Уголок неба ¦ Dornier Do.217P

Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой бомбардировщики
   Do.217P
       
Разработчик: Dornier
Страна: Германия
Первый полет: 1943
Тип: Высотный разведчик-бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Работы над высотными модификациями бомбардировщиков и разведчиков велись на фирме "Дорнье" долго и упорно - помимо так и не строившегося серийно Do 217М-8, мы уже упоминали об опытных Do 215В-6 с моторами DB 601Т и Do 217А-0 с DB 601R. Опыт, накопленный при их создании, был учтен при разработке проектов самолетов с гермокабинами - Do Р183 с моторами DB 601R и фюзеляжем с уменьшенным миделем, а также Do 217L с моторами DB 603Н (2000 л.с.)- Последний проект предусматривал также применение системы форсирования GM 1 и крыла площадью 70 кв. м. По расчетам Do 217L мог развить скорость 575 км/ч и набрать высоту 15000 м. Но ввиду неготовности двигателей он так и не был воплощен в жизнь.

Практическую реализацию получил еще один проект высотного разведчика-бомбардировщика - Do 217Р. Эта машина была как бы трехмоторной - в дополнение к двум DB 603В (1750 л.с.) она получила еще и мотор DB 605Т (1400 л.с.), устанавливавшийся в бомбооотсеке. Последний выступал в качестве агрегата центрального наддува, повышая давление воздуха на входе в основные двигатели при полете на большой высоте (подобная концепция была весьма популярной на рубеже 30-40-х гг., в частности, ее пытались реализовать и в СССР на ТБ-7/Пе-8). Герметичная кабина была рассчитана на трех членов экипажа.

Первый прототип Do 217PV1, переоборудованный из Do 217Е-2 (W.Nr. 1229) вышел на испытания 6 июня 1942 г. 10 июля самолету удалось достичь высоты 11300 м, но в следующем полете 17 июля загорелся один из двигателей DB 603. К счастью, огнетушители сработали штатно, и машину удалось посадить. В ходе послеаварийного ремонта на самолет установили крыло увеличенного размаха и площади, аналогичное применявшемуся на Do 217К-2 и К-3. Такое же крыло получили и прототипы Do 217PV2 и V3, также переоборудованные из Do 217Е. Они вышли на испытания соответственно 28 сентября 1942 г. и в апреле 1943 г. На Do 217PV3 отсутствовал агрегат центрального наддува с двигателем DB 605Т.

С самого начала Do 217Р пришлось выдержать жесткую конкуренцию с самолетом "Хеншель" Hs 130. В ноябре 1942 г. оберст Ровель, считавшийся в люфтваффе крупнейшим специалистом по высотным разведывательным полетам, высказался в пользу самолета "Хеншеля". Но Hs 130 представлял собой совершенно новую конструкцию, и мог быть запущен в производство не ранее начала 1944 г. Поэтому работы по программе Do 217Р продолжили, хотя и четвертый прототип так и не был достроен. Правда, свои коррективы внесла авиация союзников - сначала во время налета был поврежден Do 217PV2, отремонтировать которого удалось к июню 1943 г. Затем аналогичная участь постигла и Do 217PV3 - его ремонтировали до конца марта 1944 г. Второй прототип пришлось списать после аварийной посадки 27 марта 1944 г., первая и третья машины участвовали в сравнительных испытаниях с парой Hs 130 до 5 сентября 1944 г., когда точку в программах создания обеих самолетов поставили союзники: при налете на Штутгарт были уничтожены и оба прототипа Do 217Р, и два "Хеншеля"...

Три предсерийных самолета Do 217Р-0 были построены осенью 1942 г. и переданы для испытаний в Рехлин. При их создании конструкторам пришлось столкнуться с рядом проблем, и прежде всего - установки оборонительного вооружения. Ведь имеющиеся линзовые или оконные установки были для самолета с гермокабиной неприемлемыми - у них ствол пулемета попросту торчал сквозь дырку в остеклении. Требовались дистанционно управляемые стрелковые установки. Но их применение означало необходимость серьезной доработки самолета. Поэтому пошли на компромисс: Do 217Р-0 вооружались тремя спарками MG 81Z (в носовой, задней верхней и нижней установках), но огонь из них можно было вести лишь на небольших высотах. Когда же самолет забирался выше, и кабина герметизировалась, пулеметы убирались внутрь, а их амбразуры закрывались. Считалось, что на больших высотах вероятность встречи с истребителями противника будет крайне малой.

Целевое оборудование на Do 217Р-0 состояло из трех аэрофотоаппаратов - одного Rb 20/30 и двух Rb 70/30. Поскольку бомбоотсек пришлось отвести под агрегат центрального наддува, то под крылом установили два узла подвески, на которых можно было разместить пару 500-кг бомб или два 900-л подвесных топливных бака.

Планировалось серийное производство двух вариантов Do 217Р: Do 217Р-1 в целом соответствовал Do 217Р-0. По расчетам на высоте 14000 м он мог развивать скорость до 620 км/ч. Do 217Р-2 должен был получить еще большее крыло площадью 100 кв. м. Однако эти планы так и не были реализованы.

В начале 1942 г. "Дорнье" начала разработку очередного варианта тяжелого пикирующего бомбардировщика, обозначенного Do 217R-1. При этом отказались от хвостового тормозного устройства, применив воздушные тормоза в виде отклоняемых щитков на верхней и нижней поверхности крыла. Богато остекленная кабина соответствовала варианту Do 217К. Крыло площадью 62 кв. м было новым. В состав стрелкового вооружения предполагалось включить 20-мм пушку MG 151 /20 в носовой установке и два 13,2-мм пулемета MG 131 в верхней башне и нижней установке. Предполагалось также установить четыре MG 811 в боковых окнах, но в конечном итоге от этих установок отказались в целях экономии веса.

Силовая установка Do 217R-1 должна была состоять из пары DB 603А-1, но первый прототип Do217RVl (W.Nr. 0029), впервые поднявшийся в воздух 6 августа 1942 г., получил моторы BMW 801 ML (1580 л.с.). В ходе испытаний эта машина поднималась в воздух с максимальной нагрузкой из двух 1800-кг бомб, подвешенных на подкрыльевых узлах между мотогондолами и фюзеляжем. В такой конфигурации взлетная масса достигала 16,5 т, и самолет мог развить скорость всего 395 км/ч, потолок составлял 5600 м, а набор высоты 5000 м занимал 38 минут! Сочтя летные характеристики машины недостаточными, рейхсминистерство авиации в январе 1944 г. распорядилось утилизировать Do 217RV1, по возможности использовав его узлы в других самолетах.

Второй прототип Do 217RV2 (W.Nr. 0030) первоначально имел моторы DB 603А-1, но в начале 1943 г. их заменили на BMW 801А-2. Также и эта машина была списана в марте 1944 г. Существовали еще два прототипа Do 217R - V3 (W.Nr. 0032) и V4 (W.Nr. 0033), но об их испытаниях ничего не известно.

Do 217R-1 так и не попал в серию. Аналогичной была и судьба разрабатывавшегося варианта Do 217R-2. На нем в верхней башне предполагалось установить пулемет MG 151/15, а вместо нижней линзовой установки применить башню с MG 131, аналогичную стоявшей на Ju 188. От "Юнкерса", только Ju 88А-4, взяли и воздушные тормоза. Самолет задумывался как машина двойного назначения - пикирующий бомбардировщик и торпедоносец. Но на рубеже 1942/1943 гг. программа создания Do 217R-2 была закрыта по распоряжению Э. Мильха как требовавшая слишком много времени для практической реализации.

 




 ЛТХ:
Модификация   Do.217p-0
Размах крыла, м   24.50
Длина, м   17.85
Высота, м   5.00
Площадь крыла, м2   65.00
Масса, кг  
  нормальная взлетная   14350
  максимальная взлетная   15980
Тип двигателя   2 ПД Daimler-Benz DB-603А (c мотокомпрессором на базе DB-605Т)
Мощность, л.с.   2 х 1750
Максимальная скорость , км/ч   580
Практическая дальность, км  
Макс. скороподъемность, м/мин   290
Практический потолок, м   15500
Экипаж, чел   3
Вооружение:   четыре 7,9мм пулемета МG-81 - два вперед, по одному назад в верхней и нижней установках;
  две 500кг бомбы под крылом.


 Доп. информация :

 
  Чертеж "Dornier Do.217"
  Фотографии:

 Do.217P V1
 Do.217P V1
 Do.217P V1
 Do.217P V1

  Схемы:

 Do.217P V1

  Варианты окраски:

 Do.217P V1  (c) Иван Бориславов

 



 

Список источников:

Эксмо. Андрей Харук. Скоростные бомбардировщики Гитлера Do 17 и Do 217
Экспринт. Сергей Кузнецов. Многоцелевой бомбардировщик Дорнье Do 217
Уильям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха)
Barbarossa's Hangar
Warpaint 24. Jerry Scutts. Dornier Do 217
Manfred Griehl. Dornier Bombers and Reconnaissance aircraft 1925-1945
Kagero. D. Majsak, Z. Krzysiak. Dornier Do 217
Manfred Griehl. Dornier Do 217-317-417
Aviatic. Dornier : Die Chronik des altesten deutschen Flugzeugwerks
Bernard & Graefe. Heinz J. Nowarra. Die Deutsche Luftruestung 1933-1945 Vol.1 AEG-Dornier


Уголок неба. 2016 



 

  Реклама: