главная авиация второй мировой бомбардировщики
   Ki-19
       
Разработчик: Nakajima
Страна: Япония
Первый полет: 1937
Тип: Тяжелый бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Самолётостроение Японии, развитие которого началось с покупки зарубежных образцов и подчас неумелого их копирования, в короткий срок вышло на самый высокий мировой уровень. Предприимчивые японцы оказались способны быстро осваивать зарубежные технологии, приспосабливать их к своим условиям и дополнять собственными оригинальными идеями. Образцами для подражания им служили вначале английские, затем французские, немецкие (главным образом "Юнкерсы") и, наконец, американские разработки. Именно "американский" период стал для японцев наиболее полезным в плане освоения новых технологий. Закупка ряда типов самолётов, двигателей и оборудования (включая опытные и мелкосерийные образцы, не нашедшие признания в США), покупка лицензий (например, на легендарные Douglas DC-2 и DC-3), а в известной мере и промышленный шпионаж позволили японским конструкторам и производителям уже в середине 30-х успешно справляться с достаточно сложными заданиями, создавая цельнометаллические самолёты со свободнонесущими крыльями, монококовыми фюзеляжами, закрытыми кабинами, убирающимися шасси, закрылками и винтами изменяемого шага. А в умении разрабатывать максимально аэродинамичные капоты для звездообразных двигателей воздушного охлаждения, по мнению многих специалистов и историков авиации, японцам вообще не было равных.

Японская армейская авиация, существовавшая с 1925 года как самостоятельный род войск наряду с пехотой, артиллерией и тогда ещё кавалерией (впоследствии вытесненной моторизованными частями), за 10 лет превратилась в весомую составляющую сухопутных вооружённых сил империи. В 1935 г. командование армейских ВВС (Коку Хомбу) объявило конкурс на новый двухмоторный бомбардировщик "тип 95" (по 2595 году эры Сёва японского календаря, соответствующему 1935 году европейского летосчисления), конструктивно и технологически не менее совершенный, чем новейшие американские разработки. Новый самолёт должен был развивать скорость 400 км/ч на высоте 3000 м, подниматься на эту высоту за 8 минут, иметь продолжительность полёта не менее 5 часов и бомбовую нагрузку не менее 1000 кг; взлётная масса с этим количеством бомб и полной заправкой топливом не должна была превышать 6400 кг, а разбег на взлёте √ 300 м (аэродромы с твёрдым покрытием и ВПП большей длины в Японии ещё только строились). Крейсерская высота полёта √ 2000-4000 м. Экипаж самолёта должен был состоять из 4-6 человек, а силовая установка √ два звездообразных мотора Накадзима Ха-5 или Мицубиси Ха-6 (оба типа развивали мощность более 800 л.с.) с винтами изменяемого шага. Предусматривались три стрелковых точки (носовая, верхняя и нижняя) с 7,7-мм пулемётами. Естественно, самолёт должен был иметь убирающееся шасси и механизацию крыла (закрылки). В спецификации оговаривалась и установка конкретного приборного оборудования, приёмо-передающей радиостанции Хи-2 или Хи-6 и т.д. При этом новый самолёт должен был в максимально сжатые сроки прийти на смену бомбардировщику Мицубиси Ки-1 (тип 93) √ гофрированному моноплану "юнкерсовской" школы, принятому на вооружение в 1933 году, но уже не отвечавшему требованиям времени.

В феврале 1936 года спецификация на "тип 95" была разослана фирмам Мицубиси и Накадзима. Участие второй изначально не предполагалось: по мнению чинов Коку Хомбу, у Накадзимы не было достаточного опыта в разработке двухмоторных самолётов. Но её авторитет вырос после покупки лицензии на самолёт Douglas DC-2 и создания весьма прогрессивного проекта бомбардировщика LB-2 для морской авиации.

Руководство фирмы поручило разработку бомбардировщика коллективу конструкторов, возглавляемому Кенити Мацумурой (Kenichi Matsumura). Его заместителями стали Сетсуро Нисимура (Setsuro Nishimura) и Тосио Мацуда (Toshio Matsuda); все трое ранее участвовали в освоении лицензионного выпуска DC-2. Результатом их трудов стал среднеплан с крылом относительно большого удлинения, с характерной для японских конструкций прямой передней кромкой (такая форма, по результатам исследований в аэродинамических трубах, обеспечивала наилучшие характеристики при перетяжелении и штопоре), с обтекаемым фюзеляжем каплевидной формы и однокилевым оперением. Конструкция √ металлическая, из аналогичных дюралю сплавов, с работающей обшивкой (лишь рули и элероны обтягивались полотном). Постройка двух прототипов Ки-19 (такое обозначение получил новый самолёт) началась в конце 1936 года; по её завершении оба самолёта, оснащённые двигателями Накадзима Ха-5 (2х 890 л.с.), были переданы в армейский испытательный технический институт для сравнительных испытаний с конкурентом √ Мицубиси Ки-21, также выпущенным в двух экземплярах. Позднее, в марте-мае 1937 г., они проходили всесторонние испытания на аэродроме Татикава (Tachikawa), а оттуда всю четвёрку передали на основную базу бомбардировочной авиации в Хамамацу (Hamamatsu) для эксплуатационных испытаний, начавшихся в июне. Инспекторы Коку Хомбу высоко оценили оба типа, но решили проверить и другие комбинации планеров и моторов. Для этого были дополнительно заказаны ещё по два прототипа, причём новые Ки-19 должны были оснащаться моторами Мицубиси Ха-6 (2х 825 л.с.), а Ки-21, напротив, "накадзимовскими" Ха-5 (первые два прототипа "Мицубиси", как и конкурент, оснастила двигателями собственного производства). Оба мотора представляли собой двухрядные 14-цилиндровые "звёзды", но их диаметры, форма капотов и винты отличались.

Новые пятиместные (два пилота, штурман-бомбардир и два стрелка) Ки-19 и Ки-21 испытывались очень подробно и показали практически одинаковые результаты, причём оба типа с лихвой перекрывали требования спецификации. В конце концов для серии был выбран "21-й", как чуть более простой в производстве. Он был принят на вооружение как "Армейский тяжёлый бомбардировщик тип 97", строился в больших количествах в трёх вариантах (две модификации бомбардировщика и одна чисто транспортная √ МС-21), причём его производством "загрузили" в том числе... завод No. 1 фирмы Накадзима в Ота! Ки-21 провоевал всю войну и получил у союзников кодовое имя Sally. А вот Ки-19, не принятый на вооружение, так и остался "безымянным".

Однако история Ки-19 на этом не закончилась. Три из четырёх прототипов были переделаны фирмой в летающие лаборатории и использовались для испытаний различного оборудования, новых модификаций двигателей, винтов, шасси, тормозов и т.п. Их карьера завершилась в 1943 г., когда стала явно ощущаться нехватка алюминия. Четвёртый самолёт (точнее третий, он же первый с моторами Мицубиси Ха-6) ожидала иная судьба. С него сняли всё военное оборудование, нижнюю стрелковую точку заделали, верхнюю переделали в кабину наблюдателя-фотографа; остеклённая кабина штурмана в носу осталась без изменений. На месте бомбоотсека оборудовали шестиместный салон класса "люкс" и багажный отсек; в левом борту за крылом прорезали небольшую входную дверь (экипаж бомбардировщика попадал внутрь через нижний люк в носовой части). Было установлено гражданское радиооборудование. Заодно установили более мощную (950 л.с.) модификацию моторов Ха-6, что увеличило скорость до 425 км/ч. Переделки были завершены весной 1939 года; в апреле самолёту присвоили новое типовое обозначение N-19. После сертификации он получил гражданскую регистрацию J-BACN и был приобретён издательским концерном "Домей Цусин-ся" (Domei Press Co.). Новые владельцы дали ему собственное имя "Домей No. 2" и использовали в качестве дальнего транспортника примерно до 1942 года, когда эксплуатация гражданских самолётов в Японии была максимально ограничена.



 ЛТХ:
Модификация   Ki.19
Размах крыла, м   22.00
Длина, м   15.00
Высота, м   3.65
Площадь крыла, м2   62.70
Масса, кг  
  пустого самолета   4750
  нормальная взлетная   7150
Тип двигателя   2 ПД Накадзима Ха-5 (Ха-6)
Мощность, л.с.   2 х 850
Максимальная скорость , км/ч   352
Крейсерская скорость , км/ч   300
Практическая дальность, км   3480
Практический потолок, м   8800
Экипаж, чел   5
Вооружение:   до 1000 кг бомб


 Доп. информация :


 Фотографии:

 Ki.19
 Ki.19
 Ki.19

 Схемы:

 Ki.19

 Варианты окраски:

 Ki.19

 



 

Список источников:

Альтернативная история. Опытный бомбардировщик Nakajima Ki-19
Андрей Суворов. Nakajima Ki.19 (Санкт-Петербург, 2003 год)
L+K. Miroslav Balous. Nakajima Ki-19/N-19
Illustrated Warplane History. The Xplanes of Imperial Japanese Army and Navy
Putnam. Robert c. Mikesh, Shorzoe Abe. Japanese Aircraft 1910-1940


Уголок неба. 2014  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: