Реклама...

    


 
 
главная послевоенная авиация транспортные
   MC-130E/H Combat Talon
       
Разработчик: Lockheed
Страна: США
Первый полет: 1976
Тип: Транспортный самолет сил особого назначения
  ЛТХ     Доп. информация
   


MC-130 Combat Talon - транспортный самолет сил особого назначения, разработанный американской фирмой Lockheed на базе многоцелевого транспортного самолета С-130 Hercules. "Ганшины" являются самыми могучими и заметными самолетами специального назначения, но "рабочей лошадкой" в силах специальных операций считают не их, а МС-130 "Комбат Тэлон". Неслучайно после вьетнамской войны эти машины отправили не в резерв, а занялись их модернизацией. На МС-130 серии 70 ставились более мощные ТВД Т56-А15, используемые на С-130Н и усовершенствованное БРЭО. Дальнейшее развитие модернизационная программа получила в 1976 г., когда ВВС получили МС-130 "Комбат Тэлон I" (иногда эти машины называют также ЕС-130 "Скайхок" и НС-130). На самолетах монтировалось по два мощных прожектора, один из которых был снабжен специальным фильтром и мог использоваться для совместной работы с активными приборами ночного видения. В 80-е годы по программе SOFI самолеты оснастили системами дозаправки в воздухе, кроме того, МС-130 сами получили возможность дозаправлять в воздухе вертолеты сил специальных операций.

На МС-130 серии 90 была установлена цифровая система обмена данными между самолетами и вертолетами, новая БЦВМ, ИНС с двукратным резервированием и коррекцией от спутниковой навигационной системы, улучшенная И К система обзора передней полусферы и система РЭБ, включающую подсистему предупреждения об электромагнитном облучении AAR-44IR, подсистему постановки помех ALQ-117 и устройство выброса дипольных отражателей AN/ALE-40. На самолетах ставились более мощные электрогенераторы, необходимые для питания возросшего объема электроники; в целях продления срока службы на машинах серии 90 провели местное усиление прочности центральной части планера и крыльев. К 1995 г. в МС-130 серии 90 были модернизировано 8 МС-130 (серийные NN 63-7785, 64-0565, 64-0523, 64-0559, 64-0561, 64-0562, 64-0566 и 64-0567). Планируется доработать до уровня серии 90 и оставшиеся 14 МС-130, девять из которых оснащены системой "Фултон".

Наиболее совершенным является вариант МС-130Н "Комбат Тэлон II", в который были модернизированы 24 вновь построенных транспортника С-130Н. Модернизация была направлена на дальнейшее развитие БРЭО. В значительной мере обновились рабочие места всех членов экипажа за счет применения монохромных могофункциональных индикаторов на ЭЛТ, совместимых с очками ночного видения. Ключевым пунктом модернизации стала установка в бульбообразном обтекателе в носовой части фюзеляжа многофункциональной РЛС AN/APQ-170 с двукратным резервированием, созданной фирмой Эмерсон Электронике энд Спейс специально для МС-130Н. В РЛС используются более совершенные антенна и процессор обработки сигналов, чем на РЛС AN/APQ-122, установленных на МС-130. Благодаря новой РЛС "Комбат Тэлон II" может летать в режиме следования рельефу местности ниже и на большей скорости. Совместная работа РЛС в режиме картографирования с ИК системой ночного видения AN/AAQ-15 позволяет экипажу с высокой точностью осуществлять визуальное определение местоположения самолета в любое время суток независимо от погодных условий. Комплексирование систем БРЭО выполняла фирма IBM; "ядром" бортового комплекса являются две ЭВМ IBMAP-102, разработанных для бомбардировщиков В-1. В состав аппаратуры РЭБ введены приемник предупреждения об электромагнитном облучении AN/ALR-69, активный постановщик инфракрасных помех AN/ ALQ-172 и подвесной контейнер РЭБ AN/ALQ-8. Система дозаправки позволяет принимать топливо не только от танкеров КС-135, но и от КС-10. Первый МС -130Н передан ВВС 17 октября 1991 г.

Четыре эскадрильи, имеющие на вооружении самолеты МС-130Н, используются для глубоких рейдов в глубину территории противника с целью доставки или приема людей и грузов. Самолетами МС-130Н вооружены 15-я (авиабаза Харлберт-Филд, четырнадцать машин) и 7-я (авиабаза Милденхэлл, семь машин) эскадрильи специального назначения, самолеты МС-130 состоят на вооружении 1-й (авиабаза Кадена) и 8-й (авиабаза Харлберт-Филд) эскадрилий. Еще пять МС-130Н используются для тренировочных полетов в 550-й эскадрилье 58-го авиакрыла (авиабаза Киртленд).

МС-130 из состава 8-й эскадрильи принимали участие в операции "Орлиный коготь". Пять МС-130 8-й эскадрильи сбрасывали рэйнджеров во время вторжения на Гренаду в 1983 г. Три эскадрильи, вооруженные этими самолетами, привлекались к боевым действиям в Панаме в 1989 г. В декабре 1989 г. МС-130 из 8-й эскадрильи впервые в практике использования "Геркулесов" произвел укороченный взлет с тремя работающими двигателями. На этом "Комбат Тэлоне" был вывезен в США генерал Норьега.

Самолеты "Комбат Тэлон" принимали активное участие в боевых действиях против армии Саддама Хуссейна. 7-я эскадрилья, вооруженная МС-130 и четыре МС-130 из состава 8-й эскадрильи были переброшены на турецкую авиабазу Инджирлик, отсюда машины совершали боевые вылеты на протяжении всей кампании. Экипажи занимались привычной работой -доставкой грузов и людей, наряду с "рутинной" деятельность вели "психологическую войну" и даже совершали вылеты на бомбометание. Психологическая война МС-130 заключалась в разбрасывании листовок с призывами к иракцам сложить оружие. Всего за время боевых действий МС-130 и НС-130 сбросили около 29 миллионов листовок. Разбрасывание листовок производилось не "абы как", а до и после налетов В-52. Весьма своеобразное и, по мнению американцев, эффективное, проявление политики кнута и пряника.

Есть данные, что МС-130 были первыми летательными аппаратами многонациональных сил, вторгнувшимися в воздушное пространство Кувейта и Ирака непосредственно перед боевыми действиями. Используя метод десантирования с больших высот (англичан бросали с 10 000 м) самолеты высадили бойцов английского подразделения SAS, чьей задачей были установка радиомаяков, предназначенных для навигации ударных самолетов, и ведение глубинной разведки. Планируя на специальных парашютах-крыльях, спецназовцы приземлялись в нескольких милях от точки выброса.

Пять боевых вылетов МС-130 совершили на сброс боеприпасов объемного взрыва BLU-82 массой 6800 кг, каждая такая бомба содержала 5715 кг смеси нитрата аммония и порошкообразного алюминия. Впервые эти боеприпасы были использованы во Вьетнаме, там их тоже бросали "Геркулесы" - С-130 из 463-го авиакрыла. Бомба разрывалась на высоте 1 м над землей, не образуя воронки, при этом грибовидное облако взрыва поднималось на высоту 1800 м. Чаще всего эти боеприпасы использовались для устройства завалов на путях сообщения Вьет Конга и расчистки посадочных площадок для вертолетов в джунглях. Взрыв бомбы делал в зарослях ровную поляну радиусом 50 м. В ходе операции "Буря в Пустыне" "Комбат Талоны" сбросили 11 таких бомб. Первые бомбы бросали на парашютах с высоты 1830 м, однако из-за огня зенитной артиллерии высоту сброса бомб пришлось увеличить сначала до 4900 м, а затем и до 6400 м. Бомбы BLU-82 стали самыми крупными боеприпасами, примененными в Персидском заливе, их воздействие в большей мере было рассчитано на психологический, а не на чисто военный эффект. Первую бомбу МС-130 сбросил в ночь с 6 на 7 февраля с целью проделать проход в минном поле перед линией обороны иракцев. Вторую бомбу сбросили в эту же ночь на штаб иракского батальона, в результате командир батальона и два штабных офицера погибли. Моральное воздействие в этот раз было куда выше военного: значительная часть батальона сдалось в плен. После этого случая МС-130 стали сбрасывать до и после бомбежки листовки следующего содержания: "Завтра, если вы не сложите оружие, мы повторим удар самыми крупными в мире обычными боеприпасами." 18 февраля три МС-130 сбросили бомбы на остров Фэйлака. При подлете к острову самолеты обстреляли зенитки. После бомбометания зенитки стрелять перестали, перестала существовать и вся оборона острова. Через несколько часов на острове, не встретив никакого сопротивления, высадились подразделения многонациональных сил.

МС-130 периодически привлекаются к доставке грузов, в первую очередь гуманитарной помощи в страны, образовавшиеся на территории бывшей Югославии. Особенно часто самолеты из Алконберри и Рейн-Майн летали в Югославии в 1992 г. Передвижение конвоев ООН по автодорогам затруднялось действиями различных вооруженных формирований, в этих условиях высокая точность сброса грузов, обеспечиваемая МС-130, оказалась как нельзя более кстати. К примеру, в ночь с 28 февраля на 1 марта 1992 г. три МС-130 сбросили с высоты 3000 м в районе Церска 21,5 т продовольствия и 1,5 т медикаментов.

В последней балканской войне 1999 г. были задействованы три МС-130. О боевой работе этих самолетов известно еще меньше, чем о деятельности "ганшипов". Самолеты летали на боевые задания не только с временной "домашней" базы 86-го крыла - Бриндизи, но и с аэродромов в Боснии и Венгрии.





 



 ЛТХ:
Модификация   MC-130E
Размах крыла, м   40.40
Длина самолета,м   30.70
Высота самолета,м   11.70
Площадь крыла,м2   162.12
Масса, кг  
  пустого самолета   34686
  максимальная взлетная   69750
Внутреннее топливо, кг   79380
Тип двигателя   4 ТВД Allison T56-A-15
Тяга, кгс   4 х 4508
Максимальная скорость, км/ч   621
Крейсерская скорость, км/ч   540
Дальность действия, км   5000
Практический потолок, м   10000
Экипаж, чел   5 + 4 оператора
Полезная нагрузка:  19356 кг груза
 МС-130Е - 53 солдата или 26 парашютистов
 МС-130Н - 75 солдата или 52 парашютиста


 Доп. информация :

  
 



 

Список источников:

Авиация и Космонавтика. Михаил Никольский. Авиация Специального назначения
Независимое военное обозрение. Такси для диверсантов
Federation of American Scientists. US Military Aircraft. MC-130E/H Combat Talon
Emmanuel Gustin. Military Aircraft Database


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: