главная послевоенная авиация бомбардировщики
   Ту-4Т
       
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1954
Тип: Транспортный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Еще до первого полета Ту-4 на испытания вышел пассажирский Ту-70. Он использовал до 75% узлов и агрегатов одного из ╚трофейных╩ В-29. Но в те годы столь шикарный лайнер сочли излишеством и на его базе сделали ╚транспортник╩ на 120 десантников. Машина получила индекс ╚75╩. Но и этот вариант не пошел в серию. В ОКБ были заняты основными модификациями Ту-4, работы по транспортному самолету шли медленно, и очередная модификация - Ту-4Т - появилась лишь в 1954 году. Это был обычный бомбардировщик, в переднем бомбоотсеке которого закрепили простенькие ╚мостки╩ с сиденьями на 28 десантников. Каждый из них имел простейший дыхательный прибор, подключенный к кислородной системе самолета. Машина получила также два подкрыльевых пилона, предназначенных для подвески автомобилей (в том числе БТР-40), пушек калибром до 85 мм и минометов в обтекателях, а также грузовых контейнеров. В дальнейшем, количество мест было доведено до 52.

Высадка проводилась посадочным способом, для воздушного десантирования разрабатывали вариант Ту-4ТД. Самолет имел относительно невысокие данные, но бурный рост воздушно-десантных войск требовал срочного увеличения парка военно-транспортной авиации В связи с этим около 300 Ту-4 и Ту-4Р было переоборудовано в Ту-4Т Полки чаще всего сохраняли статус тяжелобомбардировочных, в планы их подготовки включалось бомбометание, в том числе и использование ИАБ (оборудование для десантников могло демонтироваться), дозаправка (для дооборудованных самолетов) и, даже, стрельбы из бортовых артустановок по наземным целям.

Как ни странно, именно это пригодилось в деле во время Венгерского кризиса 1956 года Тогда дело дошло до решения нанести бомбовый удар по Будапешту. К счастью, Ту-4 вернули с полпути, но на этом их участие в конфликте не окончилось.

Потребовалось организовать воздушный мост, для чего была привлечена ВТА, в том числе и полки на Ту-4Т Их главной базой стал аэродром Чоп. Там в самолеты садились десантники и спецназовцы, под крылья подвешивалась тяжелая техника, и машины уходили в небо Садились в аэропорту Будапешт и на базах неподалеку. Были дни, когда по самолетам вели огонь с земли прямо с границы аэродрома, и тогда стрелки били в ответ. Многие машины получили повреждения, но ни один Ту-4Т не был сбит.

Обратно они везли гробы. Их выгружали там же, в Чопе, на глазах у десантников, занимавших свои места в отсеках самолетов. ╚Венгерская╩ эпопея еще раз показала необходимость специализированного транспортного самолета Тем не менее, во многих частях Ту-4Т дослужили до начала шестидесятых Их экипажи освоили воздушное десантирование, а также сброс различной техники на грузовых парашютных платформах Предполагалось применять Ту-4Т и для буксировки тяжелых десантных планеров, но эта архаичная идея развития не получила

Большой объем внутренних и подвесных топливных баков Ту-4 позволил использовать его в качестве танкера для заправки самолетов фронтовой авиации на полевых аэродромах. Часть баков при этом отсекалась и использовалась под керосин, монтировалось несложное заправочное оборудование Для доставки жидкого кислорода был создан Ту-4ТРЖК (транспортный резервуар жидкого кислорода). Резервуары и спецоборудование устанавливались в бомбоотсеки обычно на время учений, когда приходилось снабжать рассредоточенные авиаполки и части ракетных войск, расположенные ╚на отшибе╩.









 



 ЛТХ:
Модификация   Ту-4Т
Размах крыльев, м   40.05
Длина, м   30.18
Высота, м  
Площадь крыла, м2   161.7
Масса, кг  
  пустого самолета   31200
  нормальная взлетная   46000
  максимальная взлетная   62000
Тип двигателя   4 ПД АШ-73ТК
Мощность, л.с.   4 х 2000
Максимальная Скорость, км/ч   560
Практическая дальность полета, км   5100
Практический потолок, м   11200
Экипаж, чел   7
Полезная нагрузка:   28 десантников


 Доп. информация :


 



 

Список источников:

АвиО. Сергей Мороз. Сделано в СССР
Владимир Ригмант. Под знаками "АНТ" и "ТУ"
ОАО "Туполев" : От АНТ-1 до Ту-334
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: