Уголок неба ¦ Farman F.190    

Реклама...

Кирпич баварская кладка от производителя.
    


 
главная довоенная авиация транспортные
   F.190
       
Разработчик: Farman
Страна: Франция
Первый полет: 1928
Тип: Легкий транспортный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Среди многочисленных типов самолётов инженеры фирмы Avions Henri Farman немало внимания уделяли лёгким машинам, которые сегодня принято называть “аэротакси”. В 1928 г. парк лёгкой авиации Франции пополнился очередным “тружеником неба” Farman F.190, ставшим родоначальником целой серии самолётов.

Конструкция F.190 была вполне традиционной для конца 1920-х гг. Фюзеляж и высокорасположенное крыло самолёта изготовлялись из деревянных секций и обшивались фанерными листами. Двухлонжеронное крыло выполнили высокорасположенным. Кабина, в которой находились места пилота и штурмана, размещалась у его передней кромки. Пассажирский салон был рассчитан на четырех пассажиров, хотя предусматривалась возможность транспортировки различных грузов небольшой массы. Посадка в кабину осуществлялась через дверь с правой стороны фюзеляжа, а по каждому борту были сделаны четыре круглых иллюминатора. Неубираемое шасси самолёта имело широкую колею, что позволяло эксплуатировать F.190 с неподготовленных аэродромов. Обтекатели на стойки и колёса шасси на устанавливали, посчитав это ненужным элементом для сравнительно недорогой машины.

Первый полёт F.190 совершил в июле 1928 г. и после короткого испытательного цикла был запущен в серийное производство. За два года выпуска собрали 57 самолётов этой модификации. В 1929 году появился модифицированные варианты F.192 и F,193, отличавшиеся только двигателем Salmson 9Ab (230 л.с.) небольшими доработками в конструкции, практически не отразившимися на внешнем виде самолёта. По своим ТТХ оба самолёта не отличались от F.190, правда дальность полёта снизилась до 700-800 км. Тем не менее, не обладая никакими преимуществами, но сохранив хорошо освоенную в производстве конструкцию оригинального самолёта, F.192 и F.193 были построены в количестве 44 экземпляров.

Хорошие отзывы о “фарманах” позволили разработать на основе F.190 санитарный вариант, получивший обозначение F.197S (Sanitaire). Первый самолёт этой серии, впервые поднявшийся в воздух в конце 1929 г., оснащался двигателем Lorraine 7Me “Mizar”, что обеспечило максимальную скорость 220 км\ч. Кабина F.197S была рассчитана на перевозку двух раненых на носилках и одного врача. Всего было построено 9 экземпляров этой модели.

В 1930 году выпустили две транспортные модификации. Первой появилась модель F.198 (выпущено 2 экземпляра), на которой был установлен двигатель Renault 9Pa (250 л.с.) и имелся увеличенный запас топлива. Скорость самолёта поднялась до 220 км\ч, а дальность полёта – до 1250 км. Следом появились шесть самолётов модели F.199, оснащенных двигателем Lorraine 9Na “Algol” мощностью 300 л.с.

Единственный образец модификации F.191 также появился в 1930 г. Этот самолёт, оснащенный двигателем Gnome & Rhone 5Bc (240 л.с.) был продан в Португалию.

Выпуск самолётов серии F.190 завершился в 1931 году, однако попытки его модернизации продолжались ещё несколько лет. В 1932 г. была представлена модификация F.196, предназначенная для колониальной авиации. Самолёт практически не имел отличий от F.190, за исключением двигателя Gnome & Rhone 7Kb мощностью 300 л.с. За исключением увеличившийся до 215 км\ч скорости “колониальный” самолёт ничем не отличался от прототипа, в результате чего F.196 был отвергнут и остался в только на уровне опытного самолёта. Последним в длинном ряду модификаций стал F.194, построенный в количестве 4 экземпляров в 1935 г.

Большая часть самолётов F.190\F.192\F.193 осталась во Франции и была продана частным владельцам. Когда в 1935 г. появилась авиакомпания Air France одними из первых самолётов, находившихся в её рядах, были “фарманы”. Общее количество F.190 авиакомпании оценивается в 15-20 самолётов, но со временем их число уменьшилось и к началу войны в лётном состоянии остались считанные единицы. Разочаровавшись в колониальном варианте министерство авиации всё же приобрело несколько F.190 и F.192для нужд Arme de l`Air. На протяжении всей службы их использовали по прямому назначению, даже не предпринимая попыток установить на них вооружение или другое военное оборудование. К маю 1940 г. основная масса мобилизированных “фарманов” находилась в Альпийской Оперативной Зоне и принадлежала Groupement Aerien de Transport (Воздушной транспортной Группы), входя в состав вспомогательных эскадрилий S.A.S. Судя по имеющимся данным всего в строю находилось 11 самолётов, из которых 9 являлись пригодными к полётам. Об истории эксплуатации самолётов F.192 в Битве за Францию информации пока найти не удалось.

Помимо Франции несколько самолётов этого типа было отправлено за границу. “Фарманы” можно было встретить в колониальных владениях, в частности, в Африке. С 1930 г. самолёты F.190 стали совершать постоянные рейсы в одну из самых отдалённых французских колоний – Мадагаскар, совершая посадки на центральном аэродроме столицы этой страны города Таннанариву.

Весной 1930 года эфиопский король пожелал купить один F.190 (или F.192), который прибыл в Аддис-Абебу в июне. Самолёт предназначался для перевозки почтовой корреспонденции и, по всей видимости, оснащался двигателем Salmson 9Ab мощностью 230 л.с. Несколько лет он летал на линии Джибути – Аддис-Абеба – Хартум. Когда началось итальянское вторжение F.192 приспособили для выполнения разведывательных полётов, причем кроме эфиопского пилота на нём летали британский и французский военные советники. Однако в этом качестве “фарман” летал совсем недолго – 4 апреля 1936 года он был уничтожен на аэродроме Акаки во время авианалёта. В августе 1930 года в Эфиопию попал ещё один самолёта модификации F.190 с пассажирским салоном повышенной комфортности. На африканский континент “фарман” перегнал французский экипаж и в дальнейшем его использовали для полётов в соседние страны. С пустя всего полтора года, 13 февраля 1932 г., этот самолёт разбился на территории Джибути во время выполнения почтового рейса.

Наиболее активной выдалась карьера у самолётов проданных в Испанию. По меньшей мере 11 самолётов были приобретены как частными владельцами, так и авиакомпанией SEPA. Кроме наиболее многочисленных F.190 испанцы приобрели два F.192 и как минимум по одному F.193 и F.194. После начала войны 8 самолётов досталось республиканцам и три перешли в руки националистов. В основном их использовали на тыловых коммуникациях как транспортные и курьерские, так что потерь было относительно немного. Известно, что единственный F.194 (EC-AAR) был потерян в результате лётного происшествия в конце 1936 г. До конца войны дожили единичные экземпляры F.190 и F.193, перешедшие затем в состав новых испанских ВВС.

Специально для Венесуэлы было выпущено шесть самолётов модификации F.195. Заказ на поставку лёгких трёхместных разведчиков был выполнен в 1931 г., однако венесуэльцы оказались не в восторге от полученной техники. Изначально планировалось, что на вооружение поступит полноценный боевой самолёт, но по всей видимости закупочная комиссия проявила верх некомпетентности, соблазнившись хорошими отзывами об эксплуатации гражданских версий F.190 и их относительно небольшой ценой. В целом разведывательный вариант ничем не отличался от обычного F.192, лишь в состав экипажа был добавлен наблюдатель. Ознакомившись с возможностями F.195 венесуэльцы быстро пришли к выводу, что боевого потенциала это самолёт не имеет. На “фарманах” фактически исключалась возможность установки оборонительного вооружения и бомбовой нагрузки, что исключало их использование в реальной боевой обстановке. Тогда самолёты решили приспособить для выполнения транспортных задач. За время эксплуатации F.195 налетали 44 884 километра и перевезли 8310 кг корреспонденции. Правда, в ходе эксплуатации было потеряно три самолёта. Первый из них потерпел катастрофу уже 4 февраля 1931 г. под г.Баркисименто, похоронив вместе с собой весь экипаж. Позднее разбились ещё два самолёта, при этом погибли пять членов экипажа. Так, заслуживший себе хорошую репутацию в Европе, “фарман” получил в Венесуэле негласное название “летающий гроб”. Три оставшихся F.195 летали до 1940 года, пока не были списаны из-за непригодности к дальнейшей эксплуатации.





 Модификации :
F.190  базовый вариант с двигателем Gnome et Gnome & Rhone 5Ba мощностью 230 л.с. (170 кВт) , построено 57 единиц .
F.191  вариант с двигателем Gnome & Rhone 5ВС на 240 л.с. (180 кВт )  для полетов на дальние расстояния. 
F.192  версия с двигателем Salmson 9Ab мощностью 230 л.с. (170 кВт ), построено 22 единицы.
F.192/1   версия с двигателем Salmson 9Aba мощностью 280 л.с. , построено 2 единицы.
F.193  версия с двигателем Farman 9Ea мощностью 250 л.с. , построено 22 единицы.
F.193/1  версия с двигателем Farman 9Ebr мощностью 280 л.с. , один образец построен.
F.194  версия с двигателем Hispano-Suiza 6Mb 250 л.с. , построено 4 единицы.
F.195  версия с двигателем Salmson 9Ab мощностью 230 л.с. , 6 единиц построено для Венесуэлы.
F.196  версия с двигателем Gnome & Rhone 7Kb мощностью 300 л.с. , построена одна машина.
F.197  версия с двигателем Lorraine 7Me Mizar мощностью 240 л.с. , построено 9 единиц .
F.197S  санитарная версии F.197.
F.198  версия с двигателем Renault 9Pa 250 л.с. , построено 2 единицы .
F.199  версия с двигателем Lorraine 9Na Algol мощностью 300 л.с. , построено 6 единиц .



 ЛТХ:
Модификация   F.190
Размах крыла, м   14.40
Длина самолета,м   10.45
Высота самолета,м   3.00
Площадь крыла,м2   40.20
Масса, кг  
  пустого самолета   926
  максимальная взлетная   1800
Тип двигателя   1 ПД Gnome-Rhone 5Ва
Мощность, л.с.   1 х 230
Максимальная скорость, км/ч   185
Крейсерская скорость, км/ч   160
Практическая дальность, км   850
Практический потолок, м   5150
Экипаж, чел   1
Полезная нагрузка:   до 4 пассажиров


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Прототип F.190
 Прототип F.190
 Прототип F.190
 F.190
 F.190
 F.190
 F.190
 F.190
 F.190
 F.190
 F.190
 F.190
 F.190
 F.190
 F.191
 F.192
 F.192
 F.192
 F.192
 F.192
 F.192
 F.192
 F.192 (слева) и F.190 (справа)
 F.193
 F.193
 F.193 франкистов
 F.193 франкистов
 F.194
 F.194
 F.194
 F.194
 F.195
 F.196
 F.196
 F.197
 F.197
 F.197
 F.197
 F.197
 F.198
 F.198
 F.198
 F.199
 F.199
 F.199
 Пассажирский салон F.192
 Кабина пилотов F.192

  Схемы:

 F.190
 F.192

  Варианты окраски:

 F.190 (c) Michel Barriere
 F.190 (c) Michel Barriere
 F.192 (c) Michel Barriere
 F.194 (c) Michel Barriere
 F.193 франкистов

 



 

Список источников:

Андрей Крумкач. Транспортный самолёт Farman F.190 \ F.192
de Agostini. Мировая Авиация. Семейство самолетов Farman F.190
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Farman F-190
DocAvia 21. J. Liron. Les Avions Farman
Avions 177. Michael Barriere, Frank Roumy. Le Farman 190 et ses derives
Avions 181,183,184. Frank Roumy. Le Farman 190, explorateur des colonies
Icare 82. Les Lignes Farman
Icare 179. La Poste Aerienne Francaise
Pegase 1977-01. Jean B. Reveilhac. Le Farman 190 et ses derives
Pionniers 1971-04-15. Farman 192
L'Aeronautique 1929-07. Les avions Farman de transport public
L'Aeronautique 1933-12. Le Farman 196
J.L.G. Serrano. Las Unidades y el Material del Ejercito del Aire: Durante la Segunda Guerra Mundial
Jaime Velarde Silio. Aviones Espanoles del siglo XX
Crezan.net. La famille Farman 190
1000aircraftphotos.com. No. 14137. Farman F.196


Уголок неба. 2023 



 

  Реклама: