главная гражданская авиация послевоенная авиация самолеты мал
   HS.125
       
Разработчик: Hawker Siddeley
Страна: Великобритания
Первый полет: 1962
Тип: Административный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Наиболее удачный британский самолет бизнес-класса HS.125 эксплуатируется более 45 лет. В настоящее время он выпускается фирмой "Raytheon" под обозначением Hawker 850ХР, развивая успех исходной конструкции "de Havilland".

В феврале 1961 года "de Havilland Aircraft Company" официально анонсировала разработку небольшого реактивного самолета, предназначенного для замены двухмоторного самолета бизнес-класса DH.104 Dove. Новая машина получила обозначение DH.125 Jet Dragon по ассоциации с довоенным двухмоторным пассажирским бипланом DH.84 Dragon. Самолет был рассчитан на перевозку шести пассажиров в герметичной и снабженной системой кондиционирования кабине. Силовую установку составили два турбореактивных двигателя Bristol Siddeley Viper 20, установленных на пилонах в хвостовой части фюзеляжа. Крейсерская скорость составила 800 км/ч, дальность полета - 2400 км.

Фюзеляж цилиндрического сечения был на 30 см шире фюзеляжа самолета Dove, высота салона - как у четырехмоторного самолета Heron. Крыло умеренной стреловидности по передней кромке снабжено двухщелевыми закрылками большой площади, горизонтальное оперение установлено в верхней части киля. 30 самолетов первой производственной серии собрали на заводе фирмы "de Havilland" в Хавардене недалеко от Честера, хотя два самых первых прототипа несколько меньших размеров были вручную изготовлены на экспериментальном производстве фирмы в Хатфилде, Хартфордшир. Выкатка первого прототипа, G-ARYA, состоялась в июле 1962 года. К тому времени от наименования Jet Dragon отказались. Первый полет продолжительностью 56 минут состоялся 13 августа 1962 года. Второй прототип впервые поднялся в небо 12 декабря того же года. Оба самолета интенсивно использовались в программе сертификационных испытаний, к которой позже подключили и первый серийный лайнер, оснащенный двумя ТРД Viper 520 и отличавшийся от прототипов крылом на 0,91 м большего размаха и удлиненным на 1,20 м фюзеляжем.

Построено восемь экземпляров DH.125 Series 1, включая прототипы. Первым покупателем 26 февраля 1964 года стала западногерманская фирма "Krupp GmbH". Ожидалось, что DH.125, подобно своему поршневому предшественнику, будет иметь успех на рынке США, где реактивные самолеты бизнес-класса пришли в "корпоративной авиации" на смену переделанным бомбардировщикам и транспортным машинам времен Второй мировой войны.

Самолеты Series 1А (сертифицированы по стандартам FAA для США) и Series 1В (сертифицированы для других стран) получили двигатели Viper 521/522 тягой по 14 кН. Максимальная взлетная масса была увеличена на 2200 кг, количество иллюминаторов сокращено с шести до пяти. Свой смысл буквы "А" и "В" сохранили в обозначениях всех последующих моделей. Поставки в США начались в сентябре 1964 года. Самолеты выполняли перелет через Атлантику неокрашенными, лишь покрытыми слоем зеленой грунтовки, а бортовое оборудование было установлено не в полном объеме, а так называемый "базовый комплект". Окраска и окончательная комплектация самолетов выполнялась уже в США под требования заказчика. Всего построили 77 самолетов DH.125 1А и 1В. Один самолет британской чартерной компании потерпел катастрофу над Средиземным морем 30 июня 1967 года. Причиной катастрофы стал теракт - на борту самолета находился бывший премьер-министр Конго.

DH.125 стал последним самолетом марки "DH" - фирму "de Havilland" в 1960 году поглотил концерн "Hawker Siddeley Group", но самолет некоторое время продолжал продаваться под индексом HS.125.

К середине 1966 года темп производства возрос до одного самолета в неделю. В серию были запущены варианты ЗА и ЗВ с двигателями Viper 522 тягой 16,20 кН, улучшенной системой кондиционирования и вспомогательной силовой установкой. Взлетная масса была увеличена до 21700 кг. Было построено 39 самолетов HS.125 Series 1, ЗА и ЗВ, включая две специально оборудованные машины для австралийской авиакомпании "QANTAS", предназначенные для обучения пилотов самолетов Boeing 707. Кабины этих машин выполнили по типу кабин Boeing 707. Самолеты с увеличенной дальностью полета Series 3A-RA и 3B-RA отличались дополнительными подфюзеляжными баками емкостью 509 л и небольшим форкилем треугольной формы. Было построено 36 лайнеров Series 3A-RA и 3B-RA, включая 10 машин для ВВС Бразилии.

В сентябре 1968 года фирма "Hawker Siddeley" анонсировала самолет HS.125 Series 4, позже получивший обозначение Series 400. На нем установили двигатели Viper 522, количество пассажиров довели до семи в стандартной конфигурации, внедрили встроенные трапы, а максимальную взлетную массу увеличили до 23 000 кг. Популярность HS.125 в США побудила "Hawker Siddeley" заключить в декабре 1969 года соглашение с фирмой "Beech Aircraft Corporation" о маркетинге самолетов под маркой Beechcraft-Hawker ВН.125 на американском рынке. Фирма "Beech" в производстве самолетов никакого участия не принимала, а планы по совместной разработке с "Hawker Siddeley" семейства реактивных самолетов реализованы не были.

Было построено 69 самолетов HS.125-400A и 47 HS.125-400B. На этом этапе производство достигло своего пика - 7 машин в месяц.

Конкуренция с самолетами Learjet и Dassault Falcon 20 снизила объемы продаж, но фирма произвела доработку конструкции, которая привела к появлению варианта Series 600, совершившего первый полет 21 января 1971 года. Новая модификация внешне существенно отличалась от предыдущих машин. Фюзеляж удлинили на 0,95 м, что позволило в варианте повышенной комфортности довести количество пассажиров до восьми или до 14 человек в экономической конфигурации. К другим нововведениям следует отнести двигатели Viper 601-22 тягой 16,80 кН, более высокий киль и увеличенный форкиль, в котором разместили топливный бак. Конструкторы аэродинамически облагородили стык крыла и фюзеляжа, профиль носовой части фюзеляжа сделали более обтекаемым, обновили приборное оборудование кабины. Взлетную массу увеличили до 25 000 кг. Серийный выпуск HS.125-600 начался в 1972 году, а завершился в 1976-м. За это время построили 33 самолета HS.125-600A и 39 HS.125-600B.

Самолет Series 800 впервые поднялся в воздух 26 мая 1983г. Он имел изогнутый козырек кабины, крыло увеличенного размаха и наличие оверкиля. Вариант Series 800 к марту 1990 г. продано 183 экземпляра. Шесть самолетов были поставлены ВВС США под обозначением С-29А для калибровки навигационного оборудования. Самолеты HS 125 также поставлялись ВВС Аргентины, Бразилии, Малайзии и ЮАР.

Кроме вышеуказанных выпускались следующие варианты самолета - U-125 - модификация для ВВС Японии на базе самолета BAe.125 Series 800 в роли самолета поиска и спасения с ТВД Garett TFE731-5R-1H (19.13 кН) и HS 125 Protector - морской наблюдательный вариант Series 700 с поисковым радаром, навигационно-командными системами и камерами, может проводить поиск в течение шести часов.

В 1963 году ВВС Великобритании заказали 20 самолетов HS.125 Series 2, близких Series 1 В, но оснащенных двигателями Viper 520 меньшей тяги. Самолет, получивший обозначение Dominie T.Mk.1 , впервые взлетел 30 декабря 1964 года. С 1966 года он стал стандартным учебно-штурманским самолетом британских ВВС. Военный вариант отличается от гражданских удлиненным до линии задней кромки крыла форкилем, в котором были размещены антенны радионавигационных систем Doppler и Decca. В салоне оборудованы рабочие места для двух курсантов и инструктора. В 1983 году сохранившиеся Dominie модернизировали с целью улучшения навигационной подготовки курсантов в полетах на малых высотах. Тогда же самолеты перекрасили по "тренировочной схеме" повышенной заметности: верхние поверхности - черные, нижние - белые.

Один HS.125 Series 1В (XW930, внизу справа) долго использовался для различных программ летных испытаний в Бедфорде. Снимок сделан в 1979 году, когда на самолете отрабатывался механический ограничитель шума фирмы "McDonnell Douglas" (в рамках программы создания Advanced Supersonic Transport.)

В 1971 году британские ВВС закупили первые четыре HS.125 CC.Mk 1 (на базе Series 400), предназначенные для транспортных перевозок и ретрансляции радиопереговоров. В конце 1970-х годов было закуплено два CC.Mk 2, построенных на базе Series 600. В 1980-е годы на вооружение британских ВВС поступили шесть CC.Mk 3 (вариант Series 700). В 2009 году эксплуатировались только самолеты CC.Mk 3 из 32-й (Королевской) эскадрильи.

В Дансфорде эксплуатировался ВАе 125-600 в окраске авиации Королевских ВМС. Вместе с XW930 эта машина использовалась для испытаний и отработки РЯС Ferranti Blue Vixen. На самолете переделали носовую часть фюзеляжа под установку антенны РЯС и смонтировали подкрыльевые пилоны для УР Sidewinder.



 Модификации :
 DH.125 Serias 1  первоначальная модификация.
 DH.125 Serias 1A/B  модификация с двигателями Bristol Siddeley Viper 521 или 522.
 HS.125 Serias 2  учебно-тренировочный самолет для ВВС - Dominie T.Mk.1 с двигателями Rolls Royce Viper 301.
 HS.125 Serias 3  модификация с с двигателями Viper 522 тягой 16,20 кН, улучшенной системой кондиционирования и вспомогательной силовой установкой.
 HS.125-400  вариант с двигателями Viper 522 и пассажировместимостью до семи человек. Для ВВС - HS.125 CC.Mk.1.
 HS.125-600  модификация с удлиненным на 0,94 м фюзеляжем вместимостью до 14 пассажиров.  Для ВВС - HS.125 CC.Mk.2.
 HS.125-700  вариант с улучшенными летно-техническими характеристиками и новыми экономичными двигателями Garrett TFE-731 (Honeywell TFE731 -3RH).  Для ВВС - HS.125 CC.Mk.3.
 HS.125-800  модификация с изогнутым козырьком кабины, крылом увеличенного размаха и наличием оверкиля.



 ЛТХ:
Модификация   HS 125 Series 2
Размах крыла, м   14.33
Длина самолета,м   14.45
Высота самолета,м   5.03
Площадь крыла,м2   32.79
Масса, кг  
  пустого самолета   6676
  максимальная взлетная   12429
Внутреннее топливо, л   4660
Тип двигателя   2 ТРД Rolls-Royce Viper 521 Mk.301
Тяга, кН   2 х 13.88
Максимальная скорость, км/ч   805
Крейсерская скорость, км/ч   760
Практическая дальность, км   2780
Дальность действия, км   2500
Практический потолок, м   12190
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   8 пассажиров


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Первый DH.125
 DH.125 Serias 1A    (c) Peter Nicholson
 HS.123 Series 3B   (c) Malcolm Clarke
 HS.125-400A   (c) Vladimir Kostritsa
 HS.125-400A   (c) Balazs Pinter
 HS.125-600A   (c) Mark Kryst
 HS.125-700A   (c) TVL1970
 HS.125 Dominie T.Mk.1   (c) Glenn Beasley
 HS.125 CC.Mk.1A   (c) Mike Freer
 Пассажирский салон  HS.125 Series 3A   (c) Steven Pellegrino
 Кабина пилотов HS.125-600A   (с)  Peter Broom

  Схемы:

 HS.126-600
 Компоновочная схема

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Серия HS.125
Putnam. Francis K. Mason. Hawker Aircraft Since 1920
Putnam. A. J. Jackson. British Civil Aircraft since 1919
Air Enthusiast. Executive excellence
Airliners.net: Hawker Siddeley HS.125


Уголок неба. 2011  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: