Реклама...

    


 
главная довоенная авиация транспортные
   Handley Page W.8
       
Разработчик: Handley Page
Страна: Великобритания
Первый полет: 1919
Тип: Транспортный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Внутренние распорки фюзеляжа военного бомбардировщика Handley Page 0/400 делали его непригодным для использования в качестве гражданского транспортного самолета. Это привело к перепроектированию этой машины и разработке самолета, обозначенного первоначально как Handley Page W/400 (H.P.16 в системе обозначений 1924 года). Он имел фюзеляж другой конструкции, позволявший устанавливать до восьми пар кресел с центральным проходом, крылья модели V/1500 уменьшенного размаха, шасси самолета V/1500 и был оснащен двумя двигателями Rolls-Royce Eagle VIII. Первый полет состоялся 22 августа 1919 года. Испытания подтвердили, что силовая конструкция довольно прочна, но было решено провести ряд усовершенствований и установить на серийных самолетах более мощные двигатели.

Это привело к появлению опытного образца W.8 (H.P.18 в системе 1924 года). Оснащенный двумя двигателями Napier Lion IB, самолет W8 имел уменьшенный размах крыла (с 25,91 м до 22,86 м) и некоторые изменения хвостового оперения. Свой первый полет он совершил 4 декабря 1919 года, а 4 мая 1920 года поднялся на высоту 4276 м с полезной нагрузкой в 1674 кг, что являлось в то время рекордом Великобритании.

За самолетом W.8 появились четыре серийных W.8b, в которых в полностью застекленной кабине размещались 12 пассажиров, а командир и второй пилот находились в открытой кабине в носовой части. Из-за трудностей с поставкой двигателей Napier Lion на этих самолетах снова были установлены двигатели Rolls-Royce Eagle VIII. Три самолета использовались авиакомпанией Handley Page Transport и один был поставлен бельгийской авиалинии SABENA; впоследствии еще три транспортных W.8b были построены для SABENA компанией SABCA в Бельгии. Самолет W.8c являлся вариантом выпуска 1923 года с двигателями Eagle IX.

Двухмоторный лайнер Handley Page W.8 был хорош всем, но имел один недостаток. Слишком мала была мощность его двигателей. Из-за этого при сильном боковом ветре самолёт, имевший большую площадь поверхности, заметно сносило в сторону от курса. Выйти из положения можно было двумя способами - установить более мощные двигатели или увеличить их количество. Рассматривались оба варианта. Но первым реализовался второй из них. Фирма учла интересы заказчиков. Авиакомпании хотели повысить безопасность полётов на сложных линиях с помощью лайнеров, имевших большее число двигателей. Для Imperial Airways такой линией была Лондон - Париж - Цюрих, пересекавшая Альпы. А SABENA решила открыть линии в Бельгийском Конго, где при вынужденной посадке в глухих джунглях пассажиры и экипаж были обречены также, как в заснеженных горах. Handley Page выбрала вариант с двумя двигателями Armstrong Siddeley Puma на крыльях и одним Rolls-Royce Eagle IX в носовой части. Эта версия получила название W.8e. Первый полёт новый лайнер совершил 25 апреля 1924. Он предназначался для компании SABENA, поэтому носил бельгийский регистрационный номер O-BAHG. 20 июля впервые поднялся лайнер, изготовленный для Imperial Airways. У него была несколько иное хвостовое оперение, поэтому он назывался W.8f. В том же году изменилась система названий для самолётов фирмы Handley Page и авиалайнер получил новое имя - H.P.26 Hamilton.

Hamilton авиакомпании Imperial Airways летал из Лондона в Цюрих в первоначальном виде до 1929 года. Затем на нём заменили двигатели - поставили два Rolls-Royce F.XIIA. В данной модификации самолёт известен как W.8g. Служба продолжалась до следующего года, когда произошла авария.

Если британская авиакомпания обошлась всего одним экземпляром, то SABENA сделала большой заказ. Правда не Handley Page, а бельгийской фирме SABCA, где по лицензии изготовили восемь W.8e, а затем и два W.8f. Они предназначались для Бельгийского Конго. Авиакомпания решила перегнать машины из Бельгии в Леопольдвиль (ныне Киншаса) своим ходом. Для этого выбрали один из первых изготовленных в Бельгии лайнеров - O-BAHO "Princesse Marie-Jose". Он вылетел из Брюсселя 12 февраля 1925. Европейский участок (через Францию и Испанию) самолёт преодолел без особых проблем, прибыв в Оран (Алжир) с опозданием всего в 4 дня. Далее последовал рискованный перелёт через пустыню Сахара, во время которого самолёт попал в песчаную бурю и вынужден был приземлиться в пустыне. К счастью на следующий день буря утихла и перелёт продолжился. Затем лайнер застрял в Банги (ныне Центрально-Африканская Республика), где три недели пришлось ждать доставки из Бельгии нового винта взамен вышедшего из строя. Цели путешествия экипаж Эдмона Теффри (Edmond Thieffry) и Джефа де Брюкера ( Jef De Bruycker) достиг 3 апреля. Расстояние 8124 км он преодолел за 75 часов 25 минут лётного времени. Таким образом экспедиция удалась. Однако руководство SABENы решило не рисковать и следующие самолёты доставлялись в Конго на пароходах. (Тем более преждевременно было начинать регулярные пассажирские перевозки из Бельгии в Конго.)

25 апреля 1925 самолёт с бортовым номером O-BAHN открыл регулярную линию в Конго. В первый рейс из Леопольдвиля в Луэбо (расстояние 850 км) отправились пять пассажиров и 192 кг почты. Путешествие длилось 6 часов 45 минут. С работой в тропическом климате лайнеры (в начале их было пять) вполне справлялись. За первые полгода перевезли 221 пассажира, 21.725 кг почты и 1666 кг других грузов. В 1927 году линию продлили до Элизабетвиля (ныне Лубумбаши) в 2275 км от Леопольдвиля. Затем в Конго появились и другие протяжённые линии. К 1929 в этой крупнейшей африканской стране работали уже 8 лайнеров. Там они летали до 1932, пока их не сменили более современные самолёты.

Кроме вышеперечисленных были изготовлены еще несколько модификаций.  14-местный самолет Н.Р.27 W.9a Hampstead первоначально был оснащен тремя звездообразными двигателями АArmstrong Siddeley Jaguar мощностью 385 л.с., а позднее двигателями Bristol Jupiter VI мощностью 450 л.с. Окончательным гражданским вариантом являлся самолет H.P.30 W.10, четыре экземпляра которого были построены в 1926 году для авиакомпании Imperial Airways, последний из них оставался на службе до 1933 года. На них устанавливались два двигателя Napier Lion IIB мощностью 450 л.с.



 ЛТХ:
Модификация   W.8b   W.8f   W.9a
Размах крыла, м   22.86   22.92   24.08
Длина самолета,м   18.31   18.33   18.39
Высота самолета,м   5.18   5.18  
Площадь крыла,м2   135.27   135.30   145.30
Масса, кг      
  пустого самолета   3493   3910   3794
  максимальная взлетная   5443   5910   6577
Тип двигателя   2 ПД Eagle VIII   1 ПД Eagle IX+ 2 Puma   3 ПД Jaguar
Мощность, л.с.   2 х 350   1 х 360 + 2 х 240   3 х 385
Максимальная скорость, км/ч   167   166   183
Крейсерская скорость, км/ч   134   137   155
Практическая дальность, км       644
Практический потолок, м   3230   3960   4115
Экипаж, чел   2   2   2
Полезная нагрузка:   до 12 пассажиров


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Прототип W/8 "Ньюкасл",
 позднее получивший имя "Герцогиня Йорка"
 W.8
 W.8b
 W.8f
 W.8f производства SABCA
 W.8f    (c) British Airways
 W.9a    (c) British Airways
 W.10   (c) British Airways

 Схемы:

 W.8b


  Варианты окраски:

 W.8e компании SABENA  (c) Владимир Быков

 



 

Список источников:

Владимир Быков. Авиалайнеры всех времён и народов. Handley Page W.8e/f Hamilton (H.P.26)
Handleypage.com. Handley Page - Aircraft - H.P.1, H.P.3, and H.P.4
British Aircraft Directory. Handley Page A and D monoplanes
C.H.Barnes. Handley Page Aircraft Since 1907
Imperial Airways. Handley Page W8b 
Jackson A.J. British Civil Aircraft since 1919
British Airways Museum Collection - 1920 - 1930 Images
Baha.be. SABCA-Handley Page W.8F


Уголок неба. 2013 



 

  Реклама: