главная современная авиация авиалайнеры
   ATP
       
Разработчик: British Aerospace
Страна: Великобритания
Первый полет: 1986
Тип: Среднемагистральный пассажирский самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


К началу 1980-х лайнер British Aerospace 748 исчерпал модернизационные резервы своей конструкции. 6 марте 1984 года фирма "British Aerospace" решила разработать его улучшенную версию. Главной целью фирмы был захват своей ниши на перспективном рынке региональных авиалайнеров в борьбе с такими конкурентами как франко-итальянские ATR 72.

В итоге разработки появился самолет British Aerospace АТР (Advanced TurboProp - улучшенный турбовинтовой), впервые взлетевший 6 августа 1986 года. Он был развитием модели 748 с удлиненным фюзеляжем, стреловидным килем и множеством небольших новшеств, в целом значительно обновивших конструкцию, а также совершенно новой силовой установкой. На машине стояли два турбовинтовых двигателя Pratt & Whitney Canada PW126A мощностью по 2653 л. с. (1979 кВт), вращавших шестилопастные низкоскоростные винты BAe/Hamilton Standard, обладавшие пониженным уровнем шума. Винты имели лопасти из композиционных материалов. Топливо заправлялось в два встроенных в крыло бака емкостью 6364 л.

Шасси Dowty трехстоечного типа со спаренными колесами на каждой стойке. Главные стойки убирались поворотом вперед в ниши мотогондол. Конструкция мотогондол стала более обтекаемой, чем на модели 748. Экипаж состоял из четырех человек (два пилота в оснащенной цифровой системой EFIS кабине и два бортмеханика). Пассажирские кресла в салоне стояли попарно по бокам центрального прохода. В стандартной компоновке вмещалось 64/68 пассажиров. Кресла можно было расставить плотнее - на 72 места, и свободнее - на 60 мест.

Первый серийный АТР взлетел 20 февраля 1987 года. В марте 1988-го он получил сертификацию в Европе, а в августе - в США. Первой новую машину получила авиакомпания "British Midland Airways", а первый коммерческий рейс состоялся 9 мая 1988 года. С поставкой компаниям "Loganair" и "Manx Airlines" из группы "Airlines of Britain Group" парк машин АТР этой группы возрос до 16. Самолеты получили и другие авиакомпании в Европе, Африке, Северной Америке и на Дальнем Востоке. Однако, несмотря на свои новшества, машины АТР не пользовались особым спросом. Производство закончилось поставкой всего 64 экземпляров.

Предлагались варианты для морской авиации и ДРЛО, но заказчиков не нашлось. Последняя версия проекта АТР была успешной. Фирма ВАе и авиакомпания "West Air Sweden" основали совместное предприятие по переделке этих машин в транспортные. В конце 2008 года модифицированные самолеты, оснащенные бортовыми грузовыми люками, стали эксплуатироваться в компании "West Air". Уже переоборудовано девять таких машин. Еще несколько самолетов переоборудуются под маркой "Eurofreighter". К сентябрю 2009 года в эксплуатации оставалось около 40 АТР.

В 1985-1986 гг. корпорация вела переговоры с Министерством авиационной промышленности бывшего СССР о возможности серийного производства самолета АТР на заводе, который английская сторона планировала построить в СССР. Однако в то время в нашей стране разрабатывался аналогичный самолет Ил-114, и данное предложение развития не получило.

В 1993 г. образовавшееся отделение Jetstream Aircraft предложило усовершенствованный вариант самолета АТР, получивший название Jetstream 61. На нем предполагалось использовать двигатели PW127D мощностью по 2750 л.с. Один из опытных самолетов АТР был переоборудован под новые ТВД и совершил первый полет в мае 1994 г. Несмотря на то что в июне 1995 г. самолет был сертифицирован и было построено три серийных самолета (впоследствии законсервированных), дальнейшего развития программа не получила.



 ЛТХ:
Модификация   ATP
Размах крыла, м   30.63
Длина самолета,м   26.01
Высота самолета,м   7.59
Площадь крыла,м2   78.30
Масса, кг  
  пустого снаряженного самолета   14193
  максимальная взлетная   23670
Топливо, л   6365
Тип двигателя   2 ТВД Pratt Whitney Canada PW126A
Мощность, л.с.   2 х 2560
Максимальная скорость, км/ч   570
Крейсерская скорость, км/ч   493
Практическая дальность, км   3600
Дальность действия, км   1825
Практический потолок, м   12000
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   64-72 пассажира


 Доп. информация :


 Фотографии:

 ATP
 ATP      (c) Stefan Bratner
 ATP      (c) Martin Djupenstrom
 Пассажирский салон ATP     (c)  João Couto Resendes
 Кабина пилотов ATP     (c) Vítor Afonso

  Схемы:

 ATP
 Схема размещения пассажиров на ATP

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. British Aerospace АТР и Jetstream 61
Виктор Беляев. Пассажирские самолеты мира
Авиационный справочник на Avia.ru. ATP Пассажирский самолет для местных авиалиний
Flug Revue Online. British Aerospace АТР
Airliners.net:
British Aerospace АТР


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: