главная авиация второй мировой бомбардировщики
   Do.17M(P)
       
Разработчик: Dornier
Страна: Германия
Первый полет: 1937
Тип: Средний бомбардировщик-разведчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Гражданская война в Испании стала настоящим испытанием боевых качеств Do 17. Первый же опыт его боевого применения показал, что скоростные возможности самолета не достаточно высоки, Do 17 мог отрываться и уходить только от устаревших истребителей-бипланов выпуска 1931-34 г. Но на смену этим истребителям спешно разрабатывались и уже появились современные и более скоростные машины. В испанском небе Do 17Е и F сразу потеряли свои преимущества с появлением скоростных советских истребителей И-16. И приходилось рассчитывать, что в грядущих боях за Европу противостоять немецкому бомбардировщику будут еще более перспективные истребители. Например такие, как английский ╚Hurricane╩ Mk. I, который в 1937 году уже начал поступать на вооружение ПАР (Королевских воздушных сил Великобритании). Бороться с ними Do 17 было бы трудно, поскольку эти самолеты превосходили немецкий бомбардировщик в скорости на целую сотню км/ч.

Конструкторы Дорнье постоянно занимались усовершенствованием самолета. В течение 1937 года появилось около десятка его опытных образцов от V 15 до V 21, на которых испытывалось различное оборудование, а также новые двигатели. Отличившийся на выставке в Цюрихе опытный самолет Дорнье, иногда обозначаемый Do 17М VI, разрабатывался как прототип новой серийной машины с более мощными двигателями DB 600. Предполагалось, что она заменит модификации Do 17 Е и F. Но моторы DB 600 в большом количестве требовались для немецких истребителей, а производственные мощности моторостроительных заводов Даймлер-Бенц были небеспредельны. Поэтому конструкторам Дорнье пришлось подыскивать для новой модификации самолета другую силовую установку. Для нового бомбардировщика выбрали звездообразный двигатель воздушного охлаждения Bramo 323 А-1 ╚Fafnir╩, мощностью в 900 л.с. на взлете и 1000 л,с. на высоте 3100 м. С этими моторами летали прототипы Do I? V20 и V21, затем - также Do 17L VI и V2, но они не пошли в серию, И только Do 17M V2 и V3 дали начало новой модификации бомбардировщиков.

Для нового самолета-разведчика так же подобрали звездообразный двигатель воздушного охлаждения - BMW 132 N. Этот мотор развивал только 865 л.с. на взлете и 665 л.с. на высоте 4500 м- Но зато он был более легким и экономичным, что соответствовало пожеланиям Люфтваффе. Двигатели BMW 132 установили на прототипы Do 17 V18 и V19. Позже эти самолеты переименовали в Do 17 J, но в серию они не пошли. Поэтому новая модификация разведчика ведет свое начало от Do 17P VI.

Переделка самолетов под двигатель воздушного охлаждения не представляла особых трудностей и не вызвала серьезных сбоев в производстве. В конце 1937 года выпуск прежних модификаций Do 17 Е и F был прекращен, а в начале 1938 года заводы начали производить серийные бомбардировщики Do 17M и разведчики Do 17P.

На первый взгляд, могло показаться, что самолеты Do 17M и Do 17 Р внешне отличались от своих предшественников только двигателями. Действительно, улучшения, в основном, коснулись внутренних конструкций и компоновки самолетов. Но более внимательный наблюдатель непременно заметит замену щелевых закрылков с полотняной обшивкой на цельнометаллические щитки. Полотняная обшивка нижней поверхности крыла также была заменена дюралевой. Скорость новых самолетов возросла. Do 17M достигал максимальной скорости 415 км/ч на высоте 4700 м, a Do 17P - 410 км/ч на высоте 4000 м. Более мощная силовая установка нового бомбардировщика позволила увеличить его бомбонагрузку до 1000 кг, поэтому изменилась конструкция бомбоотсека. Теперь бомбы подвешивались в двух бомбоотсеках: первый, как и прежде, находился между лонжеронами крыла, а второй расположился сразу позади заднего лонжерона. В свою очередь, это потребовало усиления основных стоек шасси. Колея шасси также стала шире, во-первых, из-за увеличения расстояния между осями более широких двигателей воздушного охлаждения, а во-вторых, из-за установки новых винтов увеличенного до 3,6 м диаметра. Что касается отличий новой модификации разведчика от бомбардировщика, то на Do 17 Р вместо механизма бомбосбрасывания в бомбоотсеке устанавливались две фотокамеры Rb 50/30 или Rb 75/30 и, кроме того, объем его топливных баков был увеличен до 2120 литров.

На новых модификациях было улучшено оборонительное вооружение. Прежняя открытая шкворневая установка MG 15 в верхнем блистере была заменена закрытой линзовой. Как и прежде, второй MG 15, стреляющий через люк в полу кабины стрелка-радиста, служил для защиты от атак ╚снизу-сзади╩, и третий MG 15 устанавливали спереди сквозь правую половину лобового стекла кабины. Но на более поздних самолетах Do 17M и Do 17 Р, принимавших участие в первых боях Второй мировой войнЫг стали устанавливать еще один, четвертый MG 15, который проходил сквозь носовое остекление кабины штурмана и служил для защиты от атак ╚спереди-снизу╩.

Самолеты Do 17M и Р производились до конца 1938 года и уступили свое место следующей модификации Do 17Z. Всего различные заводы выпустили 200 Do 17M и 330 Do 17P. Кроме обычных серийных модификаций, были созданы также несколько их специальных разновидностей. Do 17M-1/U1 отличался отсеком для надувной спасательной лодки. Do 17М-1/Тгор. и Do l7P-1/Trop. оборудовались противопыльными фильтрами и пустынным снаряжением.

На основе Do 17M были созданы четыре опытных Do 17 R. На них установили двигатели DB 601А с непосредственным впрыском топлива, Скорость этих самолетов-разведчиков достигала 532 км/ч, а дальность полета - 2250 км. Они поступили на вооружение спецподразделений воздушной разведки Ровеля (Lichtbildsonderstaffel Rowehl).

В Германии самолеты Do 17M и Do 17 Р стали поступать в части Люфтваффе в начале 1938 года, постепенно вытесняя устаревшие модификации Е и F. По отчету от 19 сентября 1938 года на вооружении воздушных сил Германии находилось 479 самолетов Do 1? всех модификаций (приблизительно 300 бомбардировщиков Е/М и 180 - разведчиков F/P). Это составляло треть бомбардировочно-разведывательных сил Люфтваффе. Но уже в 1939 году бомбардировщики Do 17M стали заменять новыми Do 17Z. В то же время разведчики Do 17P оставались в частях Люфтваффе еще несколько лет.

В 1940 году Болгария, обеспокоенная технической отсталостью своих ВВС, обратилась к своей более могущественной союзнице - Германии с просьбой о продаже каких-нибудь ╚современных╩ бомбардировщиков. Немцы охотно продали болгарам Do 17 М и Р, которые только что отлетали военную кампанию во Франции. Фирма Дорнье скупила их из действующих авиачастей, отремонтировала, подновила на своих заводах и перепродала Болгарии. Самолеты Do 17M списывались из частей Люфтваффе как устаревшие, но, по мнению немцев, они вполне могли сойти за современные для болгарской авиации.

6 декабря 1940 года двенадцать Do 17M вошли в состав военно-воздушных сил Болгарии. Они поступили на вооружение 4-й эскадрильи 5-го бомбардировочного полка, который располагался в Пловдиве. В Болгарию самолеты поступали без механизма бомбосбрасывания, который устанавливался на месте и был рассчитан под чехословацкие бомбы.

Следующую партию из двенадцати Do 17 Болгария закупила в 1942 году. Эти самолеты были вооружены полностью по немецким стандартам.

После поражения Югославии в 1941 году болгары захватили шесть самолетов Do 17 К, которые составили еще одну, 5-ю эскадрилью в 5-м бомбардировочном полку болгарских ВВС.

Do 17 использовались болгарами в основном как самолеты дальней морской разведки. Шесть из них базировались на аэродроме Кевала, на берегу Эгейского моря. Еще шесть расположились на аэродроме Аргос на полуострове Пелопоннес. Болгарские ╚дорнье╩ сопровождали итальянские и немецкие суда, идущие с различными грузами в Северную Африку, а также производили аэрофотосъемку минных полей в Эгейском и Средиземном морях.

Когда 8 сентября 1944 года советские войска подошли к границам Болгарии, власть в стране перешла в руки ╚Отечественного фронта╩, настроенного прокоммунистически, и Болгария быстро повернула оружие против своего бывшего союзника - Германии. Уже 9 сентября болгарские Do 17 участвовали в налетах на отступающие немецкие части в Югославии. Позже, во время боев в Венгрии, эти болгарские ╚дорнье╩ вместе с их экипажами находились в составе советской авиации, где их использовали в качестве разведчиков.





 ЛТХ:
Модификация   Do.17m-1   Do.17p-1
Размах крыла, м   18.00   18.00
Длина, м   16.10   16.10
Высота, м   4.50   4.50
Площадь крыла, м2   53.30   53.30
Масса, кг    
  пустого самолета   4500   4500
  нормальная взлетная   8000   7660
Тип двигателя   2 ПД BMW Bramo-З2ЗА-1 Фафнир   2 ПД ВМW-132N
Мощность, л.с.   2 х 900   2 х 865
Максимальная скорость , км/ч    
  у земли   342   347
  на высоте   408   393
Крейсерская скорость , км/ч   348   330
Практическая дальность, км   1350   2200
Боевая дальность, км   500   730
Макс. скороподъемность, м/мин    
Практический потолок, м   7000   6200
Экипаж   3   3
Вооружение:

  7,9мм пулеметы МG-15 по одному вперед в правой части лобового остекления, в люковой установке и под верхним колпаком; до 1000 кг бомб

 три 7,9-мм пулемета МG-15


 Доп. информация :


 Чертеж "Dornier Do.17"
 Фотографии:

 Do 17 M-1
 Do 17 M-1
 Do 17 M-1
 Do 17 P-1
 Do 17 P-1
 Do 17 P-1
 Do 17 P-1

  Схемы:

 Do 17 M-1
 do 17 P-1

  Варианты окраски:

 Do 17 P-1 A.Gr(H)/11
 Do 17 P-1 I.A/88 Легион "Кондор"

 



 

Список источников:

Экспринт. Сергей Кузнецов. Бомбардировщики Дорнье Do 17
Уильям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха)
Aircraft Profile 164. J. Richard Smith. Dornier Do 17 & 215 (Перевод С. Платова)
Barbarossa's Hangar
LuftArchiv.de. Dornier Do 17 'Fliegender Bleistift'
Joachim Dressel, Manfred Griehl. The Luftwaffe Album
Der fliegende Bleistift. Heinz J. Nowarra. Dornier Do  17 und Do 215


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: