Уголок неба ¦ Рафаэлянц РАФ-11

Реклама...

    


 
главная авиация первой мировой вспомогательные
   РАФ-11
       
Разработчик: Рафаэлянц
Страна: СССР
Первый полет: 1938
Тип: Легкий транспортный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Среди немногочисленных типов гражданских самолетов, спроектированных и построенных в Советском Союзе в 1930-е годы, особое место занимает двухмоторный РАФ-11 конструкции А.Н.Рафаэлянца. Потому, прежде всего, что самолетик создавался в системе "Аэрофлота". Проектировался и строился на основе накопленного опыта эксплуатации вполне успешного ПР-5. Кроме того, РАФ-11 был полностью деревянным, и при недостатке в стране металла это стало положительным моментом, повышающим шансы на его запуск в серийное производство. Однако, как говорится, не сложилось. И это весьма показательный пример, свидетельствующий, что перед войной нам было вовсе не до пассажирских самолетов. Рассказ о других самолетах Арама Назаровича Рафаэлянца, в том числе о биплане ПР-5, мы продолжим в следующих номерах журнала.

Используя опыт создания ПР-5, в 1937 г. Рафаэлянц приступил к проектированию небольшого двухмоторного самолета РАФ-11. Он представлял собой 6-местный низкоплан хороших аэродинамических форм, был оснащен двумя двигателями МГ-31 300 л.с.

Конструкция планера РАФ-11 полностью деревянная. Фюзеляж - полумонокок обтекаемой формы с обшивкой из березового шпона. Крыло двухлонжеронное, сверху обшито фанерой вплоть до второго лонжерона, далее - полотно. Двухстоечное основное шасси убиралось в полете в моторные гондолы при помощи гидросистемы. Размещение двух членов экипажа в пилотской кабине рядом, управление штурвальное, сдвоенное. Пассажирский салон в стандартном варианте рассчитан на шесть человек, оборудован отоплением и вентиляцией. Входная дверь одна, размещена на левом борту фюзеляжа.

Первый опытный экземпляр РАФ-11 был построен и испытан в 1938 г. 17 августа 1938 г. РАФ-11 2 МГ-31Ф был зарегистрирован как СССР-Л2481 и закреплен за авиазаводом No.241. Хотя первый экземпляр расценивался как перетяжеленный, в целом РАФ-11 считали неплохим самолетом, поэтому хотели его строить серийно на заводе No.241 в Быково.

12 ноября 1939 г. начальник Главного Управления ГВФ B.C. Молоков (тот самый Василий Сергеевич, который четыре года назад на самолете ПР-5 СССР-Н70 летал на Диксон) в своем письме на имя В.М.Молотова и А.И.Микояна осветил некоторые вопросы Гражданской авиации СССР. Во многом это письмо можно рассматривать как доклад о достижениях и план предстоящих усовершенствований "Аэрофлота". Нашлось в этом письме и место самолетам Рафаэлянца, в частности РАФ-11, о котором сказано было буквально следующее: "Это тип деревянного, двухмоторного самолета для местных линий и коротких участков. Такие самолеты широко применяются за границей. Нам эти самолеты особо необходимы в окраинных республиках, в горных условиях, где большие самолеты применить чрезвычайно трудно.

Один экземпляр такого самолета построен и показал неплохие результаты, но перетяжелен в производстве, и сейчас в облегченном виде строится его дублер. Серийная постройка предположена на заводе No.241, где в настоящее время этот самолет заканчивается производством.

Эта машина ценна тем, что будет сделана целиком из дерева. Моторы МГ-31 в настоящее время осваиваются в эксплуатации и приняты на заводе No.16 для освоения в серийное производство".

В 1940 г. был построен второй экземпляр (заводской No.2) двухмоторного пассажирского самолета А.Н.Рафаэлянца. Внешне он почти не отличался от первого экземпляра, назывался РАФ-11бис (РАФ-11/2). Был зарегистрирован 25 января 1941 г. с опознавательным знаком СССР-Л3700. 24 августа 1941 г. самолет был передан для последующей эксплуатации Наркомзему.

В период Великой Отечественной войны пассажирские РАФы продолжали эксплуатироваться. В 1943 г. РАФ-11 (неизвестно какой - первый или второй экземпляр) летал в составе 6-го Отдельного авиаполка ГВФ.






 ЛТХ:
Модификация   РАФ-11
Размах крыла, м   15.00
Длина, м   10.10
Высота, м  
Площадь крыла, м2   30.00
Масса, кг  
  пустого самолета   2500
  нормальная взлетная   3720
Тип двигателя   2 ПД МГ-31
Мощность, л.с.   2 х 300
Максимальная скорость, км/ч  
  у земли   289
  на высоте   257
Крейсерская скорость, км/ч   250
Практическая дальность, км   1000
Скороподъемность, м/мин   241
Практический потолок, м   4200
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   6 пассажиров


 Доп. информация :


  Фотографии:

 РАФ-11
 РАФ-11
 РАФ-11
 РАФ-11
 РАФ-11
 РАФ-11бис
 РАФ-11бис
 РАФ-11бис

  Схемы:

 РАФ-11    (c) Николай Гордюков

  Варианты окраски:

 РАФ-11

 



 

Список источников:

Крылья 2010-01. Михаил Маслов. "Воздушный экспресс" инженера Рафаэлянца
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Антонова Л.Б., Солдатова О.Н., Фисюк Т.Н. Развитие авиационной науки и техники в СССР. 1920—1946 гг.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов


Уголок неба. 2023 



 

  Реклама: