главная гражданская авиация послевоенная авиация самолеты мал
   SE.210 Caravelle
       
Разработчик: Sud-Aviation
Страна: Франция
Первый полет: 1959
Тип: Многоцелевой транспортный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


SE.210 Caravelle - многоцелевой транспортный самолет, разработанный французской фирмой Sud-Aviation (теперь Aerospatiale). 1951 г. Секретариат гражданской авиации Франции выработал требования к ближнемагистральному пассажирскому самолету, способному летать со скоростью не менее 620 км/ч на маршрутах, связывающих Францию со странами Северной Африки. В январе 1952 г. свои проекты представили три фирмы, из которых победителем была признана фирма SNCASE (в дальнейшем называлась Sud-Aviation; в 1960-х годах вошла в состав фирмы Aerospatiale). Фирма SNCASE предложила проект Х-210, представлявший собой самолет с низкорасположенным стреловидным крылом и двумя ТРД, установленными по бокам хвостовой части фюзеляжа. После того как фирма стала победителем конкурса, самолет получил название SE.210 Caravelle. В разработке самолета участвовали английская фирма Rolls-Royce, поставлявшая двигатели, и некоторые фирмы Италии.

Первый полет опытный самолет выполнил 27 мая 1955 г., став, таким образом, первым в мире пассажирским самолетом с хвостовым расположением реактивных двигателей. В апреле 1956 г. самолет был сертифицирован, и в конце этого месяца авиакомпании "Эр Франс" и SAS получили первые самолеты. Фирма Sud-Aviation (Aerospatiale) создала несколько модификаций, отличавшихся числом мест и дальностью полета. Самолет Caravelle 1 был оснащен двумя ТРД Rolls-Royce Avon Mk.522 тягой по 4885 кгс и имел взлетную массу 43,5 т. В кабине двух классов можно было перевозить 68 пассажиров, а максимальное число мест равнялось 99. В 1960 г. началась эксплуатация самолета Caravelle 3 с ТРД Avon Mk.527 (2 х 5175 кгс). Взлетная масса была увеличена до 46 т при сохранении прежнего числа мест. Самолеты Caravelle 3 были построены в наибольшем количестве - 78 единиц. В начале 1961 г. появились модификации Caravelle 6N с ТРД Avon Mk.531 (2 х 5540 кгс) и Caravelle 6R с двигателями, оснащенными системой реверса тяги. На самолетах Caravelle 10 впервые стали устанавливаться двигатели Pratt & Whitney JT8D. Эти самолеты отличались от предыдущих удлиненным фюзеляжем, в результате чего максимальное число мест увеличилось до 104. 

Модификации самолета:

Caravelle III - первая серийная модификация принятая на вооружение.

Caravelle VI - модификация 1960 года с ТРД Avon Mk.531.

Caravelle VIR -  модификация  с ТРД Avon Mk.532R или Avon 533R.

Caravelle 10 - модификация с ТВД General Electric CJ805-23C.

Caravelle Super A или Caravelle Horizon - другое обозначение Caravelle 10.

Caravelle 10В - модификация с ТВД Pratt & Whitney JT8D-1 или -9.

Caravelle Super В или Caravelle Horizon В  - другое обозначение Caravelle 10В.

Caravelle 10R - модификация Caravelle VIR с ТВД Pratt & Whitney JT8D-1 или -9.

Caravelle 11R - модификация 1967 года на базе Caravelle 10R  с ТВД JT8D-7 .

Caravelle 12 - модификация Caravelle 11R  длиннее на 3.23 метра рассчитанная на 140 пассажиров.



 ЛТХ:
Модификация  
Размах крыла, м   34.30
Длина самолета,м   32.01
Высота самолета,м   8.72
Площадь крыла,м2   146.70
Масса, кг  
  пустого самолета   27210
  максимальная взлетная   46000
Внутреннее топливо, л   19000
Тип двигателя   2 ТРД Rolls-Royce Avon RA.29 Mk 527
Тяга, кН   2 х 50.71
Крейсерская скорость, км/ч   805
Практическая дальность, км   2100
Дальность действия, км   1700
Практический потолок, м   11200
Экипаж, чел   3
Полезная нагрузка:   99 пассажиров или 8400 кг груза


 Доп. информация :

  
 



 

Список источников:

Emmanuel Gustin. Military Aircraft Database
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия


Уголок неба .2003  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: