Реклама...

Скачать с ютуб видео полезные советы при строительстве дома.
    


 
главная современная авиация транспортные
   Ил-78М
       
Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1987
Тип: Самолет-заправщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


По результатам испытаний Ил-78 Заказчик высказал пожелания об увеличении дальности его полета и количества передаваемого топлива. В ОКБ приняли решение о создании версии самолета Ил-78М. Официально работы начались 20 декабря 1984 г.

При этом решили отказаться от возможности переконвертации СЗ в транспортный самолет, т.к. эксплуатация танкера показала, что такой необходимости просто нет. Поэтому самолет лишился десантно-транспортного оборудования (отсутствовали даже лебедки) и левой боковой двери, кабину выполнили негерметичной, створки грузолюка и гермоперегородка отсутствуют - это дало выигрыш в 5 т веса. В грузовой кабине Ил-78М установили баки общей вместимостью 36 т, что на 8 т больше, чем у первоначальной версии. Также машина получила усовершенствованный УПАЗ-ПАЗ-1М с более высокой производительностью (с 2300 до 2900 л/мин) и давлением передаваемого топлива, предназначенный для заправки "тяжелых" самолетов. Немного изменилась и конструкция крепления фюзеляжного УПАЗа - теперь он подсоединялся к горизонтальному пилону с помощью небольшого сегмента.

Ил-78М (СССР-76701) впервые поднялся в воздух 7 марта 1987 г. Машина прошла краткосрочные госиспытания и Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 1 июня 1987 г. принята на вооружение вместе с основной версией - Ил-78.

Максимальная взлетная масса для Ил-78М установлена в 210 т, что стало рекордом для семейства Ил-76. Общая масса находящегося на борту топлива достигает 126 т, из которых при удалении района дозаправки от аэродрома вылета 600-650 км можно было передать 92-94 т.

При этом дальность передачи 60 т топлива по сравнению с первоначальной версией увеличилась, в среднем, на 800 км, а 35 т-на 1300 км. При взлете с ГВПП масса передаваемого топлива уменьшается в два раза.

Прототип Ил-78М в последующем летал в Раменском, где и был списан в 1999 г.

Ил-78 носили окраску "Аэрофлота" и гражданские регистрационные номера: "минимальный" - СССР-76556 и "максимальный" - СССР-78824. Первые 4 Ил-78М продолжили эту "традицию", получив номера СССР-76701, и с 78822 по 78824, а вот уже последующие имеют окраску по типу "серый низ-белый верх", красную звезду на киле и тактические номера синего цвета (С 30 по 36 и с 50 по 53).

В 1991 г. в ВВС СССР решили вернуться к конвертируемости самолета, поэтому в ОКБ Ильюшина разработали версию Ил-78МК, которая вобрала в себя все лучшее от Ил-78М. В 1992 г. на ТАПОиЧ передали документацию на серийное производство машины, но заказов от военных так и не поступило.

Также в начале 1990-х гг. разрабатывался вариант Ил-78В с УПАЗ МК-32В разработки американской фирмы "Флайт Рифьюелинг", их производительность составляла 1590 л/мин, что было необходимо для дозаправки самолетов западного производства.

В конце "нулевых" были начаты работы над преемником Ил-78 - самолетом Ил-78М-90 (также известен как проект "478"), который планируется создать на базе Ил-76МД-90А. Кроме модифицированного крыла с использованием длинномерных панелей, решили отказаться от рампы и створок грузолюка, "зашив" их металлом, не устанавливать десантно-транспортное оборудование, что даст экономию веса самолета. Кроме того, вместо двигателей Д-30КП устанавливаются ПС-90А-76, что даст суммарный прирост тяги на 10000 кгс. Учитывая экономичность последних, возрастают дальность и продолжительность полета. На Ил-78М-90 планируется установка нового ПНО, САУ, комплекса связи и т.н. "стеклянная" кабина экипажа. Скорость раздачи топлива на земле составит 1500 л/мин через 4 рукава и 1000 - через два, а в воздухе через УПАЗ-1 - до 2500 л/мин.

Самолет будет выпускать в конвертируемой версии: фюзеляжные топливные баки снова выполнят съемными, как и на Ил-78. Планируется закупка трех десятков самолетов.

С 1993 г. консультации по закупке Ил-78 велись с индийской стороной, первоначально предполагалось, что уже к 1998 г. она получит 4 Ил-78МК. Но реально контракт стоимостью 300 млн. долл, на поставку шести самолетов, получивших обозначение Ил-78МКИ, был подписан только в декабре 2001 г.

Самолеты получили новые двигатели ПС-90А-76, обеспечившие расширение возможностей самолета по дальности полета и массе передаваемого топлива. Кроме того, с 48 до 52 т выросла масса десантной нагрузки (в транспортном варианте), а емкость фюзеляжных баков составила 30 т. Также самолеты оборудовали израильскими системами дозаправки, а часть установленного БРЭО была французского производства.

Первая машина, управляемая экипажем Д.А. Комарова, поднялась в воздух 11 января 2003 г. и прибыла к заказчику уже 3 марта, а крайняя передана заказчику 14 декабря 2004 г. Машины созданы на базе Ил-78М, построенных в 2003-2004 гг., они получили обозначения с RK3449 по RK3454 и приписаны к 78 авиационной эскадрильи, т.н. Mid-Air Refuelling Squadron (MARS), дислоцированной в Агре. По состоянию на середину 2012 г. первая из поставленных машин уже не имела двигателей и находилась на хранении.

Уже с февраля 2004 г. Ил-78МКИ начали привлекаться к учениям, сначала на территории Индии, а затем - и США (привлекались два самолета). В июне 2005 г. 5 Ил-78МКИ принимал участие в международных учениях Garuda 2 в Великобритании, обеспечив перелет 18 Су-30МКИ. В июле 2007 г. в небе над этой страной снова появились "Ильюшины": они сопровождали для участия в учениях Indra Dhanush 6 Су-30МКИ.

В 2007 г. министерство обороны Индии объявило тендер на закупку шести самолетов-заправщиков стоимостью в 1 млрд, долл., заявку на участие в нем подали РФ, США и Евросоюз с самолетами Ил-78МКИ, Airbus A330MRTT и Boeing КС-767АТ. Затем предложение от Боинга было снято по из-за участия фирмы в тендере по КС-Х, объявленному МО США.

В конечном итоге, победителем признали Airbus A330MRTT, однако в конце 2009 г. министерство финансов Индии заблокировало закупку из-за высокой стоимости самолетов и указало на целесообразность закупки Ил-78МКИ, т.к. последние уже эксплуатируются в ВВС, и рекомендовало провести новый конкурс в сентябре 2010 г., что и было сделано. Первоначально заявку на него подал только "Рособоронэкспорт", а в январе 2011 г. к нему присоединилась и Airbus.

В последующем самолеты достаточно долго проходили сравнительные испытания не только на территории Индии (в т.ч. и в условиях высокогорья), но и в РФ и Испании, при этом заправляя Су-30МКИ, МиГ-29 и Мираж-2000.

Кроме преимуществ Ил-78, индийские военные отмечают, что российские самолета значительно уступают европейским по уровню послепродажного обслуживания. В конечном итоге индусы больше склонялись в пользу закупок A330MRTT, т.к. они оказались более надежными и дешевыми в эксплуатации. Однако пока окончательного решения не принято.





 ЛТХ:
Модификация   Ил-78М
Размах крыла, м   50.50
Длина самолета,м   46.59
Высота самолета,м   14.76
Площадь крыла,м2   300.0
Масса, кг  
  пустого снаряженного самолета   98000
  максимальная взлетная   210000
Внутренне топливо, л   118000
Тип двигателя   4 ТРДД Авиадвигатель Д-30КП
Тяга, кгс   4 х 117.70
Максимальная скорость, км/ч   850
Крейсерская скорость, км/ч   800
Скорость при дозаправке, км/ч   400-600
Практическая дальность, км   7300
Дальность действия, км   3650
Практический потолок, м   12000
Экипаж, чел   7
Полезная нагрузка:   максимальная нагрузка - 85720 кг топлива
  типовая нагрузка:  Крыльевые баки - 57720 кг топлива
  фюзеляжные баки - 28000 кг топлива


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Ил-78М (c) joolsgriff
 Ил-78М (c) Вадим
 Ил-78М (c) kiba
 Ил-78М (c) Александр Пак
 Ил-78М (c) Vala
 Ил-78М (c) Юрий Киселев
 Ил-78М (c) Константин Тюрпеко
 Ил-78М (c) Вадим
 Ил-78М на параде (c) Владимир Петров
 Ил-78М (c) Язынин Владимир
 УПАЗ-1 под крылом Ил-78М (c) Александр Листопад
 Топливный бак на борту Ил-78М (c) Владислав Ожерековский
 Кабина оператора заправки на Ил-78М (c) Владислав Ожерековский
 Место штурмана на Ил-78М (c) Алексей Ерешко
 Кабина пилота Ил-78М (c) Владислав Ожерековский

 Схемы:

 Ил-78М

 



 

Список источников:

Авиация и космонавтика 2014-08. Сергей Дроздов. Младший брат "семьдесят шестого"
Авиация и космонавтика 2003-04-09. Николай Таликов. Самолёт Ил-76 и его транспортные модификации
Авиация и Время 2013-06. Сергей Дроздов. Ил-76 - самолет с искренней улыбкой
Крылья Родины 1995-12. Г.В. Новожилов. Самолет-солдат
Авиаколлекция 2007-11. Г.В. Якубович. Транспортный самолёт Ил-76
Крылья Родины 1998-03. А. Шевельков. Воздушные танкеры: Самолеты-заправщики семейства Ил-78
Экспринт. В.Ю. Марковский. Ил-76 на службе в ВВС

Д.С.Комиссаров. Ил-76: История самолета
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В. Новожилова)
В.Н.Шунков. Самолeты спецназначения
Авиационный справочник на Avia.ru. Ил - 78 Cамолет-заправщик
Aerofax. Dmitriy Komissarov, Yefim Gordon. Ilyushin Il-76


Уголок неба. 2019  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: