главная авиация второй мировой бомбардировщики
   Bombay
       
Разработчик: Bristol
Страна: Великобритания
Первый полет: 1935
Тип: Бомбардировщик-транспортник
  ЛТХ     Доп. информация
   


В период между двумя войнами, английская военная авиация активно участвовала в подавлении народно-освободительного движения в колониях, входивших в тогдашнюю Британскую империю. В тех районах, где это движение было особенно активным, начиная со второй половины 20-х годов, RAF применяли особую категорию самолетов - Bomber Transport. Это были крупные двухмоторные бипланы Виккерс ''Валенсия'' с просторным фюзеляжем, способным вместить два взвода пехотинцев. ''Валенсию'' использовали, прежде всего, для высадки штурмовых десантных групп, а, кроме того, для бомбардировки повстанческих баз, или, как в случае с восстанием в Кабуле в 1928 году - для эвакуации семей военных и чиновников.

Бипланы ''Валенсия'' быстро устаревали, и в 1928 году британское Министерство Авиации объявило конкурс С.16/28 на создание трехмоторного самолета аналогичного назначения. Фирма Бристоль приняла участие в конкурсе, предложив свой проект ''тип 115''. Опытный самолет так и не был построен, но его основные конструктивные решения были использованы в новом проекте, заявленном на конкурс С.26/31 от 1931 года. Новый проект ''тип 130'' получил высокую оценку.

Бристоль-130 представлял собой свободнонесущий высокоплан цельнометаллической конструкции. Путем длительных доводок, конструкция крыла была доведена до совершенства: крыло было семилонжеронным со стальными стрингерами, часто установленными нервюрами и работающей обшивкой. В итоге, крыло великолепно воспринимало нагрузки на кручение. Просторный фюзеляж-полумонокок вмещал 24 пехотинца, или груз того же веса: запасные двигатели, цистерны и т.д. Экипаж состоял из трех человек. Для защиты от истребителей, предполагалось установить два пулемета Льюис 7,7 мм.: один пулемет - в носовой части фюзеляжа, в закрытой турели; второй - в открытой стрелковой точке за хвостовым оперением. В процессе доводки, эту турель также сделали закрытой. Под фюзеляжем имелись подвески для 900-кг. бомб. Внутреннего бомбоотсека на этом самолете не было. Машина имела неубирающееся шасси с высокой колеей. Силовая установка - два звездообразных двигателя Бристоль ''Пегасус'' III (2 x 750 л.с.) с деревянными двухлопастными винтами.

Именно так выглядел первый прототип Бристоль-130 с бортовым номером К3583, взлетевший впервые 23 июня 1935 года. При размахе крыла более 29 м, это был в то время самый большой самолет фирмы Бристоль. Испытания проходили не очень гладко, мощности двигателей явно не хватало; пробные полеты продолжались в течение всего 1936 года - сперва на заводском аэродроме в Филтоне, затем на опытном аэродроме в Мартлшем Хейс. По результатам испытаний, в конструкцию внесли существенные изменения: в частности, подверглось коррекции разнесенное оперение и шасси, с которого убрали красивые, но в данном случае совсем бесполезные обтекатели-колодки. В марте 1933 фирма получила серийный заказ 47/36, предусматривающий постройку 50 серийных самолетов. Так как завод в Филтоне был загружен серийным выпуском ''Бленхеймов'', постройку Бристоль-130 доверили заводам Шорт в Белфасте. На первых порах, самолет именовался ''Бедфорд'', но в феврале 1937 года имя заменили, на ''Бомбей''.

Серийные самолеты Бристоль-130 несколько отличались от прототипа: все турели заменили на новые, Бристоль B.II с пулеметом Виккерс К 7,7 мм. Под передней турелью появилась дополнительная остекленная панель для бомбардира. В строевых частях стрелковая мощь ''Бомбея'' часто дополнялась пулеметами, установленными в боковых окнах. Двигатели - Бристоль ''Пегасус'' XXII по 1010 л.с., вращавшие трехлопастные винты изменяемого шага. Изменилось также и хвостовое оперение. Первый серийный ''Бомбей'' Mk. I был облетан в мае 1939 года, а в сентябре самолеты уже поступили в распоряжение 216 авиационного крыла, дислоцированного в Египте. Постепенно, этими самолетами вооружились 117, 267 и 271 эскадрильи. Уже в ночь на 15 июня 1940 года, самолет 216 эскадрильи сбросил первую бомбу на осажденный итальянскими войсками Тобрук. Применение ''Бомбеев'' в этой роли продолжалось до января следующего года. Нерегулярные ночные полеты, скорее, подрывали моральный дух неприятеля, чем наносили реальный ущерб. Экипажи самолетов проявляли не только исключительную отвагу, но и трудолюбие - бензин, предназначенный для повышения дальности полета ''Бомбея'' был разлит по стандартным четырехгаллонным канистрам, и пополнение баков производилось ''на лету''. (Ущерб, который нес противник от пустых канистр, сброшенных над целью, никто не подсчитывал). В целом, ситуация складывалась для самолетов довольно трагично: из 50 машин, 8 сбил неприятель, четыре пропали без вести, два ''Бомбея'' разбили песчаные бури, один лежит на дне в районе Гибралтара, два самолета экипажи бросили в пустыне. 19 самолетов разбились, в основном при взлете и посадке. В сентябре 1942 года, шесть ''Бомбеев'' перегнали в оазис Кафра, затерянный в пустыне. Оттуда, транспортные самолеты снабжали провизией многочисленные отряды коммандос, действовавшие в неприятельском тылу. 25 сентября эскадрилья потеряла три самолета во время налета немецкой авиации; в июне, 216 авиакрыло рассталось и с уцелевшими 14 ''Бомбеями'', пересев на американские самолеты С-47.

В мае 1941 года самолеты участвовали в эвакуации английских войск из Греции, а также переправляли пехотные части в Ирак, для оказания поддержки антифашистским повстанцам. ''Бомбеи'' также приняли участие в первом союзном парашютном десанте в Италии, проводившемся в апреле 1941 года - тогда 38 десантников уничтожили систему акведуков в провинции Монте Вултуре (Абруцца). Войну в этом регионе ''Бомбеи'' закончили, переправляя раненых с Сицилии в Африку (летом 1943 г. было перевезено более 200 раненых), а также участвуя в военных операциях второго плана на Апеннинском полуострове. В ходе итальянской кампании, один из самолетов ''Бомбей'' переправил 6000 раненых, на что потребовалось более 200 полетов. Машины, оставшиеся в Англии, вначале осуществляли снабжение экспедиционного корпуса во Франции, а затем, вплоть до окончания войны, были задействованы в военно-транспортных перевозках.

Всего был построен один прототип и 50 серийных самолетов.



 ЛТХ:
Модификация   Bombay
Размах крыла, м   29.19
Длина, м   21.12
Высота, м   5.95
Площадь крыла, м2   124.65
Масса, кг  
  пустого самолета   6265
  нормальная взлетная   9080
Тип двигателя   2 ПД Bristol Pegasus XXII
Мощность, л.с.   2 х 1010
Максимальная скорость , км/ч   309
Крейсерская скорость , км/ч   272
Практическая дальность, км  
  без дополнительных баков   1418
  с дополнительными баками   3588
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   7625
Экипаж   3-4
Полезная нагрузка:   24 пассажир
Вооружение:   два 7,7-мм пулемета Vickers К
  бомбовая нагрузка: нормально - 907 кг, максимально - 2000 кг


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Прототип Bombey (K9583)
 Bombey
 Bombey
 Bombey
 Bombey RAF
 Bombey RAF
 Bombey RAF
 Bombey RAF
 Санитарный Bombey

  Схемы:

 Bombey Mk.I

  Варианты окраски:

 Bombey Mk.I  RAF
 Bombey Mk.I  216 Sq. RAF

 



 

Список источников:

Вацлав Немечек. Bristol Bombey. (Перевод и обработка Сомати, 1996.)
Putnam. C.H. Barnes. The Bristol Aircraft Since 1910
Putnam. Francis K. Manson. The British Bomber Since 1914


Уголок неба. 2009  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: