гонки, но было принято решение продолжить полет по трассе соревнований. Ремонт был завершен, и Panderjager был готов к полету 26 октября 1934 года. Служебный автомобиль-буксировщик, расположенный поперек пути следования S.4, включил свои огни с целью освещения разбега самолета. Экипаж S.4 счел этот свет отвлекающим, поскольку их машина сама могла обеспечить достаточное освещение.

Как только служебная машина выключила свет, S.4 стал готовиться к взлету. К сожалению, люди, сидевшие в кабине служебного автомобиля-буксировщика, неправильно поняли инструкции. Они решили, что они должны встать позади S.4 и осветить самолет сзади. Когда в темноте они направились в сторону S.4, самолет уже начал взлет. На скорости примерно 160 км/ч самолет своей правой консолью врезался в служебный автомобиль. S.4 проскользил примерно 130 метров до полной остановки, и за это время топливо вылилось из разорвавшегося крыла и быстро воспламенилось. Пронк остался невредим, а Гейсендорффер и Асес получили незначительные ожоги. Однако S.4 был полностью уничтожен огнем. Два человека, сидевшие в кабине служебного автомобиля-буксировщика, серьезно пострадали.

В компании Pander планировали после гонок переделать S.4 в самолет-разведчик или бомбардировщик и продать военным. После гибели S.4 у компании Pander больше не было самолета для продажи. Компания не могла возместить свои расходы и спустя некоторое время обанкротилась.






 ЛТХ:
Модификация   S.4
Размах крыла, м   16.60
Длина, м   12.50
Высота, м   3.30
Площадь крыла, м2   46.00
Масса, кг  
  пустого снаряженного   3200
  нормальная взлетная   5700
Тип двигателя   1 ПД Wright R-975-E2 Whirlwind
Мощность, л.с.   1 х 420
Максимальная скорость , км/ч   360
Крейсерская скорость , км/ч   300
Практическая дальность, км  
Практический потолок, м   6050
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   до 500 кг


 Доп. информация :


  Фотографии:

 S.4 Panderjager
 S.4 Panderjager
 S.4 Panderjager
 S.4 Panderjager
 S.4 Panderjager
 S.4 Panderjager
 S.4 Panderjager
 S.4 Panderjager
 S.4 Panderjager
 S.4 Panderjager
 S.4 Panderjager
 S.4 Panderjager

  Схемы:

 S.4 Panderjager
 Салон S.4

  Варианты окраски:

 S.4 Panderjager




 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. Скоростной почтовый самолет Pander S.4 Postjager
Авиация и Космонавтика 2013-10. В.Морозов. Великая воздушная гонка
Thomas Wilberg. Das Virtuelle Luftfahrtmuseum
Aviacrash.nl. De Panderjager uitgebrand in Allahabad
Oldmachinepress.com. William Pearce. Pander S.4 Postjager Trimotor Mailplane
Flieger Revue Extra No.6. Peter Korrell. England - Australien
Air Enthusiast 1971-12. Plane facts : Pander S-4
Le Fana de l'Aviation 1971-07. H.J. Hazenwinkel. Pander "Postjager"
Le Fana de l'Aviation 2002-06. Harm J. Hazewinkel. Le bolide ambitieux


Уголок неба. 2018  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: