Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация транспортные
   Victor K.Mk.1(2)
       
Разработчик: Handley Page
Страна: Великобритания
Первый полет: 1965
Тип: Самолет-заправщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Новая страница в биографии "Викторов" открылась после "перепрофилирования" их из бомбардировщиков в самолеты-заправщики. Работы по созданию "танкерного" варианта самолета были вынужденными, начавшимися "не от хорошей жизни". В 1964-м в конструкции лонжеронов крыла основного самолета-заправщика британских ВЕС - "Вэлиент" (переоборудованного из высотного бомбардировщика) - были обнаружены усталостные трещины и начались спешные поиски вариантов замены этой машины.

После поступления на вооружение бомбардировщиков "Виктор" В.Мк.2 появилась возможность вывести более старые машины "Виктор" В.Мк.1 из боевого состава ВВС и переоборудовать их в самолеты-заправщики. Первый "танкер" "Виктор" В (К) Мк.1А впервые поднялся в воздух в апреле 1965 г. Он был оснащен двумя подкрыльевыми узлами дозаправки Мк.20В. Кроме того, в бомбовом отсеке предполагалось разместить агрегат дозаправки Мк.17 со шлангом увеличенной длины, а также дополнительный топливный бак. Однако острая потребность в самолетах-заправщиках потребовала принятия экстренных мер, и уже в мае 1965-го на вооружение поступил первый из шести заправщиков "Виктор" В.(К) Мк.1А, имеющих лишь подкрыльевые заправочные агрегаты (в фюзеляже могло размещаться стандартное бомбовое вооружение). Первый "трехточечный" заправщик "Виктор" с агрегатом Мк.17 поднялся в воздух в ноябре 1966-го. Всего было поставлено 24 таких самолета, 10 переоборудованных бомбардировщиков "Виктор" Мк.1 получили обозначение "Виктор" К.Мк.1, 14 "Виктор" В.Мк.1А были переделаны в заправщики "Виктор" К.Мк.1А.

Несмотря на высокие характеристики новых "летающих танкеров", они обладали весьма существенным недостатком. Низкая удельная тяговооруженность не позволяла эксплуатировать эти самолеты на аэродромах с относительно короткой ВПП в условиях высоких температур. Полностью заправленные топливом машины не могли летать в дневные часы с британских авиабаз, расположенных в Бахрейне, Гане или Кипре. В этом случае для выполнения боевой задачи требовалось вместо одного, задействовать два заправщика.  Один "Виктор", взлетавший с неполной нагрузкой, дозаправлял в воздухе "под завязку", другой заправщик, также взлетавший полупустым, после чего последний шел в расчетную точку отдавать свое топливо боевому или военно-транспортному самолету. В 1968-м начались предварительные исследования самолета-заправщика на базе бомбардировщика "Виктор" В.Мк.2, имевшего более высокую тяговооруженность, что позволяло использовать его в любых климатических условиях с полной взлетной массой. Предполагалось установить на самолете ПТБ, увеличить запас топлива во внутренних баках, несколько усилить конструкцию, установить новое навигационное оборудование и снабдить катапультными креслами всех членов экипажа.

Работы по техническому проектированию новой модификации начались в 1969-м. Для переоборудования под заправщики выделили 21 самолет "Виктор" В.Мк.2R и один "Виктор" В.Мк.1, который предполагалось использовать в качестве учебного. Однако в 1970-м фирма Хэндли Пейдж, столкнувшаяся с финансовыми трудностями, была ликвидирована. Работы по уже начатой программе продолжала фирма Хаукер Сиддли. Переоборудование первого "Виктора" В.Мк.2 в заправщик "Виктор" К.Мк.2 закончены в марте 1972-го, а в 1974-м работы по модификации всех самолетов были завершены. В их бомбовых отсеках смонтировали два дополнительных топливных бака, вмещающих по 7264 кг топлива. Под крылом подвешивалось два заправочных агрегата "Мк.20В", в фюзеляже устанавливался агрегат с более высокой производительностью "Мк.17".

Служба бомбардировщиков "Виктор" в строю Королевских ВВС закончилась мирно, но вот самолетам-заправщикам пришлось повоевать дважды. В 1982 г. вспыхнул англо-аргентинский конфликт из-за Фолклендских островов. Англия, удаленная от ТВД на расстояние почти 13000 км, оказалась в весьма трудном положении: потребовалось развернуть в другом полушарии значительные авиационные силы и обеспечить их эффективное боевое применение против неприятеля, располагающего вполне современной авиацией. Своеобразной тыловой базой англичан стал остров Вознесения - небольшой клочок суши, омываемый водами Атлантики. После начала войны на остров было переброшено 15 самолетов "Виктор" - почти 2/3 всего парка летающих танкеров Великобритании. Самолеты выполняли дозаправку в воздухе истребителей-бомбардировщиков "Харриер", бомбардировщиков "Вулкан", патрульных самолетов "Нимрод", военно-транспортных самолетов "Геркулес" и КС-10. Всего за время конфликта было выполнено около 600 дозаправок в воздухе. В 1991 г., во время конфликта в районе Персидского залива, несколько самолетов "Виктор" К.Мк.2 вновь были использованы в боевых условиях для обеспечения вылетов британской ударной и военно-транспортной авиации. К началу 1993 г. 14 заправщиков "Виктор", последних самолетов серии "V", еще продолжали нести службу в составе британских ВВС.







 ЛТХ:
Модификация   Victor K.Mk.2
Размах крыла, м   34.44
Длина самолета, м   35.03
Высота самолета, м   8.57
Площадь крыла, м2   204.38
Масса, кг  
  пустого   51936
  нормальная взлетная   86400
  максимальная взлетная   107955
Тип двигателя   4 ТРД Rolls-Royce Conway RCo.17 Mk.201
Тяга нефорсированная, кгс   4 x 9340
Максимальная скорость, км/ч   966
Крейсерская скорость, км/ч   758
Практическая дальность, км   7400
Практический потолок, м   15240
Экипаж, чел   5
Полезная нагрузка:   55792 кг топлива


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Victor K.1  (c) Jerry Hughes
 Victor K.1A  (c) Mike Freer
 Victor K.2  (c) Michael Baldock
 Victor K.2  (c) Derek Ferguson
 Victor K.2
 Victor K.2  (c) Keith Blincow
 Victor K.2  (c) Malkolm Clarke
 Подкрыльевой узел дозаправки Мк.20В Victor K.1
 Victor K.1A (c) Chris Potter

  Схемы:

 Victor K.2
 Компоновочная схема

  Вариант окраски:

 Victor B(K).1
 Victor K.2

 



 

Список источников:

Крылья Родины. Владимир Ильин. "Лебединая песня" английского самолетостроения
Thunder & Lightnings. Handley Page Victor
Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира
Aircraft in British Military Service 1946 - 1998
Putnam. C.H.Barnes. Handley Page Aircraft Since 1907
Aerofax. P. Butler, T. Buttler. Handley Page Victor
Aeroguide. Handley Page Victor K Mk 2


Уголок неба. 2013  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: