главная современная авиация транспортные
   BT-67
       
Разработчик: Basler
Страна: США
Первый полет: 1990
Тип: Грузопассажирский самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Basler BT-67 √ американский грузопассажирский самолёт, выпускаемый компанией "Basler Turbo Conversions" с начала 90-х годов прошлого столетия. Первые разработки воздушного судна Basler BT-67 начались в конце 80-х годов прошлого столетия, при этом, американские авиаинженеры не пытались создать принципиально новую модель летательного аппарата, и по своей сути, лишь обновили старый американский самолёт Douglas DC-3, в некоторой степени усовершенствовав его конструкцию, заменив силовую установку и в значительной мере переработав салон.

Рождением своим Basler BT-67 обязан ошибке Уоррена Баслера, владельца небольшой авиакомпании Basler Airlines. Компания эксплуатировала грузовые и пассажирские DC-3 на региональных маршрутах в Канаде и на Среднем Западе США. Бизнес шел, но пора было и задуматься о чем-то на замену старичкам √ ведь уже настали 1980-е!

Попытки подыскать на рынке нечто недорогое, но с похожими характеристиками закончились ничем: никакой другой самолет не мог предложить тех взлетно-посадочных характеристик и того объема салона/грузового отсека, как "старина DC-3". Оно и понятно: зачем было кому-то создавать такой самолет, если по миру летают сотни и тысячи таких машин, приобретенных после второй мировой войны за гроши. И вот теперь √ ничего нет похожего.

Памятуя о том, что "старых самолетов не бывает √ бывают только плохо обслуживаемые и ремонтируемые", а также о невероятной ремонтопригодности DC-3 (это его ведь и Ли-2 чинили на Руси посредством кувалды и такой-то матери!), Баслер решил определить, что именно мешает ему получать прибыль на DC-3. Оказалось √ двигатели. Wright R-1820 Cyclone 9 и Pratt & Whitney R-1830-21, несомненно, в свое время были одними из лучших двигателей своего класса, но по сравнению с реактивными турбинами 9-цилиндровые и 14-цилиндровые "звезды" проигрывали и по топливной экономичности, и по трудоемкости технического обслуживания. Значит, если заменить поршневые двигатели на турбовинтовые, можно вдохнуть в старую "Дакоту" новые силы. Одно плохо: кто заплатит за сертификацию обновленной машины? Надо было найти крупного заказчика, хотя бы и потенциального.

Таковой вроде бы нашелся в лице небезызвестной FedEx. В 1980-е эта компания еще эксплуатировала на линии Ошкош-Детройт-Кливленд "обычные" грузовые DC-3, и также постепенно подыскивала им замену. И Уоррен Баслер решился проводить работы по конверсии "Дакоты" за свой счет, организовал фирму Basler Turbo Conversions.

18 апреля 1988 года была передана заявка на выдачу дополнительного сертификата типа на DC-3 с турбовинтовыми двигателями Pratt&Whitney Canada PT6A-67R и пятилопастными пропеллерами Hartzell HC-B5MA-3/ M11276. Самолет удался. Для размещения новых двигателей пришлось доработать мотогондолы и удлинить фюзеляж на метр, было установлено современное навигационное оборудование. В результате увеличилась и полезная нагрузка (до 5 тонн), и дальность полета.

Самолёт Basler BT-67 был впервые представлен в январе 1990 года, и в это же время совершил свой первый полёт, окончившийся для американской авиастроительной компании весьма большим успехом, поскольку практически мгновенно авиаперевозчики заказали производство нескольких моделей. Назвать производство самолётов Basler BT-67 массовым весьма проблематично, поскольку эти летательные аппараты выпускаются практически всё время под существующие заказы √ с 1990 по 2014 год было построено 63 летательных аппарата этой модели, при этом, стоимость их остаётся весьма большой, порядка 7 миллионов долларов в зависимости от предпочитаемых узлов и оснащения салона.

Воздушное судно Basler BT-67 пригодно и для перевозки пассажиров, что используется сразу несколькими авиаперевозчиками, находящимися на территории США и Канады, а также для перевозки грузов. На борту летательного аппарата, помимо двух членов экипажа может разместиться также и 38 пассажиров, причём, самолёт пригоден для осуществления полётов на весьма протяжённые дистанции, до 4100 км. Помимо пассажиров, самолёт Basler BT-67 может принять на борт до 5920 килограмм полезной нагрузки, что также активно используется при транспортировке различного рода грузов.

В качестве силовой установки, на самолётах Basler BT-67 используется два турбовинтовых авиадвигателя Pratt & Whitney Canada PT6A-67R, способных развивать суммарную мощность в 2562 л.с., чего вполне достаточно для преодоления максимальных дистанций при полной загрузке летательного аппарата, при крейсерской скорости полёта в 389 км\ч.

Basler BT-67 неплохо показал себя в Южной Америке, где он использовался для борьбы с наркомафией. Зараз аэроплан мог доставить "куда надо" до 40 пассажиров, но обычно меньше, поскольку "пассажиры" тащили в салон автоматы, пулеметы и прочие средства для "разборок" с "нехорошими людьми". А мог просто кружить над сельвой, выискивая плантации коки и свежие аэродромы, предназначенные для вывоза наркоты. Тут как нельзя лучше пришлись тихие (по сравнению с поршневыми) турбовинтовые двигатели.

Basler BT-67 занимается пожаротушением в США и Таиланде, тренировкой парашютистов (в том числе в ВВС США), транспортными перевозками (в Афганистане, Сальвадоре, Гватемале, Мали, Малави, Мавритании), воюет с наркобаронами и всякими повстанцами в Колумбии, занимается геофизическими исследованиями в США и Южной Африке и вызывает дождь в Таиланде. Полярные машины (причем не только канадские) эксплуатируются канадскими Kenn Borek Air и ALCI Aviation. Среди них две машины германского Института полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера, занимающиеся геофизическими исследованиями, например, определением толщины льда с помощью буксируемого зонда. Кстати, следующий BT-67 начал новую жизнь под германским флагом, поскольку изготовлялся по заказу.

Самолет же, заказанный Clean Gulf Associates, эксплуатируется над теплыми просторами Мексиканского залива, базируясь в аэропорту Хоума-Террибон в Луизиане совместно с поршневыми сородичами и DC-6. Машина оборудована системой разбрызгивания диспергента и баками на 4500 литров волшебной жидкости, и совершила немало боевых вылетов на ликвидацию пятна, возникшего при аварии на платформе BP Deepwater Horizon.


 



 ЛТХ:
Модификация   BT-67
Размах крыла, м   28.95
Длина самолета,м   20.65
Высота самолета,м   5.15
Площадь крыла,м2  
Масса, кг  
  пустого самолета   7121
  нормальная взлетная  
  максимальная взлетная   13041
  топлива   1740
Тип двигателя   2 ТВД Pratt & Whitney Canada PT6A-67R
Мощность, э.л.с.   2 х 1281
Максимальаня скорость, км/ч   425
Крейсерская скорость, км/ч   389
Практическая дальность, км   4100
Дальность с максимальной нагрузкой, км   370
Практический потолок, м   7600
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:  до 38 пассажиров


 Доп. информация :


  Фотографии:

 BT-67 полярной авиации   (c) Aviación Guayaquil
 BT-67   (c) Mark Rourke
 BT-67  (c) Don Williams
 BT-67  (c) Andrew Davies
 Погрузка BT-67  (c) aerocanada.com
 Грузопассажирский салон  BT-67   (c) aerocanada.com
 Кабина пилотов BT-67   (c)

 



 

Список источников:

Avia.pro. Basler BT-67
Aviaglobus.ru. "Старый самолет". Золото не ржавеет
Baslerturbo.com. BT-67


Уголок неба. 2016  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: