главная авиация второй мировой бомбардировщики
   GR.8 Doryphore
       
Разработчик: LACAB
Страна: Бельгия
Первый полет: 1936
Тип: Многоцелевой бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


В середине тридцатых годов, в большинстве стран Европы была широко распространена идея, что многомоторный многоцелевой самолет является идеальным устройством для удовлетворения требований военных.

Было предпринято несколько попыток создать универсальный самолет, пригодный для проведения разведки, бомбардировки, торпедометания и даже выполнения роли тяжелого истребителя, но каждый эксперимент заканчивался неудачей из-за чрезмерных требований, задаваемых такой концепцией.

Несмотря на очевидную ограниченность и неспособность создать такого рода "суперсамолет", который может быть использован при каждом удобном случае, многие страны занимались производством такого типа самолетов.

Среди стран, которые были заинтересованы в данной идее, одной из наиболее активных была Бельгия, где была осуществлена в серьезной и конкретной программе попытка строительства самолета-"мастера на все руки", способного выполнять широкий спектр задач. Помимо поисков такой машины за рубежом соответствующее техническое задание было выдано и бельгийским фирмам. В 1934 году была выпущена специальная административная спецификация. В конкурсе приняли участие фирмы Stampe-et-Vertongen, представившая проект SV.10, и LACAB с самолётом Gr.8.

Конструкции фирм LACAB и Stampe-et-Vertongen имели много точек соприкосновения, представляя собой своеобразные и большые двухмоторные бипланы с неубирающимся шасси и просторными салонами с большими окнами, обеспечивавшими экипаж полной защитой, но внешне SV.10 и Gr.8 Doryphore (Колорадо) отличались очень сильно - первый имел более округлые очертания, в то время как самолёт фирмы LACAB больше тяготел к французским "чемоданам".

Поскольку дело происходило на стыке двух эпох (бипланов и монопланов) в конструкции этих самолётов использовались как новые разработки, так и устаревшие элементы. К положительным качествам можно отнести хорошие аэродинамические формы, закрытые кабины пилотов, размещение бомб на внутренней подвеске и применение турельных стрелковых установок. Явными анахронизмами были, безусловно, бипланная схема и неубираемое шасси. Характерной особенностью проекта было расположение силовой установки, которая была размещена под поверхностью верхнего крыла и состояла из двух двигателей Gmone-Rhone 14Kdrs мощностью 780 л.с. Проект, как и SV.10, был принят для проведения испытаний, для чего в 1936 году был завершен и представлен прототип самолета. В зависимости от назначения численность экипажа варьировалась от 3 до 5 человек. В состав вооружения входили три спаренных 7,7-мм пулемета, до 800 кг бомб или одна торпеда.

В 1936 году прототип был завершен и представлен для проведения испытаний. Первый полет Gr.8 Doryphore совершил 22 февраля (по другим данным - 14 мая). Хотя к этому времени схема биплана, тем более настолько тяжелого как этот, перестала быть актуальной руководство ВВС Бельгии по-прежнему было уверено в своей правоте. "Зеленый свет" был дан после отказа от дальнейших испытаний SV.10, по большей части не оправдавшего надежд. Бомбардировщик Gr.8 Doryphore наоборот, заставлял задуматься о преждевременном отказе от самолётов-бипланов.

Во время испытаний, которые продолжались до 1938, самолет выставил на всеобщее обозрение качества, которые были хорошими по меркам двадцатых и начала тридцатых годов, но были полностью перекрыты во втогой половине этого десятилетия. Работы по тестированию и развитию проекта протекали без больших успехов вплоть 4 апреля 1938 года, когда прототип был серьезно поврежден в результате аварии.

Несмотря на то, что машина была ужасно устаревшей, военные власти приказали отремонтировать ее. Работы по восстановлению до полетного состояния длились в течение двух лет и были завершены только в 1940 году. Неясно с какой целью, но самолет был отремонтирован и размещен в ангаре, ожидая какого-то практического применения.

После немецкого вторжения в Бельгию самолет был захвачен, после чего его следы затерялись. Судьба машины, таким образом, остается неясной: по некоторым данным, опирающимся на официальные источники, самолет был захвачен немцами на аэродроме Эвер во вполне исправном состоянии и, возможно, даже был испытан перед отправкой на слом. В то время как по другим данным самолет пострадал от новых повреждений, полученных во время интенсивных налетов немецкой авиации и закончил свой путь тем тем, что был демонтирован. В пользу второй версии говорит фотография Gr.8 Doryphore в полуразрушенном ангаре.

Кроме того, следует опровергнуть легенду, согласно которой Gr.8 Doryphore (Колорадо) активно применялся в Республиканских ВВС во время гражданской войны в Испании.

К этому бомбардировщику правительство республиканской Испании, испытывавшей острую нехватку современной техники, проявило определенный интерес. Во Франции к тому моменту республиканцы успели заказать тяжелые бомбардировщики Potez 540 и Bloch 210, также велись переговоры и с другими странами. Испанское правительство уже было знакомо с предварительными данными по испытаниям Gr.8 Doryphore и в общем остались довольны самолётом. Был заключен предварительный договор о поставку одного прототипа. Если бы на самом деле испанское республиканское правительство купило бы прототип Gr.8 Doryphore и использовало бы во время франкистского мятежа, то сохранились бы следы такого применения. Однако реализации договора помешал запрет, наложенный Лигой Наций, сделав сообщение о боевом применении Gr.8 Doryphore мифом, лишенным фундамента и полностью фальшивом.

(c) alternathistory.org.ua



 ЛТХ:
Модификация   GR.8
Размах крыла, м   18.00
Длина, м   13.45
Высота, м   4.15
Площадь крыла, м2   65.00
Масса, кг  
  пустого самолета   3400
  нормальная взлетная   5200
Тип двигателя   2 ПД Gnome-Rhone GR 14Kdrs
Мощность, л.с.   2 х 780
Максимальная скорость , км/ч   360
Практическая дальность, км   1000
Скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   8800
Экипаж, чел   3-5
Вооружение:   по два 7,62-мм пулемета Browning во вращающихся стрелковых башнях и в нижней стрелковой установке
  до 800 кг бомб или одна торпеда под фюзеляжем.


 Доп. информация :


  Чертеж "LACAB GR.8 Doryphore"
  Фотографии:

 GR.8    (с) L. Meunier
 GR.8
 GR.8

  Схемы:

 GR.8

 Варианты окраски:

 GR.8




 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. Многоцелевой самолет LACAB Gr.8 Doryphore
Андрей Крумкач.
Многоцелевой бомбардировщик-торпедоносец LACAB GR.8 "Doryphore"
Belgian-Wings.be. Belgian Aviation History Association. LACAB GR.8
Krzysztof Zalewski. Lotnictwo Wojskowe. LACAB GR.8 "Doryphore"
FNAR.be. Charles Mali. Le LACAB GR-8


Уголок неба. 2017  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: