главная довоенная авиация транспортные
   DH.89 Dragon Rapide
       
Разработчик: de Havilland
Страна: Великобритания
Первый полет: 1934
Тип: Легкий транспортный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Опыт, полученный при разработке четырехмоторной машины, успешно использовали для модернизации более массового двухмоторного ╚Дрэгона╩. Первые наметки проекта глубокой модернизации DH.84 сделали еще в конце 1933 г. Позднее в него внесли практически все новинки, внедренные на DH.86. Фюзеляж DH.84 объединили с узкими длинными крыльями, а также - мотоустановками, гондолами и шасси, сделанными по типу DH.86. Фюзеляж теперь имел внутреннюю обшивку из фанеры, затем шел деревянный каркас, тепло- и звукоизоляция, а поверх них - опять фанера и полотно. Уровень комфорта в пассажирском салоне повысился. Эта технология также была ранее разработана для DH.86.

Проект получил обозначение DH.89 или ╚Дрэгон Сикс╩. Постройка опытного образца не заняла много времени. 17 апреля 1934 г. испытатель Г. Брод поднял его в воздух. Оказалось, что новый ╚Дракон╩ унаследовал все лучшее от своего предшественника, но стал гораздо быстроходнее, приобрел лучшую скороподъемность и большую дальность. В мае того же года машину представили на сертификационные испытания. На них произошел неприятный инцидент: при достижении скорости 280 км/ч носовая законцовка фюзеляжа с громким хлопком прогнулась внутрь. Вопрос решили просто - ограничили допустимую скорость полета величиной 256 км/ч. Для фанерно-полотняного биплана это тоже было немало. Опытный DH.89 вскоре продали швейцарской фирме ╚Остшвейц аэрогезельшафт╩. 17 июля завод выпустил первый серийный самолет. Название ╚Дрэгон Сикс╩ не привилось и машину стали именовать ╚Дрэгон Рэпид╩ (что можно перевести как ╚быстрый дракон╩) или просто ╚Рэпид╩.

К весне 1935 г. серийное производство DH.89 уже шло полным ходом. Самолеты поставлялись различным английским авиакомпаниям и зарубежным заказчикам. Стали появляться все новые варианты ╚Рэпида╩. Британское министерство авиации выдало задание G.18/35 на патрульно-разведывательный самолет берегового базирования. Фирма ╚Де Хевилленд╩ вступила в борьбу за потенциальные заказы, предложив DH.89M. Он сочетал черты пассажирского ╚Рэпида╩ и DH.84M. От первого остался практически весь планер и мотоустановка, а от второго - удлиненный киль и вооружение. Правда, по сравнению с вариантом 1933 г., состав вооружения слегка изменился. В носу стоял один пулемет ╚Виккерс╩ (по правому борту), а на крыше фюзеляжа - турельный ╚Льюис╩. Бомбовая нагрузка располагалась внутри фюзеляжа. Она состояла из двух бомб по 55 кг и четырех одиннадцатикилограммовых. Для образования бомбоотсека пришлось немного увеличить высоту фюзеляжа. От гражданского ╚Рэпида╩ DH.89M внешне отличался также увеличенным остеклением кабины (по каждому борту было пять окон). Экипаж состоял из трех человек: пилота, штурмана-бомбардира и стрелка-радиста. 13 апреля 1935 г. опытный образец DH.89M представили на официальные испытания. Ровно месяц спустя самолет передали на авиабазу в Госпорте, где его опробовали совместно с другими машинами, созданными по заданию G.18/35. Конкурс военный ╚Рэпид╩ проиграл. Победителем стал гораздо более современный ╚Авро 652╩, будущий ╚Энсон╩. Он и пошел в массовую серию. А опытный DH.89M разоружили и стали использовать для различных экспериментов.

Правда, несколько позже изготовили небольшое количество подобных самолетов, но не для патрулирования прибрежных вод, а для колониально-полицейских операций. Они значительно меньше отличались от пассажирского ╚Рэпида╩, чем опытный экземпляр. Три машины в декабре 1935 г. продали Испании. Испанские DH.89M не имели бомбоотсека, 12 бомб по 12 кг подвешивались на держателях под центропланом. Пулеметов стало три: ╚Виккерс Е╩ спереди, ╚Виккерс F╩ сверху и еще один такой же в люке в полу. Самолеты предназначались для действий в Марокко. В июле 1936 г. три аналогичных машины продали Ирану. Там они некоторое время числились в составе ВВС, но в марте 1938 г. их разоружили и передали гражданской авиакомпании, обслуживавшей линию Тегеран √ Керманшах - Багдад. В апреле 1937 г. два DH.89M приобрело правительство Литвы. В декабре того же года пять самолетов отправили в Китай.

В Канаде с ее холодными зимами и обилием рек ╚драконов╩ решили ╚поставить на снег и на воду╩. 16 обычных серийных машин перевезли через океан и на местном заводе-филиале ╚Де Хевилленда╩ приспособили под смену шасси. Теперь можно было монтировать на выбор колеса, лыжи или поплавки. Первую такую машину сдали авиакомпании ╚Квебек эйруэйз╩ в июне 1935 г.

К началу 1936 г. в производстве находились три отпрыска ╚драконьего семейства╩ - DH.86, DH.89 и DH.90. Самым массовым из них был ╚Рэпид╩. DH.89 образца 1936 г. получил посадочную фару в носу фюзеляжа, измененные законцовки крыльев и кабину с отоплением. Задние окна салона удлинили. Эти новинки отработали на 60-й серийной машине в ноябре 1935 г. В ноябре 1937 г. в производство внедрили модификацию DH.89A, оснащенную посадочными щитками. Их впервые испытали в феврале того же года на 93-м самолете и далее применяли на всех серийных ╚Рэпидах╩. В ходе ремонта щитки монтировали и на машинах более раннего выпуска. Кроме того, фирма предложила заказчикам ставить на выбор металлические винты вместо деревянных и опознавательный огонь под фюзеляжем для ночных полетов.

Производство ╚Рэпидов╩ на заводе в Хэтфилде шло полным ходом. DH.89 выпускали значительно больше, чем его ╚больших╩ и ╚меньших╩ братьев. Самолеты бойко раскупались. Они перевозили пассажиров, почту и грузы, патрулировали газо- и нефтепроводы, доставляли больных из отдаленных районов, вели аэрофотосъемку. На ╚Драконах╩ обучали пилотированию многомоторных машин и аэронавигации. Значительная часть ╚Рэпидов╩ шла за границу. Из первых 100 самолетов зарубежные заказчики получили 41. DH.89 и DH.89A летали в Австралии, Новой Зеландии, Италии, Индии, Турции, Румынии...

Один из первых серийных DH.89 купила испанская авиакомпания ╚Линеас аэреас посталес эспаньолас╩. Вскоре после этого в стране вспыхнула гражданская война, в которой DH.84 и DH.89 приняли активное участие. Напрямую с завода в Испанию поступили два DH.84, а также три военных и один гражданский DH.89. Однако сразу же после начала боевых действий обе стороны стали любыми путями приобретать авиационную технику. Поскольку прямые поставки в воюющую Испанию запрещались Лигой наций, самолеты покупали через посредников. Франкисты, например, ввозили ╚Дрэгоны╩ через Португалию. В общей сложности с обеих сторон действовали четыре-пять DH.84 и около десятка DH.89. Именно на ╚Рэпиде╩ английской компании ╚Олли эйр сервисиз╩ с Канарских островов в Тетуан (Марокко) в самом начале мятежа доставили генерала Франсиско Франко, будущего генералиссимуса и ╚каудильо╩. Одна из республиканских машин вскоре стала трофеем франкистов. На ней генеральный директор (командующий) испанской авиации Нуньес де Прадо вылетел в Сарагосу, пытаясь остановить мятеж гарнизона местной авиабазы. Но не успел. Командующего вместе с адьютантом, секретарем и членами экипажа расстреляли, а самолет получил черные круги франкистских ВВС.

Для мятежников он стал ценным приобретением, так как поначалу от испанской авиации им не досталось почти ничего. Единственным ╚настоящим╩ бомбардировщиком у них был старый одномоторный ╚Бреге 19╩. Поэтому в ход пошли поспешно вооруженные военно-транспортные и пассажирские машины. В начале августа из них сформировали так называемую ╚группу 40╩ под командованием майора Ансальдо. В нее вошла эскадрилья из пяти ╚Рэпидов╩ (из них два DH.89M). Номера она не имела и называлась просто ╚эскуадрилья Драгон╩. Вторая эскадрилья группы была укомплектована трехмоторными самолетами ╚Фоккер╩ F VII.

С 19 августа 1936 г. ╚группа 40╩ начала действовать с аэродрома Альмедо. Потом она поддерживала наступление на Ирун, а после взятия города бомбила Сан-Себастьян. 13 сентября франкисты совместно с немецкими летчиками на ╚Юнкерсах╩ совершили первый налет на Бильбао. Позднее ╚Рэпиды╩ воевали в Астурии и в стране Басков. Там 30 ноября один Фоккер F.XII, один ╚Рэпид╩ и три ╚Бреге╩ разбомбили в узком горном проходе колонну республиканцев, состоявшую из 40 грузовиков и нескольких тысяч солдат. К зиме у мятежников появилось немало германских и итальянских бомбардировщиков. 1 декабря ╚группу 40╩ расформировали, а входившие в нее транспортники стали использовать по прямому назначению.

У республиканцев несколько ╚Дрэгонов╩ принадлежали бомбардировочной эскадрилье ╚Алас рохас╩ (╚Красные крылья╩). У нее был весьма пестрый состав: кроме ╚Дрэгонов╩, - один трехмоторный ╚Фоккер╩, полдюжины ╚Бреге 19╩, почтовый ╚Латекор 28╩, оборудованный бомбодержателями, и несколько истребителей ╚Ньюпор-Деляж╩. Строй эскадрильи всегда возглавлял ╚Фоккер╩, - единственный самолет, на котором имелся бомбовый прицел. Экипажи ╚Дрэгонов╩ сбрасывали бомбы, глядя на ведущего. Замыкал группу единственный вооруженный пулеметами DH.89M, выкрашенный в черный цвет. 19 октября на подходе к цели эскадрилью атаковали несколько немецких истребителей Не-51. Два из них рванулись к ╚Фоккеру╩, но пилот DH.89M Луис Агилера бросился на защиту ведущего. В результате короткого боя ╚Рэпид╩ был сбит; с него спасся всего один человек. Зато ╚Фоккеру╩ удалось уйти.

После присоединения к Советскому Союзу прибалтийских республик в нашу страну попали четыре более современных ╚Рэпида╩. 25 августа 1940 г. генерал-майор Синяков доносил из Риги, что в Литве обнаружили два DH.89. Это были DH.89M литовских ВВС. Еще две такие же машины, но в гражданском варианте, захватили в Латвии. Первоначально все четыре самолета ╚прибрали к рукам╩ ВВС РККА. Но отправленная в августе 1940 г. по прибалтийским республикам комиссия ГВФ под руководством Я.И.Артамонова сразу стала добиваться передачи их гражданской авиации. Артамонов, осмотрев самолеты в Риге, писал в Москву: ╚Машины хорошие - двухмоторные, пассажирские на 6 человек каждая. Если машины заберем, то связь между республиками обеспечим╩. Литовские DH.89M военные не отдали, а два бывших латвийских ╚Рэпида╩ перешли к Прибалтийскому управлению ГВФ. Один биплан приняли в начале ноября 1940 г., другой - в марте следующего года. Они базировались в Риге и обслуживали линию Рига - Таллин, периодически совершая и другие рейсы.

В это время на планете уже бушевала Вторая Мировая война, в которой ╚Драконы╩ всех типов приняли самое активное участие. Они не бомбили и не стреляли, зато вносили весомый вклад в военные перевозки и в подготовку летного состава. В Англии первые ╚Рэпиды╩ закупили для ВВС еще в сентябре 1938 г. Это были два самолета, предназначенные для различных экспериментов. За ними последовали более крупные заказы для летных школ. На бипланах ╚Де Хевилленд╩ стали учить пилотов, штурманов, радистов. Сперва такие самолеты поступали в гражданские школы, сотрудничавшие с министерством авиации по контрактам, а затем - напрямую в училища ВВС и учебные подразделения. После вступления Великобритании в войну к армейским перевозкам привлекли гражданскую авиацию. Часть машин реквизировали ВВС. В сентябре 1939 г. 24-я эскадрилья в Хендоне получила 24 ╚Рэпида╩, которые продолжали летать с прежними обозначениями. Эти самолеты использовали для связи с частями экспедиционного корпуса во Франции. Некоторые из них погибли во время немецкого наступления в мае-июне 1940 г. Два ╚Рэпида╩ уничтожили немцы, два разбились в авариях, а еще шесть англичане бросили на французских аэродромах при эвакуации.

В 1940 г. для английских ВВС заказали 150 ╚Рэпидов╩. Машины предполагалось использовать как ╚летающие классы╩ для обучения штурманов и радистов. Хотя эта модификация получила обозначение DH.89B и новое имя ╚Домини╩, от пассажирского DH.89A она лишь незначительно отличалась по оборудованию. Внешне это выражалось в появлении кольцевой антенны радиополукомпаса над фюзеляжем. Все ╚Домини╩ несли камуфляж и опознавательные знаки ВВС. К концу 1942 г. завод в Хэтфилде был вынужден прекратить выпуск DH.89B, поскольку производственные мощности требовались для сборки бомбардировщиков ╚Москито╩. К тому времени военным сдали 185 машин. Всю оснастку перевезли на завод ╚Браш кочуоркс╩ в Лоборо, который никогда ранее самолетов не строил. Тем не менее, он быстро освоил технологически несложный аэроплан и за три года выпустил 346 ╚Домини╩. С 1945 г. там перешли на выпуск модификации ╚Домини╩ II - легкого транспортного и санитарного самолета. Единичные машины переделывались в санитарные и раньше. Производство ╚Домини╩ осуществлялось до июля 1946 г.

После того как Вторая Мировая война закончилась, завод в Лоборо еще некоторое время продолжал строить ╚Домини╩. Последние 100 самолетов военные принимать отказались и их сразу же начали перестраивать по образцу довоенных ╚Рэпидов╩ (у машин военного времени отделка салона была гораздо проще). Их быстро расхватали различные авиакомпании, чей самолетный парк порядком обескровила война. Вскоре к ним добавились ╚демобилизованные╩ ╚Домини╩, продаваемые буквально за гроши. Только в компании ВЕА на 1 февраля 1947 г. числилось 39 DH.89. А сколько было карликовых фирм, имевших по одному - два самолета. Многие из демобилизованных военных пилотов покупали ╚Рэпиды╩ и становились ╚воздушными извозчиками╩. Некоторые самолеты перед выходом на линии подвергались доработкам в цехах завода ╚Де Хевилленд╩. Переделки носили различный характер, который со временем постарались как-то стандартизировать, введя обозначения модификаций. Довоенные DH.89A стали именоваться Мк.1, переделанные ╚Домини╩ с экипажем из пилота и радиста и салоном на шесть мест - Мк.2, с одним пилотом и восьмиместным салоном - Мк.З.

В 50-е годы гражданские ╚Рэпиды╩ летали по всему миру. Но время шло, авиация стремительно развивалась и DH.89 все больше отставали от ╚молодых╩ конкурентов. Чтобы модернизировать устаревшие машины, на них устанавливали новые приборы, монтировали радиополукомпасы с антенной в каплевидном обтекателе наверху фюзеляжа. Продолжали совершенствовать мотоустановки. Появилась модификация Мк.4, оснащенная моторами ╚Джипси Куин╩ 2 с ВИШ-автоматами PD.30/211/1. Такую переделку опробовали на военном ╚Домини╩ еще в сентябре 1943 г. Это позволило поднять взлетный вес примерно на 250 кг, улучшило взлетные характеристики, повысило скороподъемность и крейсерскую скорость, а также упростило полет на одном двигателе. Но, по непонятной причине, в серию эта модификация не попала. Лишь в 1953 г. компания ╚Флайуэйз╩ в Истлее начала переделывать уже послужившие DH.89A в Мк.4. Внешне машины отличались лишь удлиненными коками винтов и увеличенным сечением воздухозаборников.

Модификация Мк.5 существовала в одном экземпляре, выпущенном фирмой ╚Де Хевилленд╩ в 1949 г. Он имел моторы ╚Джипси Куин╩ 3 и винты MVP с ручным приводом изменения шага. В 1958 г. фирма ╚Фэйри╩ предложила специально спроектированный для ╚Рэпида╩ металлический винт постоянного шага Х5. Характеристики самолета с таким винтом приближались к Мк.4, но сам пропеллер был гораздо дешевле, чем автомат. Выгода казалась очевидной, и значительное количество машин переоснастили новыми винтами. Модификация получила индекс Мк.6.

Королевские ВВС распрощались с последними ╚Домини╩ в 1947 году. На флоте они служили дольше - еще в 1960-м там насчитывалось 14 DH.89B! Правда, летали лишь три, а остальные хранились в консервации. Постаревших ╚драконов╩ окончательно списали и пустили в продажу только в 1963-м. DH.86 и DH.90 сошли со сцены раньше. Последний ╚Дрэгонфлай╩ разбился во Франции в мае 1961 г. DH.86B компании ╚Галф авиэйшн╩ в Бахрейне летали до 1952 г. Одну машину этого типа восстановили в 1958 году, но вскоре она погибла в аварии. На местных линиях, особенно в глухомани африканских джунглей или в австралийской пустыне, ╚Рэпиды╩ эксплуатировались до конца 60-х годов. В аэроклубах, где их использовали для сброса парашютистов, ╚драконы╩ летали еще дольше - до середины 70-х. Сейчас в мире около десятка летающих DH.84 и DH.89 принадлежат частным лицам и организациям. Они нередко участвуют в авиашоу, возят экскурсантов, снимаются в кинофильмах.








 ЛТХ:
Модификация   DH.89A
Размах крыла, м   14.64
Длина самолета,м   10.52
Высота самолета,м   3.12
Площадь крыла,м2   31.21
Масса, кг  
  пустого самолета   1487
  максимальная взлетная   2727
Тип двигателя   2 ПД de Havilland Gipsy Queen 2
Мощность, л.с.   2 х 200
Максимальная скорость, км/ч   253
Крейсерская скорость, км/ч   212
Практическая дальность, км   895
Практический потолок, м   5950
Экипаж, чел   1-2
Полезная нагрузка:   6-9 пассажиров


 Доп. информация :


 Чертеж "de Havilland DH.89"
  Фотографии:

 DH.89   Ad Vercruijsse
 DH.89A   Michael Fritz
 Современная реплика DH.89A   ╘ Gareth Horne
 Пассажирский салон DH.89  Chris Waser
 Приборная панель пилота DH.89   ╘ Ian Haskell

  Схемы:

 DH.89

  Варианты окраски:

 DH.89A персональный самолет короля Эдуарда VIII, 1936 год
 DH.89 Domini 27 транспортной авиагруппы ВВС США, 1943 год
 DH.84 Domini сил самообороны Израиля, 1948 год

 



 

Список источников:

АвиаМастер. Владимир Котельников. Драконово семейство
A.J.Jackson. De Havilland Aircraft Since 1909
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:

Новости туризма: горящие туры из москвы. Горящие путевки, яркий отдых.