главная авиация второй мировой бомбардировщики
   Ki-48
       
Разработчик: Kawasaki
Страна: Япония
Первый полет: 1939
Тип: Легкий бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


С началом Второй Мировой войны, каждый японец задумывался над ходом войны императорской Японии в Тихоокеанском регионе, и коммандер Tadao Kuwahara, офицер запаса из японского флота, был обеспокоен. Но у Kuwahara были и другие более приятные вещи для размышлений. Он вернулся в море как капитан судна "Nitta-Maru", одного из роскошных круизных лайнеров. Только на этот раз корпус судна был закамуфлирован, более четверти пассажирских кают ликвидировано, и палуба стала плоской. Даже название судна было изменено, теперь он был "Chuyo". Бывший лайнер водоизмещением 17 830 тонн в ноябре 1942 года вышел из военно-морской верфи Куре как вспомогательный авианосец. На палубе авианосца размещалось большое количество армейских и морских самолетов, в том числе дюжина легких двухмоторных бомбардировщиков Ki-48 Тип 99 из 208-го сентая легких бомбардировщиков - самолетов более известного в Японии по краткому названию "тип 99 Sokei".

Короткие дни февраля 1943 года начали удлиняться, когда Chuyo вышел из Куре курсом на о. Трук на Каролинских островах, крупнейшей базе японского флота за пределами метрополии, и штаб-квартиры Императорского ВМФ в центральной части Тихого океана. Надо отметить, что Трук был военно-морской территорией, а доставляемые самолеты √ армейскими с малым радиусом действия. Настолько малым, что требовался авианосец, чтобы доставить их на юг империи. Они, очевидно, не должны были оказаться на Труке, и это было хорошо известно, потому что императорский флот был ответственным за операции дальше на юге, в районе Соломоновых островов и Новой Гвинеи. Перемещение армейской авиации на юг могло означать только одно √ Проблемы!

208-й сентай был отправлен в помощь потрепанному в боях 45-му сентаю на Рабауле, - бастионе флота в Новой Англии и краеугольному камню в защите Соломоновых Островов. Трук был более, чем в 700 км к северу от Рабаула, на пределе дальности бомбардировщиков.

Экипажи и техники 208-го сентая были мыслями очень далеки от войны. До сих пор они служили в качестве учебного подразделения в Маньчжоу-Го и страдали больше от пыли и холода своих баз, чем от большой войны на Тихом океане, которая разворачивалась на фронтах так далеко от них. И вот они, наконец, стали частью общей битвы. Из-за решения, принятого в императорской штаб-квартире в Токио, сентай неожиданно оказался в Японии в начале 1943 года, был перевооружен новейшими Ki-48-IIb модель 99 Sokei, и к концу февраля был отправлен на Трук чтобы влиться в 4-ю воздушную армию с назначением в Амбон и Рабаул. К тому времени, их товарищи из 45-го сентая уже освоили новые самолеты и направились на юг в начале марта. 208-му не так повезло. Оснащенный новой версией своего знакомого легкого бомбардировщика, но при отсутствии навыков технического обслуживания со стороны вновь назначенного персонала, работа шла медленно. Но согласно приказу до конца апреля, подразделение, в какой бы форме ни находилось, должно было убыть на Рабаул по воздуху. Легкий бомбардировщик "тип 99 Sokei" был разработан в конце 1930-х годов для решения местных тактических задач на материковой части Китая , а также поддержке сухопутных частей в предполагаемом конфликте со своим могучим западным соседом - Советским Союзом.

Когда Япония представила миру свершившийся факт оккупации трех северных провинций Китая в 1931 году, с созданием прояпонской империи Маньчжоу-Го, Императорская Япония и Советский Союз уже не раз сталкивались друг с другом через сотни километров неопределенной границы. Для Японии и японской армии, серьезную угрозу представляла коммунизация Азии, а также конкретный враг в лице Советского Союза. С начала китайско-японского "инцидента" в июле 1937 г. ВВС японской армии (JAAF) чувствовали себя готовыми к столкновению с любым противником в своем регионе. Армия уже давно полагалась на свою тактическую легко-бомбардировочную авиацию для поддержки своих сухопутных войск и воздействию на позиции врага, и этот тип авиации был представлен в JAAF значительным числом одномоторных легких бомбардировщиков бипланов Kawasaki 88 Kei и Ki.3 93 Tankei. Новые типы монопланов только стали поступать на службу, такие, как Mitsubishi Ki-30, а затем и более маневренный Kawasaki Ki-32.

Хотя большинство стран мира осудили японское вторжение в Китай, только Советский Союз поддержал националистическое китайское правительство Чан Кайши более, чем просто словами. Советские самолеты вскоре появились в Китае, а скоростной бомбардировщик СБ вызвал легкий шок для JAAF. Он оказался таким же быстрым, как новые истребители Ki-27, только поступившие в войска. СБ абсолютно превзошел легкие бомбардировщики, производимые для JAAF. Имея перед собой перспективу возможной войны с Советским Союзом, японская промышленность отреагировала быстро. До конца 1937 года Mitsubishi и Kawasaki, как производители легких бомбардировщиков, немедленно должны были приступить к разработке соответствующих двухмоторных легких бомбардировщиков. Mitsubishi была практически новичком в этом деле и, будучи загруженной работой над проектом скоростного разведчика Ki-46, в лице главного конструктора проекта Tomio Kubo, начала проработку легкого бомбардировщика под обозначением Ki-47 . В Kawasaki, Takeo Doi был брошен в прорыв в январе 1938 г. с попыткой адаптировать конструкцию, находящегося в разработке тяжелого истребителя Ki-45 в экспериментальный легкий бомбардировщик Ki-48. Для обеих фирм-конкурентов это была большая нагрузка. Mitsubishi была также по уши загружена работами для японского флота, и вскоре вышла из конкурентной борьбы, прежде чем проектные работы по Ki-47 были завершены. В Kawasaki, имелись некоторые сложности с проектом Ki-45 вследствие чего, проект Ki-48 получил более низкий приоритет, тем более, что Mitsubishi сошла с дистанции. Но тем не менее, к июлю 1939 г. проект был воплощен в прототип, Kawasaki Ki.48-01, первый из четырех экспериментальных моделей. Оснащенные двумя новыми радиальными 14-цилиндр. двигателями Nakajima Ha.25 по 990 л.с., вскоре четыре прототипа были доставлены в Летно-испытательный отдел армии Тачикава, недалеко от Токио.

Для выполнения требований армии, передняя часть фюзеляжа нового самолета имела обтекаемую бульбообразную форму, где размещался экипаж из 4-х человек, в передней, задней и нижней позиции размещались убираемые пулеметные турели, а также внутренний бомбоотсек. Для сохранения веса весового баланса хвостовая часть с оперением была выполнена в виде длинной тонкой балки. Статистические испытания показали, что такая конфигурация была достаточно прочной, однако в полете данная конструкция вела себя не так хорошо. Первый полет прототипа Ki.48-01 в сентябре 1939 года выявил опасные колебания - флаттер хвостовой части, хотя в остальном самолет вел себя хорошо. В период с сентября по ноябрь в четыре прототипа были внесены изменения с целью укрепления хвостовой части фюзеляжа для ликвидации проблемы ее вибрации. Успешные летные испытания привели к строительству пяти новых прототипов для использования в качестве эталонов для серии. В своей окончательной конфигурации задняя часть фюзеляжа была укреплена и горизонтальное оперение поднято на 349 мм по отношению к прототипу. Те же изменения были позднее внесены и в родительский проект тяжелого истребителя Ki-45.

В конце ноября 39 года самолет пошел в серию, как "двухмоторный легкий бомбардировщик Ki-48 Тип 99", официально принятый на вооружение JAAF 11 мая 1940 года.

В расцвете своей карьеры, и даже после того, как Ki-48 устарел и сошел со сцены как самолет первой линии, бомбардировщик был использован для широкого спектра тактических и теоретических экспериментов. Одна из первых модификаций Ki.48-IIA-Кай √ армейский экспериментальный эскортный многоцелевой истребитель который позднее получил обозначение Ki-81. Задуманный в начале 1942 года, как тяжело вооруженный эскорт для стандартных бомбардировщиков "Lili", Ki.81 оказался слишком громоздким и медленным. Рассматривались различные варианты вооружения, устанавливаемые на четырех построенных прототипах - начиная с пяти 7,7 мм и 12,7 мм пулеметов и заканчивая одной 20 мм пушкой Ha.5, установленной в электро- или гидравлически вращающейся башне. Самолет был создан в третьей авиационно-технической лаборатории г. Тачикава под руководством майора Masaki, однако башни оказалось капризными и проект был прекращен после тестирования в 1943 году.

Более амбициозный проект был начат в октябре 1944 года, когда 1-му армейскому Арсеналу было дано задание модификации различных бомбардировщиков JAAF в штурмовик для Специальных Атак камикадзе. Экипаж Ki-48 сокращался до двух человек, внутри фюзеляжа монтировалась одна 800-кг морская бомба, штанга взрывателя ударного действия проходила от носа, в котором место штурмана было ликвидировано, а остекление зашито листами фанеры. Опытный образец был передан на испытания в Армейский испытательный отдел г. Fussa. И 12 ноября 1944 г "Бомбардировщик Специальных Атак" Ki.48-IIb-Кай Тип 99 совершил свой первый полет под управлением майора Hideo Sakamoto. Всего было переделано три прототипа из стандартных Ki.48-IIb и были разработаны планы для оснащения такими самолетами специальных подразделений камикадзе JAAF "Tokkо".

Надежные и неприхотливые Ki-48, позволили использовать его в качестве испытательного стенда для японской программы реактивной авиации. Первый опытный японский реактивный двигатель Ne.00 был готов к летным испытаниям в августе 1943 г. Прототип двигателя был установлен под бомбовый отсек Ki.48-IIb вблизи центра тяжести. Испытания в воздухе, проведенные в Fussa в сентябре прошли успешно, однако тяга Ne.00 была слишком мала для практического применения, но дал толчек для дальнейшей разработки более мощного турбореактивного двигателя Ne.10, а позже осевого реактивного двигателя Ne.12 тягой 705 фунтов (??? так в оригинале), завершенного в августе 1944 года.

Когда фирма Kawasaki выиграла тендер на разработку для армии экспериментальной управляемой ракеты Ki-148 или I-GO-1b в июле 1944 года, "Sokei" был выбран фирмой в качестве носителя этой ракеты. Всего были модифицированы четыре стандартных Ki-48-IIb, в качестве носителя 750-кг ракеты и направлены на испытания. Модифицированные самолеты были закончены в июле 1944 года, но испытания задержались до октября в ожидании прототипов ракеты Ki-148. Ракета, разработанная для ударов по кораблям вторжения, оснащалась 300-кг боеголовкой и управлялась по радио с борта носителя. Ракетный двигатель тягой 1500 Н сообщал I-GO-1b скорость 680 км/ч (по некоторым данным √ до 850 км/ч) и позволял производить запуск с дистанции до 50 км, хотя ввиду того, что наводка ракеты на цель производилась визуально, членом экипажа самолета-носителя, реальная дистанция пуска едва ли превышала 10 км. Бомбардировщики Ki-48 были использованы для тестирования 30 прототипов ракет Ki-148 и определения оптимальных параметров запуска управляемых ракет. Программа испытаний была трудной, ракеты были трудноуправляемыми и часто выходили из-под контроля. В ходе более, чем полугодовых испытаний было использовано более 50 ракет, прежде чем, весной 1945 года, испытания были признаны удовлетворительными. Строго говоря, Ki-48 "Lili"/"Sokei" никогда не планировался в качестве боевого носителя этих ракет, а только в качестве испытательного стенда. Есть информация, что в качестве учебно-тренировочного ракетоносца были подготовлены-таки несколько штук Ki-48. Для боевого использования I-GO-1b планировали специально модифицированные ударные самолеты Ki-102 и Ki-67, однако, не смотря на выпуск около 180 ракет Ki-148/I-GO-1b, до применения дело не дошло.

Одной из последних версий Ki-48, находившихся в разработке был проект Ki-174, описанный как одноместный двухмоторный легкий бомбардировщик. В связи с отсутствием достоверных данных, можно только предположить, что это был самолет для Специальных Атак противодействию флоту вторжения, который не вышел из стадии разработки.

В процессе реализации проекта Ki-48, продлившейся в течение 2.5 лет, на мировой арене произошли немалые изменения. Ход боевых действий "Китайского Инцидента" зашел в тупик, в сентябре 1939 года. Германия вторглась в Польшу, начав войну в Европе, Японии и Германии стали дружественными и объединились в союз с Италией 27 сентября 1940 г., в апреле 1941 Японии подписала пакт о ненападении с Советским Союзом. Хотя это было шаткое перемирие, министр иностранных дел Японии Yosuke Matsuoka видел себя в качестве дипломатического гения, который ликвидировал угрозу войны с СССР, устраняя союзников Китая. Однако эти международные соглашения поставили народ Японии на путь прямого столкновения с Соединенным Королевством, и, как следствие, по крайней мере осложнений с США и Нидерландами. Важно то, что внимание мира переместилось в Европу и Японии теперь были развязаны руки в Азии.

Как только первые серийные Ki-48-Ia начали сходить со сборочных линий в Гифу в июле-августе 1940 года, новый легкий бомбардировщик сразу же стал поступать в летное училище в Hokota для скорейшего начала обучение экипажей. К осени этого года 45-й сентай, который до сих пор использовал легкие бомбардировщики Ki-32 типа 98 Kei, начал перевооружение на Ki-48-Ia тип 99 и был отправлен обратно в северный Китай. С нормальной дальностью 1230 км, максимальной скоростью до 300 миль/ч, тип 99 "Sokei" принес новые возможности JAAF в Китае. Новые легкие бомбардировщики "Sokei" вскоре начали появляться на всех участках обширного китайского фронта, а также принимать участие в антипартизанской борьбе. Боевой опыт привел к изменениям и улучшением, связанным с вооружением, и производство без перерывов перешло на выпуск улучшенной модели Ki-48-Ib Модель IB. Вскоре на новую технику пересел 65-й легкобомбардировочный сентай, сдав свои Ki-32, 82-й независимый легкобомбардировочный хикочутай, 21-й независимый легкобомбардировочный хикочутай, добавил тип 99 "Sokei" к своим одномоторным Ki-30 тип 97, в 1941 году 75-й сентай сменил свои Ki-32 на новые бомбардировщики. Все эти части были вновь подготовлены и направлены на материковой Китай.

К 1941 году поставки в войска новых бомбардировщиков увеличились, что вынудило организовать дополнительную подготовку экипажей бомбардировщиков тип 99 "Sokei" в летном училище Мито, в техническом училище армейской авиации в Tokorozawa. Все новые армейские подразделения начали получать модель 1А и модели IB. 208-й легкобомбардировочный сентай вновь образованный в Маньчжоу-Го в марте 41-го, 206-сентай в Японии в июне; 16-й сентай сменил свои Ki-30, 8-й разведывательный сентай в августе, получил новые Ki-48, сменил свою специализацию и был направлен на юг Формозы. В октябре Ki-48 впервые появилась в японских колониях, когда 90-й сентай, летавший на Ki-30, был переведен на аэродромы в северной части Французского Индокитая. По состоянию на 1 декабря 1941 года было выпущено около 350 штук Ki-48, которые уже находились во всех местах, где воевала японская армия.

Когда японская пресса заняла непримиримую позицию по отношению к реальной и предполагаемой угрозе со стороны союзных держав Америки, Британского Содружества и Голландской Ост-Индии, нижние чины в японской армии догадывались, что что-то назревает. Напряженность в отношениях с ABD (American-British-Dutch) возрастала. Предчувствие боевых действий усугублялось в связи с усилением боевой подготовки и передислокации ряда частей на юг. 75-й сентай был переведен в южный Китай и присоединился к 90-му во Французском Индокитае, чтобы принять участие в Малайской операции вторжения под командованием 3-й воздушной армии. На северо-западе, в южной Формозе, на пороге сигнала к началу войны, 8 и 16 сентаи, были подготовлены для вторжения на Филиппины в составе 5-й воздушной армии. Обе воздушных армий бросали свои Ki-48 тип 99 "Sokei" в бой с первой недели войны.

На совместной пресс-конференции армии и флота в Ивакуни, 16 ноября 1941 года, были составлены окончательные планы для начала боевых действий. Силы 5-й воздушной армии будут отвечать за действия на севере Филиппин до 16-й широты, в то время как силы 3-й воздушной армии будут отвечать за наступление на всем Малайском полуострове, двигаясь на юг, до британской крепости в Сингапуре. Обе атаки должны были состояться на рассвете 8 декабря 1941 года по японскому времени, чтобы совпасть с атакой императорского флота на Перл-Харбор, 7-го декабря по американскому часовому поясу. Кампания на Филиппинах ожидалась сложной ввиду переоценки американских и филиппинских военно-воздушных сил, но вторжение в Малайю было оценено как еще более сложная операция из-за расстояний и ожидаемой высокой степени готовности сил Британского Содружества.

Вторжение на Филиппины началось туманным утром 8 декабря, когда силы японской армии беспрепятственно высадилась на одиноком острове Батаан, на полпути между Формозой и островом Лусон, и взяли под контроль взлетно-посадочную полосу. К 10 декабря японские войска высадились на острове Лусон, заняв аэродромы в Aparri и Vigan. Как только к 14 декабря аэродромы были полностью взяты под контроль, первые легкие бомбардировщики Ki-48 тип 99 "Sokei" 16-го сентая начали садиться в Aparri, через два дня прибыл 50-й истребительный сентай с истребителями Ki-27. Теперь от поддержки авиации в северной части острова Лусон зависела быстрота продвижения японских сухопутных сил, которые двигались стремительно. Менее чем через неделю японцы почти полностью уничтожили американские военно-воздушные силы на Филиппинах, и бомбардировщики Ki-48 8-го и 16-го сентаев действовали уже не опасаясь вражеских истребителей, концентрируя свое внимание на наземных целях. В последнюю неделю декабря 1941 года японские войска были уже на подступах к Маниле. Неожиданно, обороняющиеся американские и филиппинские силы начали концентрироваться на полуострове Батаан, со штаб-квартирой генерала Макартура на укрепленном острове Коррехидор. 29 декабря легкие бомбардировщики начали свободную охоту над Батааном, нанося удары по дорогам и мостам, чтобы воспрепятствовать отступлению американцев, в то время как тяжелые бомбардировщики Mitsubishi Ki-21 взламывали укрепления противника. Казалось кампания близилась к завершению и 8-й сентай был переориентирован на Рангун. Но прошло почти пять месяцев, когда 16-му сентаю представилась возможность расслабиться после окончательной капитуляции союзных войск на Филиппинах.

В Малайе, печальная история повторилась. Высадка 8 декабря в южной части Таиланда и в Котэ-Бару в северной части Малайи, считанные дни легкие бомбардировщики тип 99 "Sokei" действовали против сопротивлявшегося противника. К январю 1942 английская авиация в Сингапуре перестала существовать, а сама крепость находилась был под постоянными воздушными атаками, и японцы смогли обратить свое внимание на север на заманчивые призы - Рангун и Бирму. Атака на Рангун началась 23 декабря, армейские бомбардировщики Ki-30, Ki-21 и Ki-48 появились над портом и городом проведя несколько жестоких рейдов, практически деморализовав англо-бирманские войска, которые еще долго не могли оправиться от удара. Однако в течение следующих восьми месяцев JAAF будут практически уничтожены на Новой Гвинее, с окончательным отказом от гигантского острова в июне 1944 года.

Японская часть Новой Гвинеи находилась вдоль северного побережья, в то время как, союзники контролировали южное побережье. При этом, обе стороны были в пределах досягаемости истребителей друг друга с границей, проходящей по горному хребту Стэнли между ними. Союзники имели преимущество в новых бомбардировщиках, широкой сетью системы предупреждения, а также активизировавшимся флотом и сухопутными войсками, которые серией атак медленно продвигались по Восточной Новой Гвинее, ближе и ближе к японским базам. Японцы пока сохраняли преимущество в качестве подготовки пилотов и наземных экипажей. Это были сливки армии, ветераны азиатской кампании, и рвались в бой. Они быстро получили свой шанс, потому что как только 4-я воздушная армия была создана в Wewak, рейды авиации союзников начались.

Очень быстро большая часть авиации JAAF в Новой Гвинее была уничтожена на земле. По оценкам штаба 4-й воздушной армии в Токио, JAAF потеряли в Новой Гвинее около 700 самолетов. В человеческом плане это означает, что целые подразделения были уничтожены, прежде чем они смогли бы принять участие в боях. В параноидальном желании сохранить Новаю Гвинею любой ценой, блок JAAF кидал в мясорубку все новые и новые части армейской авиации. Так подразделения, вооруженный Ki-48 в Wewak были полностью уничтожены, Комадование армии срочно потребовало переброски новых частей тактических бомбардировщиков, крайне необходимых для поддержки японских сил на Новой Гвинее из Китая, Бирмы, Суматры и Японии. 34-й легко-бомбардировочный сентай вышел из Таиланда и Бирмы; 75-й - из Суматры, и к марту 1944 года, когда 4-я воздушная армия была эвакуирована из области Wewak и была переведена в Hollandia в Западной Новой Гвинее, 12-й сентай был преобразован в сентай легких бомбардировщиков и направлен в Hollandia.

Новые подразделения в Новой Гвинее были вооружены новой продвинутой моделью "Lili". Впервые появившаяся в январе 1943 года Ki-48-IIb Модель 2В была внешне похожа на модель 2А, но обладал существенно большей бомбовой нагрузкой. Кроме того, Модель 2В была оснащена воздушными тормозами для бомбометания с пикирования, хотя экипажи обычно снимали их для снижения веса. Ввиду господства в воздухе истребителей союзников было невозможно свободно действовать в светлое время суток, "Lili"-бомбардировщики использовались ночью в "беспокоящих" налетах на аэродромы союзников. Следующей моделью, выпускаемой как Ki-48-IIc Модель 2C, у которой 7,7 мм пулемет Тип 89 задней турели был заменен на 12,7 мм Тип 1, кроме того, по обеим сторонам застекленного носа устанавливались дополнительные 7,7 мм пулеметы. Другие незначительные изменения привели к появлению модификации Ki-48-IId - модель 2D и Ki-48-IIе модель 2E, и ко времени завершения производства в ноябре 1944 года окончательно устаревшего самолета, в общей сложности было выпущено 1408 штук Ki-48-II Тип 99 Модель 2 "Sokei"\"Lili".

Больше повезло бомбардировщикам Ki-48 в Китае и Бирме, где они оставались достаточно эффективными против английских, американских и китайских сухопутных войск. Его защитой была сложная местность, не позволявшая союзникам развернуть широкую сеть аэродромов. К тому же союзные войска на театре Китай-Бирма-Индия (CBI) оставались численно меньшими, чем японские вплоть до начала 1945 года. К декабрю 1943 года JAAF располагали 750 самолетами в Китае, Индо-Китае и Тайване. Год спустя, в декабре 1944 года эта цифра выросла до 1200, из которых примерно 416 были армейскими бомбардировщиками. Поддержание этой силы было сложной задачей, так как потери в Бирме и в Китае были достаточно высокими и их надо было постоянно восполнять, в то же самое время, целые сентаи JAAF были перемещены с Китайско-бирманского театра военных действий на Новую Гвинею.

В Китае, 6-й штурмовой, 16-й и 90-й легко-бомбардировочные сентаи, летающие на Ki-48-IIa и Ki-48-IIb поддерживали постоянное давление на китайские базы. Цена этого давления была высокой. В рейдах JAAF на Куньмин период с 28 апреля по 22 декабря 1943 года японская армия задействовала 165 истребителей и 121 бомбардировщиков в рейдах против аэродрома, где базировалась, в том числе, и американская группа "Летающие тигры", утверждая, что в ходе налетов были уничтожены 30 бомбардировщиков противника, 18 "уничтожены вероятно" и девять повреждены. 20 сентября во время очередного рейда на аэродром, Ki-48, летевшие без сопровождения, потеряли 18 машин из 20 сбитыми. Как только с начала 45-го года в Китае началось резкое качественное и количественное увеличение союзной авиации, японские легкобомбардировочные части начали избегать боев и вскоре прекратили свои атаки.

В Бирме, Индии баланс сил смещается еще быстрее. Потери союзников в Бирме в начале 1942 года позволили японцам подойти вплотную к границе Индии, так что в октябре 1942 японские легкие бомбардировщики смогли осуществить воздушную атаку базы Ассам. Однако, в начале 1943 года, японские потери начали быстро расти. Так, 25 февраля 1943 года, группа из 46 самолетов Ki-48, летевших без сопровождения, была перехвачена над Dinjan, Индия, 32-мя Curtiss Р-40, 28 из них были сбиты. Постоянные рейды союзников на базы JAAF в северной Бирме вынудили японцев отказаться от этих объектов, и базы пришлось оставить. К январю 1944 года, после перевода части сентаев JAAF на Новую Гвинею, по разным оценкам, в области Бирмы осталось всего 277 самолетов. Из них главную ударную силу составляли 8-й и 35-й сентаи легких бомбардировщиков со своими Ki-48 "Lili". Вылетая из Таиланда в Рангун для дозаправки, потом прыжок на север на любой из десятков вспомогательных аэродромов в Бирме, после чего соединения легких бомбардировщиков могли ударить по широкому фронту и вернуться обратно на свои базы. Таким образом проводились рейды против Индии, Бирмы и Южного Китая на протяжении всего 1944 года. Стандартная процедура была такова - два или три Ki-48-IIb вылетали в ночь против широко рассеяных целей. Даже на базы B-29 Superfortress в Кхарагпуре был совершен налет в рождественскую ночь 1944 года силами трех бомбардировщиков Ki-48, , хотя все из них были сбиты, патрулировавшими ночными истребителями RAF Beaufighters.

Уничтоженные в Новой Гвинее, оттесненные в Бирме, и едва держащиеся на юге Китая, сентаи легких бомбардировщиков "Sokei"\"Lili" переживали не лучшее время. Последняя битва, где "Lili" приняли участие в составе организованной силы √ была оборона Филиппин.

В июле 1944 императорская ставка столкнулась с тем, что вторжение союзников на Филиппины или даже в саму Японию было вопросом времени. Был разработан план операции по обороне Филиппин и Формозы под названием "Sho-1", согласно которой армейская и флотская авиация наконец должны были действовать вместе под единым командованием. Когда в октябре 1944 года стало очевидно, что союзный флот вторжения на Филиппины был уже рядом, план операции "Sho-1" был активирован. 2-й Hikoshidan был переформирован в 4-ю воздушную армию одну из основ которой составляли сентаи легких бомбардировщиков "Sokei"\"Lili" на аэродромах Кларк Филд и Липа на острове Лусон. 24 октября 1944 года на закате JAAF начал серию из трех атак против сил вторжения союзников в заливе Лейте. В атаках приняли активное участие и бомбардировщики тип 99 "Sokei"\"Lili" из 12-го, 75-го и 208-го сентаев сформированные, из остатков, эвакуированных из Новой Гвинеи, а также оснащенных последней моделью Ki-48-II. Их потери были колоссальны. Поставленная перед ними задача уничтожить американский флот вторжения оказалась просто нереальной и к концу недели от трех сентаев и около 50 Ki-48 почти ничего не осталось √ почти все самолеты были уничтожены в воздухе и на земле. В ноябре 3-й штурмовой сентай, вооруженный Ki-48, был переведен на Филиппины с Курильских островов, а в декабре 6-й штурмовой сентай был переброшен с Борнео. Плохо вооруженные бомбардировщики Ki-48 быстро стали для союзников летчиков-истребителей лакомым кусочком и идеальным средством для пополнения счета американских асов. К январю 1945 подразделения японских ВВС на Филиппинах были уничтожены, и только атаки камикадзе представляли угрозу.

С окончанием кампании на Филиппинах Ki-48 "Lili"стал редкостью в небе. Многие из них были переделаны в самолеты для "Специальных Атак" камикадзе путем внутреннего монтажа 800-кг бомбы или внешней подвески пары 250-кг или 500-кг бомб и использоваться в атаках при обороне Окинавы в апреле и мае 1945 года. "Lili" был также использован в ночных рейдах на аэродромы союзников на Окинаве в конце весны √лета 45 года, а время от времени и в дневных миссиях, которые не сильно отличались от прямого самоубийства. Некоторые были сохранены в резерве в метрополии на Кюсю, их планировалось использоваться в самоубийственных атаках против транспортов союзников в ожидаемом вторжение в Японию. Они были найдены там оккупационными войсками в конце войны.

С распадом Японской империи, тип 99 "Sokei" стал одним из типов японских самолет, поступивших на службу в иностранные военно-воздушные силы.

Большое количество японской авиатехники было брошено на Яве. Большая часть из них представляла собой груды металлолома, однако индонезийские повстанцы, воевавшие против голландцев, сумели собрать из нескольких разбитых Ki-48 один бомбардировщик, который стал первым двухмоторным бомбардировщиком сил безопасности индонезийской народной армии. Он был использован в течение второй половины 40-х годов, пока не был заменен на более современные самолеты.

В Китае большое число легких бомбардировщиков Ki.48-IIb тип 99 "Lili" 16-го и 90-го сентаев были переданы в руки националистов Гоминьдана в Нанкине, Ханькоу и Пекине, а также китайских коммунистов в Маньчжурии и Северной Корее. Националисты нанесли свои опознавательные знаки на трофейные Ki-48, но не похоже, чтобы они использовали в боях бывшие японские бомбардировщики.

ВВС китайской коммунистической армии, с другой стороны, охотно приняли свои новые самолеты, и активно использовали в качестве наемников бывшие японские экипажи и технический персонал. Коммунистами были также созданы летные училища в Харбине и Маньчжурии, и японские инструкторы начали проводить обучение полетам на своей бывшей технике китайских пилотов. Во второй половине 40-х в ВВС коммунистического Китая насчитывалось несколько десятков Ki-48, которые стали основным бомбардировщиком армии Мао цзе Дуна. С образованием Народно-освободительной армии Китая в июле 1946 года, "Lili" оставался в составе ВВС во время гражданской войны в Китае пока износ и отсутствия запасных частей не положило конец их эксплуатации.

Японские части, имевшие на вооружении Ki-48 Lili\Sokei:

  • 3-й штурмовой сентай √ с июня 42 √ по июль 45-го √ Филиппины; Курильские острова, Корея

  • 6-й штурмовой сентай - 1942-45 √ Китай, Филиппины, Корея.

  • 8-й легкобомбардировочный сентай 1941- 1945 √ Филиппины, Бирма, Индокитай, Тайланд.

  • 12-й легкобомбардировочный сентай с апр. 44 до конца войны √ Новая Гвинея, Филиппины

  • 16-й легкобомбардировочный сентай 1941-45 - Корея, Китай, Окинава, Филиппины

  • 34-й легкобомбардировочный сентай октябрь 42 √ апр. 44 √ Индокитай, Бирма, Тайланд

  • 35-й легкобомбардировочный сентай - 1942-1944 √ Индокитай

  • 45-й штурмовой сентай - Июль 1940- февраль 1944 √ Япония, Китай, Манчжурия, Рабаул, Новая Гвинея, о. Негрос

  • 65-й легкобомбардировочный сентай 1940-июль 1941 √ Китай

  • 75-й штурмовой сентай 1941 √ до конца войны Китай, Малайя, Суматра, Ява, Новая Гвинея, Целебес, Филиппины, Япония

  • 90-й легкобомбардировочный сентай - окт. 41- до конца войны - Индокитай, Малайя, Суматра

  • 206-й легкобомбардировочный сентай в течение 1941 года √ Япония

  • 208-й легкобомбардировочный сентай март 41- май 45 √ Манчжурия, Рабаул, Новая Гвинея




 Модификации :
 Ki-48  четыре прототипа и пять предсерийных самолетов.
 Ki-48-Ia  первый серийный вариант с оборонительным вооружением из трех 7,7-мм в носовой, верхней и нижней стрелковых установках и бомбовой нагрузкой 400 кг.
 Ki-48-Ib  вариант Ki-48-Ia с минимальными изменениями в бортовом оборудовании и доработанной конструкцией; в общей сложности построено 557 самолетов Ki-48-Ia и Ki-48-Ib.
 Ki-48-II  три прототипа, построенные в начале 1942 года.
 Ki-48-IIa  первый серийный вариант Ki-48-II; оборонительное вооружение как у Ki-48-Ia, но максимальная бомбовая нагрузка увеличена до 800 кг.
 Ki-48-IIb  серийный вариант на базе Ki-48-IIa, снабженный тормозными щитками на нижних поверхностях крыла.
 Ki-48-IIc  серийный вариант, близкий Ki-48-IIa, но с усиленным вооружением, включавшим один дополнительный 12,7-мм пулемет; общее количество построенных Ki-48-II всех вариантов составило 1408 машин.
 Ki-81  проектировавшийся вариант Ki-48 с усиленным вооружением и бронезащитой; не строился.
 Ki-174  одноместный штурмовик на базе Ki-48; не строился.



 ЛТХ:
Модификация   Ki-48-IIb
Размах крыла, м   17.45
Длина, м   12.75
Высота, м   3.80
Площадь крыла, м2   40.00
Масса, кг  
  пустого самолета   4550
  нормальная взлетная   6500
  максимальная взлетная   6750
Тип двигателя   2 ПД Hакадзима Hа-115 Аpмейский тип 1
Мощность, л.с.   2 х 1130
Максимальная скорость , км/ч   503
Крейсерская скорость , км/ч   390
Практическая дальность, км   2400
Максимальная скороподъемность, м/мин   590
Практический потолок, м   10100
Экипаж, чел   4
Вооружение:  три 7,7-мм пулемета тип 89 в веpхней, носовой и нижней установках (на Ки-48-IIс в веpхней установке - 12,7мм пулемет тип 1 );
 Бомбовая нагpузка до 800 кг


 Доп. информация :


 Чертеж "Kawasaki Ki-48"
  Фотографии:

 Ki.48
 Ki.48
 Ki.48
 Ki.48
 Ki.48
 Ki.48
 Ki.48
 Ki.48
 Ki.48
 Ki.48
 Ki.48
 Ki.48 с ТРД Ne.00

  Схемы:

 Ki.48-II

  Варианты окраски:

 Ki.48     (c) Nick King
 Ki.48     (c) Richard Ward
 Ki.48     (c) Richard Ward
 Ki.48    (c) Андрей В.Пирецкий

 



 

Список источников:

Евгений Аранов. Kawasaki Ki-48 Sokei
Андрей Фирсов. Авиация Японии
Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War
AirCam. Richard M. Bueschel. Kawasaki Ki-48-I/II Sokei


Уголок неба. 2013  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: