главная авиация второй мировой бомбардировщики
   Hart
       
Разработчик: Hawker
Страна: Великобритания
Первый полет: 1928
Тип: Легкий дневной бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Любители авиации знают, что слава конструктора Сиднея Кэмма началась не с "Харрикейна", а с легкого бомбардировщика "Харт", ставшего основой для большого семействасамолетов различного назначения. В 1920-х и начале 1930-х годов костяком ВВС всех государств являлись одномоторные двух-трехместные бипланы, выполнявшие функции разведчиков, легких бомбардировщиков и тяжелых истребителей. У нас в этой категории в массовых масштабах выпускался Р-1, а затем Р-5, во Франции - "Потэ" 25 и "Бреге" 19, в Нидерландах - "Фоккер" C.V. В Великобритании эту нишу прочно оккупировал "Харт" и машины, созданные на его базе.

В середине 1933-го ими были вооружены в общей сложности 28 эскадрилий Королевских ВВС. Всего в Англии и других странах собрали более 3000 экземпляров - очень много по меркам того времени. Эти самолеты эксплуатировались на суше и на море, в метрополии и в отдаленных колониях, закончив свою карьеру уже в годы Второй мировой войны. Биография "Харта" началась в мае 1926-го, когда английское министерство авиации выдало техническое задание на дневной бомбардировщик под мотор "Фалкон" F.1 в 450 л.с. фирмы "Роллс-Ройс". Руководство "Хаукера" решило участвовать в конкурсе и поручило своему КБ разработать предложения по этому заданию.

Этот коллектив и спроектировал очень изящный двухместный цельнометаллический биплан. Он имел передовую для своего времени конструкцию. Лонжероны крыльев собирались из двух катаных стальных полос со штампованной дюралевой перегородкой между ними. Каркас фюзеляжа сварили из стальных труб и для его ужесточения ввели проволочные растяжки. Полотном обтягивались крыло и большая часть фюзеляжа. Носовая часть последнего обшивалась металлическими листами. Шасси состояло из двух отдельных пирамид с полуосями. Вооружение - неподвижный пулемет "Виккерс" по левому борту фюзеляжа и один "Льюис" на кольцевой турели в задней кабине. Бомбовая нагрузка весом 225 кг располагалась на балках под крылом и фюзеляжем. Самая большая бомба, которую мог поднять самолет, имела калибр 113 кг (250 фунтов). Летчик-наблюдатель осуществлял бомбометание, предварительно заняв лежачее положение.

В таком виде в декабре 1926-го проект представили в министерство авиации. Там его рассмотрели и одобрили. В начале следующего года приступили к изготовлению полноразмерного макета, попутно дорабатывая проект. В течение года облик самолета существенно изменился. I-образные межкрыльные стойки заменили более жесткими и легкими N-образными, колеса поставили на общую ось и ввели масляно-пневматические амортизаторы, от подачи топлива самотеком перешли к перекачке бензонасосом. А самое главное - появился новый мотор, тогда еще опытный, "Роллс-Ройс" F.XIB -будущий "Кестрел". Он был примерно на 25 кг легче и развивал на 30 л.с. больше предшественника.

Осенью 1927-го начали строить первый экземпляр бомбардировщика. В июне следующего года законченный самолет перевезли в Бруклендс, где летчик-испытатель фирмы Баллмен совершил на нем первый полет. После шестимесячных заводских испытаний машина, названная "Харт", прибыла в Мартлшем-Хис, где военные пилоты проверили ее летные данные, оценили устойчивость и управляемость. Одновременно состязались три бомбардировщика, построенные по одному и тому же заданию тремя разными фирмами - "Харт" от "Хаукер", "Энтелоуп" от "Авро" и "Фокс" II от "Фэйри". "Харт" побил соперников по всем статьям - он превосходил и по летным данным, и по управляемости, и по удобству в обслуживании. Если задание требовало скорость 257 км/ч, то бомбардировщик "Хаукер" легко давал 295 км/ч. Результатом стало решение о запуске его в серийное производство. В июне 1929-го появилось техническое задание 9/29, описывающее требования к серии, и одновременно - первый заказ на 15 самолетов. Заказ был небольшим именно из-за высоких данных "Харта" - военные побоялись запускать его сразу в массовую эксплуатацию. Вся партия предназначалась для войсковых испытаний.

В январе 1930-го 12 из 15 первых "Хартов" прибыли в 33-ю эскадрилью Королевских ВВС, которой предстояло их проводить. Еще один самолет морем отправили в Ризалпур (Индия) для эксплуатационных испытаний в тропиках. В том же году на маневрах "Харты" 33-й эскадрильи лихо уходили от истребителей "Сискин". Те, как ни старались, не могли их перехватить. Неудивительно - разница в скорости доходила до 50 км/ч (когда "Харт" шел без бомб). На самолет выдали новые заказы. В феврале 1931-го на "Харты" начала переходить еще одна эскадрилья, 12-я. Вместе с 33-й (уже доведенной до полного комплекта) летом она участвовала в маневрах. Старым истребителям приходилось нелегко в борьбе с "Хартами". В одном случае бомбардировщики прорвались от южного побережья Англии до аэродрома Нортхолт и встретились с истребителями уже после того, как обрушили на ангары груз теннисных мячей (вместо бомб). В итоге "Хартам" противопоставили ..."Харты": ими вооружили одно звено 23-й истребительной эскадрильи.

К началу 1933-го выпустили 126 самолетов, только в метрополии на "Хартах" летали шесть эскадрилий легких бомбардировщиков. Эти машины поставлялись и в вспомогательные ВВС - части резерва. Программа их модернизации активно осуществлялась в 1934-37 годах. В общей сложности "Харты" получили восемь резервных эскадрилий. Для колоний построили 30 специальных машин. С сентября 1931-го выпускали "Харт (Индия)" с увеличенным водорадиатором. В середине следующего года они уже участвовали в операциях по подавлению межплеменных вооруженных конфликтов на северо-западной границе Индии (в нынешнем Пакистане). Еще больше отличался от стандартного "Харт Спешиэл" с дефорсированным мотором "Кестрел" X (вместо "Кестрел" IB), "тропическим" радиатором, тормозными колесами с массивными пневматиками низкого давления и специальными "пустынными" аварийными комплектами, основное место в которых занимала большая канистра с водой. Такие машины отправляли в Индию, Египет и, позднее, в Трансиорданию.

Небольшое количество "Хартов" выпустили в невооруженном связном варианте (иногда его называют "Харт (С)". В феврале 1932-го министерство авиации выдало задание на учебный вариант с двойным управлением. Его сделали всего за шесть недель. В апреле "Харт Трэйнер" уже совершил первый полет. Снятие всего бомбового и стрелкового вооружения несколько изменило центровку самолета и ухудшило управляемость. Поэтому на двух следующих машинах стабилизатор установили под другим углом. Но это решение оказалось промежуточным. Серийные "Трэйнеры", выпускавшиеся с середины 1933-го, получили верхнее крыло с меньшим углом стреловидности. Двигатели на учебных машинах монтировали разные - "Кестрел" IB, как на боевых, или дефорсированные VDR или XDR. Позднее появились и переделки из боевых самолетов - "Харт Интермедиэйт" ("промежуточный"). К концу 1933-го выпуск "Хартов" всех модификаций резко увеличился. "Хаукер" уже не могла справиться со всеми заказами и часть их передала другим фирмам. К производству бомбардировщиков постепенно подключились "Виккерс", "Армстронг-Уитворт" и "Глостер". Только эти компании до 1937-го собрали 665 бипланов. Последние серии "Хартов" имели тормоза и костыльное хвостовое колесо.

"Хаукер" строила "Харты" и на экспорт. В 1931 -м четыре самолета заказала Югославия. Их действительно поставили, но эксплуатировались они сравнительно недолго. Восемь машин в сентябре-октябре 1932-го приобрело эстонское правительство; они отличались сменным шасси - самолеты можно было ставить на колеса или поплавки. Швеция купила в 1934-м четыре "Харта", оснащенные не "Кестрелами", а звездообразными моторами "Бристоль" "Пегасус" IM2. Они предназначались в качестве образцов для серийного производства. Такие самолеты строились на заводе в Линкепинге с 1935-го. Всего там собрали 42 "Харта". Шведские машины зимой ставили на лыжи.

 В 1930-х самолеты из семейства "Харт" имели не так много возможностей проявить себя в бою. "Харты" мирно служили в британских ВВС, регулярно демонстрируя боевую мощь на воздушных парадах, пока в 1936-м их не начали заменять "Хинды". Лишь на границах Индии они продержались в строю до 1939-го. Часть из них, переоснастив моторами "Кестрел" X и увеличенными (тропическими) радиаторами, перепродали в Южно-Африканский Союз. На Ближний Восток тогда прибыли и три эскадрильи "Хартов". В 1939-м еще способные летать истребители перевели в разряд вспомогательных самолетов и оснастили как буксировщики мишеней.

Наши летчики впервые встретились с "Хартами" в Карелии зимой 1940-го. Из Швеции, на помощь финнам, прибыла добровольческая "авиафлотилия 19" майора У.Бекгаммара. Эта смешанная часть включала истребители "Гладиатор" и четыре "Харта". С 11 января "авиафлотилия 19" находилась на льду озера Кеми. "Харты" летали на лыжах. При вылете на первое же боевое задание два самолета столкнулись при рулении и их списали. Взамен из Швеции пригнали еще один "Харт". Бипланы летали днем под прикрытием истребителей, вели разведку и бомбили. Один самолет, подбитый советскими зенитчиками, сел на нашей территории. После заключения перемирия шведы со своей техникой вернулись домой.

Чуть позже у нас появились "собственные" "Харты" и "Хинды". Это были машины ВВС прибалтийских государств, присоединенных к СССР. По сообщению генерал-майора Синякова, в их число входили семь эстонских "Хартов" (четыре нашли в Раквере и три в Яголе) и три латвийских "Хинда"; все в исправном состоянии. Куда делись "Хинды", неизвестно, а "Харты" вошли в состав ВВС РККА. Бывшие национальные армии подсократили и свернули в стрелковые корпуса. Корпусам придали эскадрильи, образованные из остатков национальной авиации. Так, в эскадрилье 22-го стрелкового корпуса (эстонского) на 9 ноября 1940-го имелось семь "Хартов", пять немецких Hs-126B и около десятка легкомоторных машин. Эти самолеты дожили до начала Великой Отечественной войны, а далее их следы теряются.

С самого начала Hart проявил себя как идеальный лабораторный самолет.Широкие пределы летных ограничений,хорошая управляемость на низких скоростях и приспособленность для летчика-наблюдателя,побудили как "Hawker" так и "Rolls-Royce" купить бывшие контрактные самолеты для летных испытаний двигателей.Первый, G-ABMR,имел самую продолжительную полезную летную жизнь из всех ныне летающих самолетов.Кроме полетов в 1930-39 годах с почти каждым типом двигателя Kestrel, G-ABMR использовался в ходе 2-й Миpовой войны как фотосамолет и самолет для перевозки пилотов; позже он летал в окраске компании,а совсем недавно перекрашен чтобы демонстрировать цвета 57-го (бомбаpдиpовочного) дивизиона.Другая летающая лаборатория,G-ABTN,была использована для летных испытаний двигателей Bristol Jupiter и Pegasus до того как нашла свой бесславный конец в водах пролива Ла-Манш возвращаясь в 1932 с Парижского авиашоу.Третья летающая лаборатория,на этот раз с Armstrong Siddeley Panther,регистрационного кода не имела. Hа первых этапах разработки двигателя с паровым охлаждением Goshawk компания "Rolls-Royce" использовала специальный Hart (K1102) для испытаний полосовых радиаторов,расположенных вдоль передней кромки верхнего крыла.Однако,в связи с дискомфортом вызваным тем,что переохлажденная вода забрызгивала пилота, этот самолет позже снабдили фонарем над кабинами.Фонарями были также оснащены несколько других Hart,среди которых и K3012,с двигателем Pegasus и лыжным шасси,испытывавшийся в Канаде.Другими испытательными стендами для двигателей были K2434 (Napier Dagger),K3020 (Bristol Pegasus и Mercury) и K3036 с Rolls-Royce P.V.12.Последний упомянутый самолет несомненно выполнил львиную долю ранних испытательных работ по двигателю Merlin,и к концу 1935 завершил первичную сертификационную работу по подготовки прототипной силовой установки на Hurricane и Spitfire. А теперь еще летает лишь G-ABMR.Hеся серийный номер J9941 он возможно годится для того,чтобы показать представителя крупнейшего семейства самолетов, когда либо построенного в Британии в мирное время,а первоначальный J9941 из 57-го (бомбаpдиpовочного) дивизиона был первым Hart,достигшем 1000 часов налета после двух с половиной лет службы - что само по себе рекорд.



 


 ЛТХ:
Модификация   Hart
Размах крыла, м   11.35
Длина, м   8.94
Высота, м   3.17
Площадь крыла, м2   32.33
Масса, кг  
  пустого самолета   1148
  нормальная взлетная   2066
Тип двигателя   1 ПД Rolls-Royce Kestrel IB (Kestrel XDR)
Мощность, л.с.   1 х 525
Максимальная скорость , км/ч   296
Крейсерская скорость , км/ч   202
Практическая дальность, км   756
Максимальная скороподъемность, м/мин   360
Практический потолок, м   6949
Экипаж   2
Вооружение:   один 7,7- мм передний пулемет и один 7,7-мм пулемет Lewis на круговой установке в задней кабине
 Бомбовая нагрузка до 236 кг


 Доп. информация :


  Чертеж "Hawker Hart (1)"
  Чертеж "Hawker Hart (2)"
  Чертеж "Hawker Hart (3)"
  Фотографии:

 Прототип Hart (J9052)
 Hart
 Hart
 Hart
 Hart
 Hart
 Hart с двигателем Panther
 Hart шведских ВВС (B4)
 Hart шведских ВВС (B4)

  Схемы:

 Hart
  Hart шведских ВВС (B4)

  Варианты окраски:

 Hart   B Flight 23(F) Sq. RAF
 Hart   501 Sq. RAF
 Hart   6 FTS
 Hart (B4) ВВС Швеции
 Hart (B4) ВВС Швеции
 Hart (B4) шведского отряда ВВС Финляндии

 



 

Список источников:

Крылья Родины. Владимир Котельников. "Харт" и его братья
Aircraft Profile 57. Francis K. Mason. Hawker Hart (Перевод А. Плахова, редакция В.Моисеева)
Francis K. Mason. Hawker Aircraft Since 1920
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
AirEnthusiast. Hart Family
SAM Publication. Hawker Hart


Уголок неба. 2012  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: