Уголок неба ¦ Туполев Ту-10

Реклама...

    


 
 
главная авиация второй мировой бомбардировщики
   Ту-10
       
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1945
Тип: Скоростной пикирующий бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


В ОКБ, учтя пожелания военных, приступили к работе над третьим вариантом СДБ на заводе он шел под шифром "68", в ВВС - Ту-10 (одно время машину обозначали Ту-4). В январе 1945 г Туполев докладывает о первых предварительных характеристиках.

"Самолет "68" представляет собой серийный бомбардировщик Ту-2, на котором моторы АШ-82ФН заменены на моторы АМ-39 взлетной мощностью 1800 л.с. и боевой мощностью 1600 л.с."

С этими моторами ОКБ гарантировало получение максимальной скорости у земли на боевом режиме 500 км/ч, на высоте 2000-2200 м -550 км/ч, а на высоте 7700 м - 610-615 км/ч. Экипаж, как и на серийном Ту-2, состоял из 4 человек (летчик, штурман, стрелок-радист и стрелок). Нормальная и максимальная бомбовая нагрузка сохранилась неизменной, причем можно было подвешивать бомбу весом в 2000 кг. "При работе на морском театре военных действий, самолет позволяет подвеску 2-х торпед или трех донных и плавающих мин весом 1000 кг." На самолете "68" сохранено стрелково-пушечное вооружение серийного самолета Ту-2": 2 пушки ШВАК (по 150 снарядов) и 3 пулемета Березина (190 патронов для верхней передней установки, 250 патронов для верхней задней установки и 350 патронов для нижней люковой установки). Основные изменения коснулись винтомоторной группы. В своем докладе Туполев отмечал:

"Ставящиеся на самолет "68" моторные установки берутся с самолета "63", проходящего в настоящее время совместные Государственные и Заводские испытания в ГК НИИ ВВС КА. Постановка этих установок на серийный самолет Ту-2 требует на нем следующих изменений:

  1. Установка в центроплане водяных радиаторов с вырезкой в нижней панели кессона люков для монтажа радиаторов.

  2. Изготовление новых моторных гондол, капотов, коков винтов моторов и маслобаков для мотоустановок моторов АМ-39.

  3. Изменение длины задних подкосов шасси для увеличения выноса колес шасси на 125 мм

  4. Незначительные изменения в монтаже оборудования передней кабины, заключающиеся: - в постановке на левый пульт крана пневматического управления скоростями ПЦН, - в переключении сек тора управления ПЦН на управление краном кольцевания, - в изменении правой приборной доски для размещения дополнительных приборов контроля работы моторов АМ-39, - в изменении места крепления пускового насоса и т.п.

  5. Снятие бензобаков No.11 и изменение бензопроводки с целью создания раздельных групп бензобаков для устранения неравномерного расхода горючего (по типу предназначенному к внедрению в 1945 г. на самолетах Ту-2).

В конструкцию и оборудование самолета "68" вводятся все изменения и доработки, проведенные по серийному самолету Ту-2 для внедрения их в 1945 г. Основными из них являются:

  1. Замена фонаря летчика на новый расширенный фонарь.

  2. Постановка увеличенного вертикального оперения.

  3.  Изменение размещения радиостанции в соответствии с требованиями ГК НИИ ВВС КА.

  4.  Постановка новой посадочной фары и ночного освещения

  5.  Замена блистерной установки штурмана на новую стрелковую установку

    16.01 45 г. Главный конструктор А.Н Туполев"      

3 февраля 1945 г НКАП своим приказом No.38 обязал ОКБ выпустить такую машину на базе серийного Ту-2 No.16/20 производства завода No.23. Машина подверглась весьма существенным переделкам. Установили новый фонарь пилота и штурмана, одно большое круглое окно нижней стрелковой установки вместо трех маленьких, увеличили вертикальное оперение и вынос колес шасси (на 125 мм), поставили новое хвостовое колесо 480 х 200 мм. Винтомоторную группу сконструировали заново под моторы АМ-39ФНВ с непосредственным впрыском топлива в цилиндры, в центроплане разместили водяные радиаторы системы охлаждения, а хвостовую часть крыла переделали в связи с заменой баков No.6 и 7 одним общим. Изменения коснулись и вооружения. Установку БУШ у штурмана заменили на ВУС-1, ВУБ-2М у стрелка-радиста - на ВУБ-65, модернизировали люковую установку, усовершенствовали систему подъема бомб.

Вобрав в себя все эти изменения, серийный Ту-2 No.16/20 превратился в середине мая в самолет "68" 2хАМ-39ФНВ. 19 мая 1945 г летчик-испытатель А.Д.Перелет и ведущий инженер по испытаниям Б Н Гроздов впервые подняли машину в воздух Заводские испытания продолжались до 8 июня. Неделю на самолете устраняли выявленные дефекты, а 16 июня сдали НИИ ВВС на государственные испытания. Они проходили с 28 июня по 30 июля 1945 г. На 35-м полете при аварийной посадке с убранным шасси самолет получил повреждения, и испытания были прерваны. С 30 июля по 16 ноября машина находилась в ремонте Одновременно устраняли и дефекты, которые отметили военные испытатели 17 ноября "68"-я, оснащенная новыми винтами АВ-5ЛВ-166Б, вышла на повторные государственные испытания, продолжавшиеся до 8 февраля 1946 г. 

В Акте НИИ ВВС No.17 за 1946 г по результатам повторных государственных испытаний самолета "68" 2АМ-39ФНВ с винтами АВ-5АВ-166Б дано заключение, что "самолет может быть рекомендован на вооружение ВВС при условии устранения всех дефектов, отмеченных в акте".

Машину возвратили на завод No.156 Там на ней появились новые моторы АМ-39ФН2 с четырехлопастными флюгерными винтами АВ-9К-22А и пылефильтрами на всасывающих патрубках, вертикальное оперение еще большей площади (6,03 м2 вместо 5,79 м2), хвостовое колесо с пневматиком 530 х 230 мм. Поперечное V крыла уменьшили на 1 5 градуса с помощью конусных прокладок по стыковочному узлу.

Все работы опытное производство закончило 24 мая. Первый полет модернизированной "68"-ой состоялся 28 мая (летчик-испытатель А.Д.Перелет). После этого почти три месяца - до 10 августа - продолжались заводские испытания на АЭС.  С 16 сентября по 20 ноября 1946 г машина под ошибочным обозначением Ту-4- проходила государственные испытания. Заключение НИИ ВВС КА было сдержанным. "Самолет "68" государственные испытания прошел удовлетворительно и при доведении дальности полета до 2100 км может быть принят на вооружение ВВС". Испытывали самолет и с моторами АМ-40 с четырехлопастными винтами АВ-9К-22А, но каких-либо преимуществ эти двигатели не дали.

"68" 2АМ-39ФН2 (с винтами АВ-5ЛВ-22А) под обозначением Ту-10 запустили в небольшую серию на заводе No.82. "68" воплотила в себе все лучшее для машины своего назначения - большую скорость в сочетании со значительной бомбовой нагрузкой, мощным оборонительным вооружением и необходимой дальностью полета Она стала последним серийным поршневым бомбардировщиком такого класса - ОКБ уже работало над реактивными самолетами.







 ЛТХ:
Модификация   Ту-10
Размах крыла, м   18.86
Длина, м   13.80
Высота, м   4.55
Площадь крыла, м2   48.80
Масса, кг  
  пустого самолета   8200
  нормальная взлетная   12444
Тип двигателя   2 ПД Микулин АМ-39ФН-2
Мощность, л.с.   2 х 1850
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   520
  на высоте   635
Крейсерская скорость , км/ч   598
Практическая дальность, км   1660
Максимальная скороподъемность, м/мин   450
Практический потолок, м   9800
Экипаж, чел   4
Вооружение:   три оборонительных 12.7-мм пулемета УБТ и
  две 20-мм пушки ШВАК в корнях крыльев
  бомбовая нагрузка - 1000 кг, максимальная - 3000 кг


 Доп. информация :


  Чертеж "Туполев Ту-10"
  Фотографии:

 Ту-10 (68)
 Ту-10 (68)
 Ту-10 (68)
 Ту-10 (68)

  Схемы:

 Ту-10

 



 

Список источников:

Максимилиан Саукке. Ту-2
Крылья Родины. Николай Якубович. В воздухе и на земле
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Ту-2 и его модификации
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Одиссея модернизаций Ту-2
"Война в воздухе" No. 66,67. Ту-2
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов
Monografie Lotnicze. Wiktor Kulikow. Tupolev Tu-2


Уголок неба. 2004 



 

  Реклама: