Уголок неба ¦ Fokker F.XXXVI

Реклама...

https://kirpich-48.ru/giperpress.html
    


 
главная довоенная авиация транспортные
   Fokker F.XXXVI
       
Разработчик: Fokker
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1934
Тип: Пассажирский самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Что мы знаем о самолёте Fokker F.XXXVI ? В русскоязычных авиационных справочниках, в лучшем случае, можно найти следующее описание самого большого довоенного авиалайнера Фоккера.

"Пассажирский самолет Fokker F.XXXVI совершил свой первый полет 22 июня 1934 года. Самый большой из транспортных самолетов компании Fokker, он представлял собой свободнонесущий высокоплан с неубирающимся шасси и был оснащен четырьмя звездообразными двигателями F.XXXVI типичной конструкции вмещал четыре члена экипажа и 32 пассажира в четырех пассажирских салонах на восемь человек каждый (16 пассажиров на спальных местах). Летал в компании KLM с марта 1935 года, а в 1939 году был продан компании Scottish Aviation of Prestwick. Во время войны самолет использовался в ВВС Великобритании как учебный для подготовки навигаторов. Самолет был уничтожен в результате аварии возле города Прествика в 21 мая 1940 года."

Вот и все. А между прочим, Fokker F.XXXVI - это самолёт-легенда, с интересной, но очень нелегкой судьбой. Вплоть до прихода на европейские авиалинии американских широкофюзеляжных машин, F.XXXVI не имел себе равных по пассажировместимости, скорости и уровню комфорта. Восстановим историческую несправедливость по отношению к этому самолёту и начнем с самого начала - с истории создания лайнера.

Всемирный экономический кризис, потрясавший развитые страны Европы и Америки почти шесть лет наложил свой нелегкий отпечаток и на развитии пассажирских самолётов. Немногие компании могли позволить себе покупать новые самолёты и прокладывать дальние маршруты, поэтому открытие в начале 1930-х гг. авиакомпанией KLM линии Амстердам-Батавия стало несомненным успехом для голландцев. Увеличившийся пассажиропоток приносил больше прибылей, однако лайнеры того времени не обладали достаточной вместимостью, чтобы вместить всех желающих. Это дало возможность KLM всерьез подумать о выводе на линию большого многоместного самолёта. В 1932 году между авиаконструктором Энтони Фоккером и бизнесменом Альбертом Плесманом обсуждалась возможность создания такой машины, причем речь шла о закупке сразу шести самолётов. Впервые о начале проектирования было заявлено 6 июня, а в сентябре Плесман неофициально подтвердил свой интерес к новому самолёту Фоккера.

Авиалайнер в целом походил на более ранние самолёты фирмы Fokker, только теперь достаточно много внимания уделялось эстетике и плавным аэродинамическим формам. Лайнер был выполнен по схеме высокоплана с четырьмя двигателями в крыле, площадь которого составляла больше 180 кв.м., что на тот момент делало этот самолёт самым большим из всего ряда пассажирских машин Фоккера. Строительство фюзеляжа было в принципе таким же самым, как на F.XX и F.XXII, используя разбитую на треугольники стальную трубчатую конструкцию, но построенные таким образом, чтобы придать самолёту наиболее красивые формы. Каюта была разделена на четыре купе каждый с размещением для восьми пассажиров на двух двойных кушетках с каждой стороны фюзеляжа. Для ночных полетов кушетки в каждом купе преобразовывались в четыре кровати, позволяя самолету нести 16 пассажиров в этой конфигурации. Большие предметы ручного багажа могли быть убраны в специальные грузовые отсеки в крыле. В кормовой части каюты были два туалета и платяной шкаф около пассажирской двери. Купе команды было отделено от пассажирской каюты скользящей дверью. Непосредственно в кормовой части двери было место для стюарда, который был обеспечен буфетом, электрической кухонькой и рефрижератором. Выше этого были два спящих места, чтобы позволить членам команды отдохнуть в течение полета. В кабине, позади капитана и второго пилота, были места для радиотелеграфиста и бортинженера. Эти два пилота были помещены в необычной последовательности, размещаясь один позади другого. Поскольку фюзеляж был больше и более широким чем до этого, Фоккер чувствовал, что капитану корабля необходимо обеспечить лучший обзор по бокам при взлете. Капитан должен был сидеть впереди на средней линии кабины, со вторым пилотом по диагонали позади него. Это новое расположение не нашло применение кроме F.XXII, и в более позднем самолете пилоты были снова помещены рядом. В сменном цельнодеревянном носу, были установлены приборы для вентиляции кабины и каюты, воздух к каждому из проводился индивидуальными каналами. Звукоизоляционные материалы использовались в строительстве каюты и кабины, позволяя проводить нормальную беседу в ходе полёта. Горячий воздух для нагрева каюты отводился от двигателей через верх. Нижняя сторона центральной секции крыла формировала неотъемлемую часть потолка каюты. Крыло имело также место для двух больших багажных отсеков. KLM использовал высокий уровень пассажирского комфорта, чтобы противостоять соревнованию воздушных кораблей на маршруте Амстердама-Батавия. За этот комфорт самолёту F.XXXVI присвоили прозвище "Летающая гостиница" ("Flying Hotel"). Столь необычный порядковый номер самолёта объясняется желанием Фоккера указать на количество человек, перевозимое лайнером - в общем итоге, F.XXXVI брал на борт 32 пассажира и 4 члена экипажа.

Самолёт оснащался двигателями Wright "Cyclone" F2 мощностью по 750 л.с. каждый с трехлопастными винтами фирмы Hamilton-Standart. Моторы прикрывались легкосменными капотами Townend. Установка неубираемого шасси выглядело шагом назад, по сравнению с более ранним F.XX, однако такой ход имел свои веские причины. Так как F.XXXVI планировалось эксплуатировать на линии, проходящей через страны Востока и Индию, то голландцам предстояло иметь дело с промежуточными аэродромами, поля которых оставляли желать много лучшего. В связи с этим на самолёт установили специально изготовленные фирмой Dunlop покрышки большого диаметра, позволявшими взлетать и садиться даже на неподготовленные поля. Каждое колесо снабжалось двойными тормозами. Убирать их в мотогондолы не представлялось возможным ещё и потому, что F.XXXVI был высокопланом, с довольно высокими стойками шасси. В итоге от идеи применения убираемого шасси пришлось полностью отказаться. Была также отвергнута мысль об обтекателях шасси - в условиях мягкого грунта с ними могли возникнуть большие неприятности, вплоть до заклинивания колес.

F.XXXVI впервые поднялся в воздух 22 июня 1934 года. Полет его длился недолго, поскольку от вибрации сломался один из внутренних двигателей и отломавшаяся от него деталь повредила вертикальное оперение. После ремонта испытания продолжились 26 июля. Полеты на лайнере проводили летчики компании KLM Аллер и Силлевис. Самолёт практически не имел дефектов, и все большие доработки свелись к замене капотов Townend на NACA и уменьшением диаметра винтов на 7 см. Лишь вибрация оставалась самой большой проблемой. За помощью обратились в голландский правительственный Авиационный Научный Департамент, специалисты которого выполнили несколько тестов в аэродинамической трубе. Они посоветовали применить более объёмные масляные охладители и внести некоторые изменения в крыле. Полеты возобновились и 27 августа 1934 года самолёт F.XXXVI получил долгожданный сертификат.

Публичный показ лайнера состоялся в Гааге, где на 15-летие деятельности фирмы Fokker собрались члены Ассоциации Воздушного Транспорта и голландские министры. Самолёт никого не оставил равнодушным. В нем поражало все - геометрические размеры, плавные формы и, самое главное, комфортабельность. Мнение о F.XXXVI было безусловно положительным, однако:

Компания KLM никуда не собиралась торопиться. Лайнер F.XXXVI, хотя и был подготовлен для дальних рейсов, в эксплуатацию не вводился. Казалось, Плесман вообще потерял интерес к самолёту Фоккера, и эти домыслы были не безосновательны. Причина крылась в появлении в массовых количествах американских самолётов Douglas DC-2. Конечно, по уровню комфорта и вместимости они не могли догнать F.XXXVI, но в Европе все были как-будто зачарованы новой разработкой Дугласа. Сравнительно с полудеревянным "фоккером" лайнер DC-2 выгодно отличался цельнометаллической конструкцией, продлевавшей срок его эксплуатации. Больше того, выступая с лекцией в Королевском Инженерном Институте, Плесман заявил, что F.XXXVI вообще нецелесообразно использовать на дальних маршрутах, так как его дальность составляет всего 1500 км, в то время как у DC-2 она доходила до 2000 км.

После того, как Плесман фактически отказался от F.XXXVI (первоначальный план приёмки обоих типов лайнеров был отвергнут после рассмотрения результатов гонки Лондон-Мельбурн, в которой участвовал DC-2), между ним и Фоккером отношения стали, мягко говоря, натянутыми. С этой поры наступил период скрытой вражды компании KLM и фирмы Fokker, длившийся почти год. Чтобы вновь наладить добрые отношения для пилотов KLM были организованы полеты на F.XXXVI. На голландском лайнере, принятом компанией 27 марта 1935 года, летали множество летчиков, которые остались довольны самолётом Фоккера. Замечание сделал только пилот Эверт Ван Дийк, указав, что F.XXXVI имеет слишком маленькие элероны.

В течении двух следующих лет F.XXXVI эксплуатировался на линии Лондон-Амстердам, а затем был сдан в аренду французской авиакомпании SETA (Air Tropic), которая негласно поддерживала националистов в Испании. В 1939 году, перед самом началом мировой войны, лайнер продали шотландской авиакомпании Scottish Aviation of Prestwick. Самолёт планировалось поставить на маршрут Эдинбург-Лондон, причем экипажу F.XXXVI предстояло летать преимущественно ночью. Война заставила отложить эти планы. "Фоккер" был реквизирован RAF и превращен в летающую "классную комнату". Его передали в 1-ю школу штурманов и наблюдателей, в которой будущие военные летчики ранее проходили подготовку на земле и на учебных Avro "Anson". Служба F.XXXVI длилась очень недолго - 21 мая 1940 года самолёт потерпел аварию на взлете, и хотя повреждения не были катастрофическими запасных частей явно недоставало. Так лайнер оправили на слом, завершив его не слишком удачную карьеру.



 ЛТХ:
Модификация   Fokker F.XXXVI
Размах крыла, м   33.00
Длина, м   23.60
Высота, м   8.30
Площадь крыла, м2   172.00
Масса, кг  
  пустого снаряженного   9900
  нормальная взлетная   16500
Тип двигателя   4 ПД Wright Cyclone F2
Мощность, л.с.   4 х 750
Максимальная скорость , км/ч   315
Крейсерская скорость , км/ч   240
Практическая дальность, км   1550
Практический потолок, м   4600
Экипаж, чел   4
Полезная нагрузка:   до 32 пассажиров


 Доп. информация :


 Фотографии:

 Fokker F.XXXVI
 Fokker F.XXXVI
 Fokker F.XXXVI
 Fokker F.XXXVI
 Fokker D.XXXVI
 Fokker F.XXXVI
 Fokker F.XXXVI
 Fokker F.XXXVI 
 Fokker F.XXXVI 
 Fokker F.XXXVI 
 Fokker F.XXXVI 
 Fokker F.XXXVI 
 Fokker F.XXXVI 
 Fokker F.XXXVI 
 Fokker F.XXXVI 
 F.XXXVI (под крылом - Fokker D.XVII)
 F.XXXVI RAF
 F.XXXVI RAF
 F.XXXVI RAF
 F.XXXVI RAF
 Пассажирский салон Fokker F.XXXVI
 Кабина пилотов Fokker F.XXXVI

 Схемы:

 Fokker F.XXXVI
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 Fokker F.XXXVI компании KLM

 



 

Список источников:

Андрей Крумкач. Транспортно-пассажирский самолёт Fokker F.XXXVI
Paul van Weezepoel. Fokker. Database Civil Aircrafts. Fokker F.XXXVI
Janes. Thijs Postma. Fokker : Aircraft Builders to the World
Rene de Leeuw. Fokker : Commercial Aircraft
Rob J.M. Mulder. The Fokker Fours
Aeroplane Monthly 1985-03. John Stroud. Wings of Peace
Aeroplane Monthly 2020-06. Rob J. Mulder. Highland Fling
Le Fana de l'Aviation 1984-02. Harm J. Hazewinkel. Les quadrimoteurs Fokker F.XXXVI et F.XXII
Air Enthusiast 1971-11. The Fokker Fours
Icare 188. K.L.M.
Flug Revue 2017-12. Thijs Postma. Fokkers Viermotorige
Dutch-Aviation.nl. Fokker Aircraft
Nimh-beeldbank.defensie.nl. Fokker F.XXXVI
Fokker-history.com. Fokker F.XXXVI
T. Postma, T. Wesselink. De Nederlandse vliegtuigen
1000aircraftphotos.com. No. 11001. Fokker F.XXXVI (PH-AJA c/n 5348)
L+K 2000-06. Vaclav Nemecek. Fokker F.22/F.36


Уголок неба. 2023 



 

  Реклама: