главная авиация второй мировой бомбардировщики
   ТБ-4МГ
       
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет:
Тип: Тяжелый бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Неудача с программой создания АНТ-16, а также катастрофа второго боевого гиганта - опытного тяжелого бомбардировщика К-7, созданного в ОКБ К.А.Калинина, не охладили желания командования ВВС РККА получить в свои руки армаду сверхтяжеловозов, способных за один вылет стереть с лица земли средний европейский город.

В 1930-х идея создания хорошо вооруженного, несущего десятки тонн бомб, сравнительно тихоходного и невысотного бомбардировщика, который можно также использовать для военно-транспортных и десантных операций, продолжала жить и побеждать, как у военных, так и в авиапромышленности.

К моменту окончания работ по АНТ-16, ВВС предложили дальнейшие работы по бомбардировщику ТБ-4 вести на основе проекта, разрабатывавшегося с осени 1932-го агитационного самолета "Максим Горький", подготовив его военный вариант.

Как известно, работы над АНТ-20 начались ЦАГИ еще весной 1931-го. Под этим шифром шло проектирование пассажирского четырехдвигательного самолета, представлявшего собой развитие бомбардировщика АНТ-16 (ТБ-4), но с увеличенными размахом крыла более чем на два метра и длиной фюзеляжа на 1 м. Оба варианта АНТ-20 проектировались под четыре редукторных двигателя М-35.

ЦАГИ разработал и представил на утверждение УВВС эскизный проект в двух вариантах. Причем, из-за малой вероятности появления в ближайшее время двигателя М-35, ОКБ подготовило эскизный проект с менее мощными М-34 (ТБ-4Г), с тандемной установкой двух из них над фюзеляжем. Однако осенью 1932-го работы приостановили в пользу проекта самолета "Максим Горький" (МГ).

Общее руководство по "МГ" осуществлял Туполев. В апреле 1933-го Техсовет под председательством начальника ЦАГИ Н.Харламова рассмотрел эскизный проект, где указывалась возможность использования самолета, как агитационного, пассажирского, транспортного, тяжелого бомбардировщика и как штабного для высшего военного и политического руководства. ╚МГ╩ от прежнего АНТ-20 отличался и увеличенным на 10 м размахом крыла, количеством двигателей - до 8-ми. Предусматривалось и новое вертикальное оперение.

В ноябре 1933-го руководство ВВС, заинтересованное в новом военном самолете, через НИИ ВВС командировало в ЦАГИ инженера для выяснения использования "МГ" для военно-транспортных и бомбардировочных операций. В этом случае на "МГ" устанавливались шаровая башня с пушкой "Эрликон", турель Тур-5 под спарку пулеметов ДА, перекатная турель под "Эрликон", кинжальная установка с ДА, хвостовая турель Тур-6 под спарку ДА, по две предкрыльевые и две закрыльные башни под спарки пулеметов ШКАС. Бомбардировочное вооружение предусматривало общий максимальный запас бомб в 20 т, как на внутренней, так и на внешней подвесках.

В декабре 1933-го УВВС утвердило требования к военному варианту самолета. Во втором варианте вооружения ТБ-4МГ отказались от четырех предкрыльевых и закрыльевых башен, заменив их на две подкрыльевые башни со спарками ШКАС. Гигант проектировался под восемь двигателей М-34 (шесть в крыле, два в тандемной установке над фюзеляжем). Впоследствии перешли к более мощным и высотным М-34ФРН максимальной мощностью по 1200 л.с.

Как и на АНТ-16, бомбоотсеки размещались перед и за центропланом крыла, но были значительно больше, предусматривалась внешняя подвеска бомб. Экипаж сохранялся такой же, как и на АНТ-16, - 12 человек. При этом удельные нагрузки составили: на крыло - 83,4 кг/м2, на мощность - 6,83 кгс/л.с.

 

 



 ЛТХ:
Модификация   ТБ-4МГ
Размах крыла, м   63.00
Длина, м   32.50
Высота, м  
Площадь крыла, м2   440.0
Масса, кг  
  пустого самолета   24800
  нормальная взлетная   41000
Тип двигателя   6 ПД М-34ФРН
Мощность, л.с.   6 х 1200
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   230
  на высоте   205
Крейсерская скорость, км/ч   170
Практическая дальность, км   1300
Скороподъемность, м/мин   121
Практический потолок, м   4200
Экипаж, чел   12
Вооружение:   до четырнадцати 7.62-мм пулеметов ДА
 максимально до 20000 кг бомб


 Доп. информация :


  Фотографии:

 ТБ-4МГ

 



 

Список источников:

Владимир Ригмант. Конец Эры тихоходных Гигантов. "Супербомбардировщики" для РККА
Крылья Родины. Владимир Ригмант. На заре стратегической авиации
Владимир Ригмант. Самолеты ОКБ А.Н.Туполева
Николай Якубович. Все боевые самолеты Туполева
Владимир Котельников. Супер-бомбовозы Сталина
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов
Midland. Yefim Gordon, Vladimir Rigmant. OKB Tupolev


Уголок неба. 2016  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: