главная авиация второй мировой бомбардировщики
   B6N Tenzan
       
Разработчик: Nakajima
Страна: Япония
Первый полет: 1941
Тип: Палубный бомбардировщик-торпедоносец
  ЛТХ     Доп. информация
   


Будучи созданным в качестве замены своего знаменитого предшественника B5N Kate, Tenzan никогда не достиг и десятой доли его славы. Он был введен в эксплуатацию во второй половине 1943 года, но практически не использовался до июня 1944 года, когда японское командование бросило в бой все свои силы во время воздушного и морского сражения в Филиппинском море у Марианских островов. Позже он будет использоваться на Тайване, Филиппинах, Иводзиме и Окинаве и в качестве самолета камикадзе, и по прямому назначению, что, впрочем, к тому времени уже мало отличалось от самоубийственных рейдов летчиков "Специальных Атак". Утрата господства в воздухе, потеря большинства авианосцев и опытных экипажей, предопределили то, что Tenzan, не смотря на сравнительно большое количество построенных самолетов, так и не смог реализовать себя в той роли, для которой был предназначен. Эскадрильи Tenzan никогда не достигали сколь-нибудь реальных успехов, но, тем не менее, этот самолет несомненно, был одним из лучших палубных торпедоносцев Второй Мировой войны, практически ни в чем кроме живучести не уступая своему знаменитому американскому оппоненту Grumman Avanger.

В декабре 1939 года, через два года после первого полета Nakajima B5N1 и незадолго до того, как первый прототип B5N2 отправился в свой первый полет, Kaigun Koku Hombu (штаб военно-морской авиации IJNАF) разработал набор технических и тактических параметров для нового палубного торпедоносца флота, отображенных в спецификации "14-Shi", или "14-Shi Kanko". Их целью была замена устаревающего торпедоносца B5N в течение двух лет, при сохранении постоянной поставки современных торпедоносцев IJNАF без снижения темпов выпуска последних.

Требования, изложенные в спецификации 14-Shi, были следующими: сохранение экипажа из трех человек, как и на B5N, низкорасположенное крыло, размеры самолета должны были соответствовать лифтам на существующих японских авианосцах. Максимальная скорость 463 км/ч, крейсерская скорость 370 км/ч и дальность 1852 км с максимальной бомбовой нагрузкой 800 кг и 3300 км перегоночная. Боевая нагрузка на внешней подвеске должна была предусматривать подвеску новейшей 450-мм торпеды Type 91 Kai3 массой свыше 858 кг или бомб той же суммарной массы. Оборонительное вооружение было традиционно слабым для этого класса японских машин и предполагало лишь один 7,7-мм пулемет тип 92 (Shiki) в задней части кабины. По сути, спецификация 14-Shi не предусматривала значительных изменений по сравнению с моделью B5N2 и лишь требовала увеличения максимальной скорости на 85 км/ч в крейсерском режиме и 110 км/ч с полным вооружением.

Kaigun Koku Hombu не стал прибегать к тендеру на проект и разработка 14-Shi была передана непосредственно на Nakajima Hikoki Kabushiki Kaisha. Предполагалось, что команда конструкторов, которая работала над удачным B5N, вполне могла бы продолжить работу в данном направлении для его замены. Инженер Кеn-ichi Matsumura был назначен руководителем команды, которая будет работать над проектом, обозначенным как 3K (N-10). Конструкция 3К (N-10) была основана на планере своего предшественника, в то время как радиальный двигатель предполагалось применить почти в два раза мощнее, чем Nakajima "Sakae" 11, используемый на B5N2, чтобы обеспечить требуемые скоростные данные. Kaigun Koku Hombu рекомендовал 14-цилиндровый радиальный двигатель "Kasei" от Mitsubishi, но руководство Nakajima по политическим соображениям настаивало на использовании "своего" Nakajima "Mamori" 11 мощностью 1870 лошадиных сил. Nakajima "Mamori" Модель 11 (также известный как Mamori 11-Gata или NK7A) был абсолютно новой оригинальной разработкой и бомбардировщик 3K был бы одним из первых самолетов, на которых его применяли.

Работа над проектом продолжалась весь 1940 год и первый прототип B6N1 был завершен в марте 1941 года. Это был цельнометаллический самолет с низкорасположенным крылом элегантной формы, с дюралюминиевой обшивкой за исключением поверхностей управления, которые были обшиты полотном. Консоли крыла, имеющие угол поперечного V 6.5 ╟, складывались для размещения в ангаре авианосцев. Размах крыла и площадь были близки к таковым B5N, но из-за увеличение общего массы новой силовой установки предопределили большую нагрузку на крыло. Для того, чтобы компенсировать это, конструктора применили на B6N закрылки Фаулера вместо обычных на B5N. Закрылки Фаулера были вынесены за пределы задней кромки крыла и опускались на 20 ╟ при взлете и на 38 ╟ при посадке. Хотя закрылки и нескольку компенсировали разницу в весе, скорость сваливания все равно была намного выше, чем у B5N. Вертикальное оперение нового самолета имело характерную легко узнаваемую форму, несколько наклоненную вперед, что было обусловлено требованием вписать длину самолета в ограниченные размеры лифтов на авианосцах довоенной постройки.

B6N имел гидравлически убираемые шасси с хвостовым колесом. Основные стойки шасси убирались в нижнюю часть крыла в сторону фюзеляжа, а хвостовое колесо назад-вверх в хвостовую часть. Также убираемым был посадочный гак, размещенный перед хвостовым колесом. Экипаж состоял из пилота, штурмана-бомбардира и стрелка-радиста. Как и на B5N экипаж находился в одной кабине, фонарь которой был разделен на семь частей. Стойки торпедной подвески размещались на нижней части фюзеляжа со смещением на 30 см к правому борту от оси самолета в отличие от B5N, у которого они находились по центру. Масляный радиатор был установлен на нижней части фюзеляжа под капотом по оси самолета. Четырехлопастный винт имел в диаметре 3,5 м.

Первый полет прототипа B6N1 состоялся 14 марта 1941 года. Вскоре после этого, испытательные полеты были продолжены пилотами из Арсенала ВМФ в Yokosuka Hiko Jikkenbu и эскадры Йокосука Kokutai, которые выявили ряд серьезных проблем. Первая - тенденция к сваливанию в полете из-за мощного крутящего момента вина. Для того, чтобы это исправить, вертикальное оперение расположили под углом 2 ╟ 6 ' относительно оси. Испытание с палубы авианосцев, которые проходили в конце 1942 года на "Рюхо" и "Zuikaku", показали недостаточную прочность посадочного гака, что было быстро исправлено. Самые сложные проблемы для инженеров доставил двигатель "Mamori", который оказался капризным и недоведенным. На определенных режимах он вызвал значительные вибрации, перегрев и так и не достиг запланированной мощности. Двигатель не был принят в эксплуатацию до конца 1942 года и претерпел массу доработок. После почти двух лет с момента первого полета прототипа, B6N1 был наконец официально принят Kaigun Koku Hombu к серийному производству, как "Kanko Tenzan Ichi-Ichi-Gata", или Палубный штурмовик флота Tenzan Модель 11. Слово "Tenzan" буквально означает "Небесная гора" и японское название хребта Тянь-Шань в Китае.

B6N1 Модель 11 несколько отличался от прототипа в результате дальнейших изменений, внесенных в ходе запуска в производство. Он был оснащен вторым подвижным 7,7 мм пулеметом тип 92, установленным в нижней позиции в задней части кабины. Огонь из него также вел стрелок-радист через специальный тоннель в кабине и откидной люк в нижней части фюзеляжа. В походном положении пулемет убирался в фюзеляж, а люк закрывался заподлицо с обводами фюзеляжа. Еще один 7.7-мм пулемет Тип 97 с боекомплектом 400 патронов был установлен в центральной секции крыла с левого борта за пределами зоны, ометаемой винтом. Эффективность этого вооружения была сомнительной, поскольку стрелковое вооружение такого калибра было бесполезно против любой надводной цели или самолета противника, и, начиная с семьдесят первого серийного экземпляра его убрали. Основные стойки шасси были усилены, торпедные стойки, расположенные по правому борту, установили таким образом, что подвешенная на них торпеда располагалась под углом 2╟ вниз по курсу, от реактивных патрубков отказались, чтобы сэкономить вес и вместо них установили два больших выхлопных коллектора по обеим бортам в нижней части капота. Проводились испытания взлета нескольких B6N1 с использованием пары ракетных ускорителей с целью оценки возможности применения нового торпедоносца с малых авианосцев, в значительных количествах перестраивавшихся в годы войны из транспорных судов, но концепция была сочтена слишком сложной и опасной с точки зрения эксплуатации, а кроме того небыло найдено решение посадки значительно потяжелевшего самолета на авианосцы с короткой полетной палубой, поэтому Tenzan до конца войны применялся только с ударных авианосцев специальной постройки, а на малых и эскортных авианосцах ВМФ Японии продолжали использоваться ветераны B5N. Для повышения живучести самолета конструктора предложили использовать протектированные топливные баки, но поскольку это на 30% сокращало их объем, IJNAF настоял на оригинальных баках, пожертвовав живучестью ради сохранения радиуса действия. В общей сложности в период с февраля по июль 1943 года на заводе Nakajima в Коидзуми было построено 133 штуки B6N1 модель 11.

Планируемые сроки замены в частях первой линии старых B5N на B6N были к середине 1941 года, однако задержки в процессе доводки новой машины вынудили Kaigun Koku Hombu возобновить производство B5N2 в 1942 году. Между тем, проблемы с новым бомбардировщиком продолжались. Вскоре после начала производства B6N1 Модель 11, Kaigun Koku Hombu приказал прекратить производство двигателя "Mamori". Это решение было обусловлено желанием унификации двигателей, используемых авиацией флота с целью увеличения выпуска одних за счет снятия с производства других. Среди выбранных к производству моторов близких параметров были Mitsubishi "Kasei", очень надежный и широко используемый мотор, а также новый Nakajima "Homare", весьма перспективный, использующий те же поршни, что и находящийся в массовом производстве "Sakae". Kaigun Koku Hombu приказал адаптировать B6N1 к использованию "Homare". Этот двигатель будет использоваться на многих самолетах разработанных в то время, в том числе палубный разведчик Nakajima C6N "Saiun", истребитель Kawanishi N1K-J "Shiden" и бомбарировщик Kugisho P1Y "Ginga".

Ввиду того, что двигатель "Homare" только внедрялся в производство и требовался в первую очередь для оснащения базовых бомбардировщиков, конструктора Nakajima попытались адаптировать B6N под использование двигателя Mitsubishi "Kasei", который был более доступен. Четырнадцатицилиндровый Mitsubishi "Kasei" Модель 25 (Kasei 25-Gata или MK4T) взлетной мощностью 1850 л.с. по размеру почти совпадал с "Mamori", что делало его установку сравнительно простой задачей. Однако, "Kasei" весил более чем на 100 кг меньше, чем "Mamori", что вынудило конструкторов удлинить носовую часть для восстановления центра тяжести. Это повлекло за собой и другие изменения, как-то необходимость перенести масляный радиатор, изменить капот двигателя и воздухозаборник. Был применен новый четырехлопастной винт с меньшим (3,4 м) диаметром и более широкими и короткими лопастями. В целом, версия Tenzan с двигателем "Kasei" оказалась несколько длиннее и легче, чем B6N1.

Кроме того, выхлопные коллекторы были заменены на индивидуальные для каждого цилиндра реактивные патрубки. Это должно было ликвидировать пламя, которое часто ослепляло пилотов во время ночных полетов, а также создавало дополнительную тягу двигателю. Объем маслобака был уменьшен с 90 до 70 литров, а запас топлива был увеличен на 10 литров. Хвостовое колесо было зафиксировано в выпущенном положении, однако стойка его, ниша хвостового колеса были оставлены без изменений. На тот момент времени убираемое хвостовое колесо считалось слишком большой роскошью, а незначительный выигрыш в аэродинамике не компенсировался массой гидропривода уборки колеса и сложностью конструкции. Общий вес самолета снизился на 140 кг, и даже с более слабым двигателем, самолет достиг максимальной скорости 482 км/ч, а также лучшей скороподъемности.  Вооружения не было изменено.

Kaigun Koku Hombu назвал новый самолет Kanko Tenzan Jchi-Ni-Gata, или палубный штурмовик флота Tenzan Модель 12 (B6N2 Модель 12) Производство новой модели было начато в июне 1943 года. В ноябре 1944 года были внесены изменения в вооружение на основе требований боевых подразделений, эксплуатировавших Tenzan. Задний пулемет Тип 92 калибра 7.7 мм был заменен на 13-мм пулемет тип 2 (2-Shiki), а нижний пулемет был заменен на 1-Shiki (Тип 1), калибра 7,92 мм (копия немецкого MG-81), который, несмотря на близкий калибр, обладал значительно лучшими баллистическими характеристиками, более высоким темпом стрельбы и ленточным питанием вместо магазинного у Тип 92. Была установлена радиостанция новой модели 96-Gata Ku-3-Go 4-Gata. Эта модель была названа Kanko Tenzan Ichi-Ni-Ко-Gata, или палубный штурмовик флота Tenzan Модель 12А (B6N2a Модель 12A) и находился в производстве до окончания войны в августе 1945 года. Суммарный объем производства составил 1133 штуки B6N2 и B6N2a на заводах Nakajima в Okawa в префектуре Gumma и в Handa в префектуре Аichi. По заводским записям в общей сложности было выпущено 1268 B6N, включая прототипы, B6N1, B6N2 и B6N2a: в Koziumi 298 штук и 970 в Handa. По записям IJNAF было построено 1262 самолета.

Производство медленно набирало обороты, в октябре 1943 удалось сдать лишь 18 B6N2, а максимальная производительность, которую когда-либо удавалось достичь, составила всего 90 самолетов в месяц. С осени 1943 года около трети покидавших завод B6N оснащались поисковым противокорабельным радаром 3-Shiki Тип 3 с антеннами Yaga установленными на передней кромке крыла и по бокам хвостовой части фюзеляжа. Самолетов с радаром не были отмечены каким-то особым образом, обозначаясь в соответствии с базовой моделью.

К концу войны был разработан проект "сухопутной" версии Tenzan. На тот момент Императорский флот потерял практически все свои авианосцы и уцелевшие в мясорубке боев B6N уже были вынуждены действовать с береговых аэродромов. В качестве прототипов были использованы два серийных самолета, взятых прямо с конвейера, за номерами 751 и 752. Они были переоборудованы и названы (неофициально) Tenzan Ichi-San-Gata (Tenzan Модель 13) или B6N3 Модель 13. Основные изменения претерпела силовая установка. На модели 13 был установлен двигатель Mitsubishi "Kasei" Модель 25C (Kasei 25 Hei-Gata, MK4T-C) той же мощности. Были несколько изменены капот и фонарь кабины с целью придания им более аэродинамической формы. Убирающимся хвостовое колесо было восстановлено, а посадочный гак за ненадобностью был удален. Изменения оказали незначительное влияние на характеристики самолета и в серийное производство B6N3 Модель 13 не был запущен, главным образом ввиду того, что к тому времени уже выпускался серийно более совершенный самолет того же назначения Aichi B7A Ryusei.

Первые Tenzan Модель 11 "добрались до линии фронта в августе 1943 года. Планы предусматривали перевооружение новыми бомбардировщиками палубных эскадрилий 3-го флота (Dai-San-Kan-tai), размещенных на атолле Трук, Каролинские острова. Однако ситуация на Соломоновых островах осенью 1943 года вынудила применить Третий флот в боевых действиях, хотя ни одна из новых эскадрилий на достигла боевой готовности.

Когда флот США усилил активность вокруг Соломоновых островов в связи с планируемой высадкой на Бугенвиль, японское командование приняло решение о реализации операция Ро (Ro-Go Sakusen). Часть этого плана предусматривал привлечение военно-воздушных сил, размещенных на Рабауле, усиленными 173 самолетами из Dai-Ichi Koku Sentai (первая дивизия авианосцев) Третьего флота, в том числе восемьдесят два истребителя A6M2 Zero, сорок пять пикировщиков D3A2 Val, сорок новых торпедоносцев B6N1 Tenzan и шесть разведчиков D4Y1-С "Suisei". Самолетов были приписаны к авианосцам "Zuikaku", "Shokaku" и "Zuiho" и были переведены из Трук в Рабаул между 28 октября и 1 ноября 1943 года. Американские войска высадились на 1 ноября на мысе Торокина в заливе императрицы Августы, в Бугенвиле, а 5 ноября Tenzan прошли боевое крещение. В этот день четырнадцать B6N1 с эскортом из четырех Зеро атаковали американские корабли, стоявшие на якоре к югу от Бугенвиль. В соответствии с сильно преувеличенными японскими отчетами их успехи были следующими: были потоплеты один большой и один средний авианосец, два больших крейсера, и еще два легких крейсера или больших эсминца. Было доложено о потере четыре B6Nl с "Zuikaku" под командованием капитан-лейтенанта (Taii) Kiyomiya. На самом деле американцы, имея в этом месте лишь два больших десантных корабля и один эскортный миноносец, потерь не имели.

Следующий эпизод с участием Tenzans произошел 8 и 11 ноября в районе Бугенвиль. Достижения японских экипажей были скромными, если не сказать больше, а потери высокими, вследствие американских атак на японские авиабазы на Рабауле. Когда 1-я дивизия авианосцев вернулась на Трук 13 ноября, в общей сложности 121 самолет был потерян. Среди уцелевших 52 самолетов было только шесть Tenzan. Парадоксально, но японское командование было довольно результатами и считало дебют Tenzan на редкость удачным. Сложно сказать, откуда брался столь искренний оптимизм японских адмиралов, но вероятно его источником были непроверенные победные реляции уцелевших экипажей. Цитировать их особого смысла нет, поскольку в этот период союзники не потеряли ни одного корабля не только потопленными, но даже поврежденными в ходе воздушных атак японцев.

К концу 1943 года все больше и больше новеньких B6N поступала на замену стареющего B5N, как в палубных эскадрильях, так и на сухопутных базах флота. Долгое время оба самолета использовались вместе из-за ограниченных возможностей производства и времени, необходимого для обучения экипажей новых самолетов. Хотя производство B6N2 Модель 12 было начато еще в середине 1943 года, до марта 1944 года лишь единицы из бомбардировщиков новой модели достигли фронта. Первыми должны были быть оснащены Tenzan-ами 531 Kokutai (Рабаул), 551 Kokutai и 582 Kokutai (Трук). Когда американские самолеты из TF-58 совершали свои налеты на Трук 17 и 18 февраля 1944 года в 582 Kokutai было только два Tenzan и семь B5N, а в 551 Kokutai двадцать шесть Tenzans. Рейды привели к тяжелым потерям японских войск, а база ВМФ была практически уничтожена. Единственным же успехом японской авиации в эти дни было торпедное попадание в авианосец "Интерпид", на авторство которого претендуют разные экипажи, но наиболее вероятно, что этот успех выпал на долю базового бомбардировщика G4M "Betty" из 582 Kokutai. Большие потери на Бугенвиле, привели к полной переоценки морской авиации и реструктуризации Императорского флота в конце 1943 года. Войска под командованием Dai-San Kantai √ 3-го Флота были сформированы в три Kokutai, по одному для каждой дивизии авианосцев. 601 Kokutai базировался на кораблях Dai-Ichi Koku Sentai (первая дивизия авианосцев) √ "Taiho", "Zuikaku" и "Shokaku". Дивизия была укомплектована в феврале 1944 года, после чего корабли были отправлены в Сингапур на подготовку, а в мае были отправлены на острова Сулу и базировались вокруг острова Тави-Тави.

Dai-Ni Коku Sentai (вторая дивизия авианосцев), в которую вошли "Junyo", "Hiyo" и "Ryuho" была создана в конце февраля и его 652 Kokutai начал формироваться в начале апреля. В начале февраля был создан 653 Kokutai, вошедший в состав Dai-San Koku Sentai (Третьей дивизии авианосцев) "Chitose", "Chiyoda" и "Zuiho". Вторая и третья дивизии прошли обучение в Японии, и в середине мая присоединились к первой в Тави-Тави в ожидании начала операции "А" (A-go Sakusen), ширкомасштабной атаки на американский флот.

Когда американцы высадились на Сайпане, Марианские острова, 15 июня 1944 года, Третий японский флот располагал 439 самолетами, в том числе шестьдесят восемь Tenzan; сорок четыре в 601 Kokutai, пятнадцать в 652 Kokutai и девять в 653 Kokutai. В этот же день американские силы подверглись атаке одиннадцати Tenzan из 551 Kokutai с атолла Трук. Согласно сообщениям экипажей, две торпеды достигли цели в результате прямых попаданий. Одна попала в авианосец, вторая в крупный транспорт, который, как указывалось в докладе, загорелся и затонул. Шесть Tenzan были потеряны во время миссии и остальные пять приземлились на Гуаме.

Четыре дня спустя, 19 июня произошло крупное морское сражение, известное как битва в Филиппинском море или "Охота на марианских индюшек". Это был первый бой, в котором Tenzan были использованы в больших масштабах, хотя они составляли лишь около 15% японских самолетов. Именно во время этого сражения, Tenzan будет официально называться американцами как "Jill".

Битва Филиппинском море была хорошо документирована в других источниках, поэтому нет смысла ее описывать, достаточно просто дать несколько фактов из японских источников, касающихся лишь B6N. Согласно этим источникам в первой волне атакующих японских самолетов были три группы: 128 самолетов из 601 Kokutai под командованием лейтенант-коммандера (Shosa) Тarui (в том числе 29 Tenzan), 33 из 652 Kokutai под командованием лейтенант-коммандера (Shosa) Ishimi (в том числе 1 Tenzan) и 64 самолетоа 653 Kokutai под командованием капитан-лейтенанта (Taii) Nakamotо (в том числе 7 Tenzan). Всего было тридцать семь Tenzan из 225 самолетов, которые принимали участие в первой волне. Следующие две группы пошли в атаку во второй волне, в общей сложности шестьдесят девять самолетов. Среди них были 601 Kokutai с 19 самолетами под командованием капитан-лейтенанта (Taii) Chiba (в том числе 4 Tenzan) и 652 Kokutai с 50 самолетов под командованием капитан-лейтенанта (Taii) Abe (в том числе 3 Tenzan).

Атаки японцев разбились об американскую мощную систему ПВО из наводимых по данным радаров истребителей и зенитной артиллерии. Из тридцати семи Tenzan первой атаки только десять вернулись на авианосцы и только три из семи второй волны. Все выпущенные ими торпеды прошли мимо цели, и единственным успехом B6N был самоубийственный таран одного из сбитых зенитками Tenzan в палубу линкора "Индиана". Американский контратаки продолжались до 20 июня, в результате японцы потеряли три своих авианосца, - "Тaihо" и "Shokaku" пали жертвами подводных лодок, а "Hiyo" палубной авиации, многие другие корабли были сильно повреждены, в том числе последний из крупных авианосцев, "Zuikaku". В результате двухдневного сражения на отступавших остатках 3-го японского флота оставалось всего тридцать пять самолетов и среди них только два уцелевших Tenzan! Результатом "Охоты на марианских индюшек" было то, что японская палубная авиация более перестала существовать как реальная боевая сила.

26 июня 1944 два Tenzan 551 Kokutai из Трука совместно с 13 бомбардировщиками Mitsubishi G4M атаковали американскую морскую пехоту, штурмующую аэродром Aslite на Сайпане. 3-го июля три Tenzan из того же 551 Kokutai повторили атаку американских объектов на Сайпане. Один из шести Tenzan 551-го Kokutai которые приземлились на Гуаме 11 июня после атаки американского флота, атаковал американский транспортный конвой 21 июня, чудесным образом уцелел и вновь вылетел для атаки Сайпана 27 июня. Четырнадцать Tenzan 752 Kokutai были размещены на Иводзиме 18 июня, 20 июня к ним присоединились еще семь Tenzan из Йокосука Kokutai. Позже объединенная группа этих самолетов начала совершать налеты на американские позиции на Марианских островах с аэродромов Иводзимы. Многие из этих самолетов были уничтожены, когда самолеты TF-58 произвели опустошающие налеты на Иводзиму 24 июня и 3 июля.

В следующий раз бомбардировщики B6N оказались в гуще боев с 12 октября 1944 года на Тайване. Американская АУГ TF-58 в рамках подготовки к вторжению на Филиппины атаковала объекты на Формозе. Главной силой, размещенных на острове был Т-Kogeki Butai который был позже усилен самолетами 262 Hikotai и 601 Kokutai.

12 октября двадцать три Tenzan под командованием тайи (ст. лейтенанта) Оно покинули Кюсю, дозаправились на Окинаве и провели (без особого успеха) серию ночных торпедных атак на американские корабли.

В период с 14 по 16 октября 1944 года Dai-Ni Коku Kantai (2-й воздушный флот), вместе с 51 Коku Sentai (воздушная флотилия) и 3 и 4 Коku Sentai (дивизии авианосцев), сосредоточила около 380 самолетов для атаки против американского флота. Большая часть группы так никогда и не вступила в контакт с врагом, за некоторыми исключениями; семнадцать Tenzan из 252 Hikotai и 701 Kokutai под командованием старшего лейтенанта (тайи) Nagasogabe наткнулись на корабли американцев утром 14 октября возле острова Ishigakijima, немедленно атаковали, выпустив торпеды. Единственный уцелевший экипаж, сообщил, что зафиксировано несколько прямых попаданий в два крейсера. В действительности, некоторые из кораблей получили легкие повреждения в основном от собственного зенитного огня. Единственным же успехом японцев был тяжело поврежденный легкий крейсер "Рено", когда один из Tenzan с торпедой спикировал ему на палубу. Взрывом была полностью уничтожена кормовая башня ╧6 с прислугой. Это стало поводом для японской военной пропаганды раструбить на следующий день о великой победе Императорского флота.

20 октября американские войска начали высадку на острове Лейте на Филиппинах. Японцы немедленно отреагировали, приведя в действие план Sho-1 (Sho-ichi-Go Sakusan). В результате разыгралось крупнейшее воздушное и морское сражение на Тихом океане, известное как вторая битва в Филиппинском море. Кроме того, оно стало последней битвой с участием японского мобильного флота. Часть сил объединенного флота, так называемая "Северная группа" включала в себя последние из уцелевших после битвы на Марианских островах четыре авианосца 3-го флота "Zuikaku", "Zuiho", "Chitose" и "Chiyoda", которые были объединены в 1 и 3 Коku Sentai. На их борту находилось лишь 116 самолетов, на которые с трудом удалось набрать экипажи, имевшие хоть какие-то навыки взлета с палубы. Они составили 653 Kokutai, среди них было двадцать пять Tenzan; четырнадцать на борту "Zuikaku", пять на "Zuiho" и шесть на "Chitose". 634 Kokutai должен был стать частью 4 Коku Sentai, но из-за отсутствия экипажей остался лишь на бумаге. Уже 24 октября несколько Tenzan с "Zuikaku" и "Zuiho" были посланы на разведку американских кораблей. Позже, пятьдесят восемь самолетов (в том числе восемь Tenzan, один с "Zuikaku", четыре с "Zuiho" (два из-за неисправности вернулись назад вскоре после взлета), и три с "Chitose" отправился на поиски вражеских кораблей, однако американские корабли они так и не нашли, зато нашли американские истребители. Из шести Tenzan, принимавших участие в акции, два смогли приземлиться на Филиппинах и только один был в состоянии вернуться на авианосцы.

Двадцать четыре Tenzan из частей, расположенных на Филиппинах приняли участие в атаках на американские корабли в заливе Лейте, в основном из 653 и 761 Kokutai. Шесть Tenzan из 263 Hikotai и 653 Kokutai образовали так называемую Dai-Ichi Tokubetsu Kogekitai (Первая Группа Специальных атак) и вылетела на свою последнюю самоубийственную операцию с базы в Mabalacat рано утром 24.10.44. Эти шесть камикадзе были перехвачены примерно в 180 км от Манилы большой группой Хэллкэтов и быстро были сбиты. Во второй половине дня 24 октября три Tenzan взлетели с аэродрома Кларк Филд, чтобы разведать цели для атаки, которая была запланирована на этот вечер. Двадцать минут спустя еще шесть Tenzan вылетели следом. Четыре из них несли торпеды, два зажигательные бомбы. Самолеты-разведчики нашли горящий танкер, но ударная группа не смогла его обнаружить и благополучно, но и безрезультатно вернулась на базу.

25 октября 1944 года Северная группа адмирала Одзавы (которая включала авианосцы Dai-San Kantai) была атакована самолетами с TF-58 в бою известном как Бой у мыса Энганье. Японцы потеряли все четыре своих авианосца, на которых к тому времени не осталось ни одного самолета. Все уцелевшие самолеты 653 Kokutai заблаговременно перелетели на Филиппины. Это была последняя операция IJNAF - когда-то гордости императорского флота. После этого японская морская авиация, как впрочем, и армейская, будет вынуждена использовать, в основном, тактику Токкотай √ "специальных ударных отрядов", в просторечии - камикадзе, особенно в ходе обороны Миндоро и Лусон на Филиппинах. В ходе битвы за Филиппины ВМС США понесли серьезные потери из-за действий камикадзе, но невозможно сказать, какую роль в этом сыграли экипажи Tenzan-ов. Японские документы по этому поводу ничего не говорят, американские данные тоже не зафиксировали ни одного попадания в свои корабли самолетов, идентифицированных, как "Jill". Однако, после захвата Филиппин, среди брошенной на аэродромах японской авиатехники ни одного целого "Джилла" обнаружено не было. После поражения на Филиппинах то, что осталось от авиации бывшего Третьего Флота было отправлено на переформирование на базу недалеко от Токио для защиты метрополии.

16 февраля 1945 года, за несколько дней до начала американской высадки на Иводзиме, два Tenzan размещенных там, вылетели на разведку американских сил. 18 февраля, два Tenzan 903 Kokutai на Чичиджима вместе с двумя армейскими Mitsubishi Ki-67 "Хирю" атаковали незащищенные с воздуха корабли ВМС США возле Иводзимы. Ранним утром 21 февраля в самоубийственную миссию под названием Mitate 2 Tokubetsu Kogekitai была отправлена большая группа самолетов из Катори в Японии. Она состояла из пилотов 601 Kokutai: 9 истребителей "Zero", 11 пикировщиков "Suisei" и 8 "Tenzan". Группа использовала аэродром подскока для дозаправки на крохотном островке Hachijo Jima, где один из B6N, пытаясь сесть с тяжелой бомбой, подломил шасси, а второй из-за технических проблем, после взлета был вынужден вернуться и разбился во время посадки. Группа, уменьшившаяся на два самолета, без проблем продолжила свой путь к Чичиджима и успешно атаковала американские корабли. Три Tenzan, вооруженных 800-кг бомбами атаковали и поразили цель, определенную как большой транспортный корабль (возможно, "Keokuk", транспорт класса "HENRY M. FLAGLER", который несмотря на тяжелейшие повреждения тем не менее удалось удержать на плаву), а три Tenzan, вооруженных торпедами повредили авианосец "Саратога".

Последнее крупное сражение, в котором приняли участие Tenzan была оборона Окинавы, которое началось вторжением на остров американцев 26 марта 1945 года и продолжались несколько месяцев. Американцы силами палубной авиации наносили удары по объектам на Окинаве и других островах архипелага Рюкю несколько раз.

В октябре 1944 года в качестве отвлекающих ударов в преддверии высадки на Лейте, в январе 1945 года во время боев на острове Лусон, 1 марта, во разгар сражения на Иводзиме. 1, 3 и 5 Коku Kentai приняли участие в долгой и кровавой обороне Окинавы. Tenzan были использованы следующие подразделениями ВМФ: 254 и 256 Kogeki Hikotai из 131 Kokutai; весь 210 Kokutai; 253 Kogeki Hikotai из 331 Kokutai; 601 Kokutai; 251 Kogeki Hikotai из 701 Kokutai; 252 Kogeki Hikotai из 765 Kokutai; 931 Kokutai и "Kushira" Kokutai. B6N были использованы для дневной и ночной разведки, торпедных и бомбовых атак, ночных атак на аэродромы Yontan и Каdenа, а также в самоубийственных атаках камикадзе на британские и американские корабли в районе Окинавы. Большинство экипажей-смертников были сведены в небольшие подразделения, носившие, как правило, звучные собственные имена √ "Tennō", "Raiō", "Mitate", "Kiichi".

Наибольшее количество "Тензанов"-токкотай было сведено в состав "Hyakurigahara" кокутай, слившийся с остатками "Kushira" кокутай на одноименной авиабазе. Большая часть "Тензанов" там составляли ранее причисленные к 131-му кокутай. Они входили в состав ударных эскадрилий √ "Tokiwa-Chuka", "Koka" и "Seiki". В ходе массированных атак камикадзе √ так называемой операции "Кикусуй" - "Плывущая Хризантема" - в апреле-мае 1945 года эти подразделения перестали существовать, до конца выполнив долг.

06.04.45. группой камикадзе, в которую входили и Tenzan, был потоплен эсминец "Bush", 12.04.45 тяжело поврежден эсминец "Zellars", 16.04.45. поврежден авианосец "Интрепид".

Вечером, около 20.30, 16 июня одиночный "Тензан" с торпедой, подкравшись над самой водой, атаковал эсминец РЛС дозора "Тwiggs" (DD-591). Сброшенная торпеда попала в корабль, вызвав взрыв погребов 2-й башни. Попадания торпеды, в принципе было уже достаточно √ сила взрыва была такова, что не оставляла эсминцу шансов, но японский торпедоносец, игнорируя зенитный огонь, сделал круг над кораблем и врезался в надстройки корабля. Менее чем через час "Тwiggs" скрылся под водой. На нем погибли 152 человека, включая командира корабля. 188 членам экипажа удалось спастись.

Были B6N в составе 553 Kokutai, который составлял северо-западный сектор обороны и размещался на о. Парамушир на Курилах. Он использовал торпедоносцы Tenzan с апреля 1943 года. К октябрю 1944 года, в составе 553 Kokutai остался только один Tenzan вместе с четырьмя Кейтами B5N. Через некоторое время Kokutai был переведен на Филиппины и последний Tenzan погиб в результате несчастного случая в пути.

Помимо этого, Tenzan широко использовался в Кudo Kantai √ оперативных группах, в частности, в Dai-Ichi Goei Kantai (Первый Эскортный флот), созданный в 1944 году как часть Kaijyo Goei Sotai (Главное Эскортное Командование). Первый Эскортный Флот нес ответственность за защиту морских путей между Японией и Сингапуром,а также другими оккупированными территориями на юге страны, включая сопровождение конвоев и проведения противолодочных патрулей. Tenzan были использованы на флоте в этом качестве в 901, 931 и 951 Kokutai.

Подразделения IJNAF, использовавшие торпедоносцы B6N Tenzan: "Yokosuka", "Таteyama" ("Tachiyama"), "Suzuka", "Usa", "Hyakurigahara", "Susaki", "Himeji", "Kushira" и "Taura" Kokutai, 131, 210, 331, 501, 531, 551, 553, 582, 601, 634, 652, 653, 701, 705, 752, 761, 762, 765, 901, 903, 931, 951 и 1001 Kokutai. Для экспериментальных целей они использовались Dai-Ichi Kaigun Коku Gijutsusho.

Известен лишь один, сохранившийся до наших дней B6N2 "Tenzan", который находится в США. Он был доставлен в США после войны вместе с более чем 100 другими японскими самолетами, где он проходил оценочные испытания после войны в Willow Grove Naval Air Station в штате Пенсильвания. Он оставался там до 1981 года, после чего был передан в Национальный музей авиации и космонавтики в Вашингтоне (NASM), где находится до сих пор в запасниках музея в плачевном состоянии.

Интересная информация о маркировке. Маркировка, определяющая принадлежность самолета ВМФ, как правило, наносилась белым или желтым цветом с обеих сторон киля. Это, как правило, номер самолета и/или принадлежность, обозначающая единицу (флот, авианосец или Kokutai), наносимые через дефис. До рубежа 1944/45 номер самолета состоял из трех цифр, - первая обозначала назначение самолета (истребитель, бомбардировщик и т.д.). Для B6N, как палубного торпедоносца, это было "3". Последние две цифры обозначали идентификационный номер самолета в составе его подразделения. С начала 1945 г. назначение самолета было закодировано в номере подразделения, а числа, наносимые на самолет, стали ограничивать двузначным идентификационным номером. Этот номер наносили черным или красным цветом на крышке стойки основного шасси, иногда на нижней поверхности крыла, или белым цветом на фюзеляже или прямо внутри красного круга Хиномару на фюзеляже. Маркировка, обозначающая принадлежность к какой-либо части, менялась много раз в течение войны.

Маркировка, бомбардировщиков В6N, в палубных эскадрильях в различное время в 1-й; 2-й и 3-й дивизии авианосцев.

дивизия авианосец Kokutai Маркировка самолетов
1 2 3 4
1 "Тaiho" 601 311- 11- 601-
1 "Zuikaku" 312- 12- 601- 1 / 653 -
1 "Shokaku" 313- 13- 601-
2 "Junyo" 652 321- 21- 652-
2 "Hiyo" 322- 22- 652-
2 "Ryuho" 323- 23- 652-
3 "Chitose" 653 331- 31- 653- 3 / 653 -
3 "Chiyoda" 332- 32- 653- 4 / 653 -
3 "Zuiho" 333- 33- 653- 2 / 653 -

I) Нумерация используется в начале 1944 года, при формировании. Первая цифра маркировки (3) обозначала принадлежность к 3-му флоту (Dai-San Kantai). Вторая цифра (1,2 или 3), обозначала дивизию авианосцев - Dai-Ichi, Dai-Ni или Dai-San Koku Sentai, а третья цифра (1, 2 или 3) обозначала авианосец в дивизии.

II) Нумерации используются во время оперативной подготовки весной 1944 года. Первая цифра (1, 2 или 3), обозначала дивизию авианосцев Dai-Ichi, Dai-Ni или Dai-San Koku Sentai, а вторая цифра (1, 2 или 3, наносимая гораздо меньшего размера, чем первая цифра) обозначала авианосец в дивизии.

III) Нумерация используется во время битвы за Марианские острова в июне 1944 года. Обозначала лишь принадлежность к Kokutai, поэтому не было возможности определить какому из трех авианосцев дивизии принадлежал тот или иной самолет, обозначенный таким образом.

IV) Нумерации используются во время второй битвы в Филиппинском море в октябре 1944 года. Первая цифра (1, 2, 3 или 4) обозначала один из четырех авианосцев Третьего флота и была написана над номером 653 (обозначение 653-го Kokutai) без разделительной линии. Самолеты принадлежащей 601 Kokutai на борту "Zuikaku" были переведены в 653-й Kokutai.

В отличие от стандартной окраски остальных морских самолетов ВМФ Японии, которая хорошо известна и нет смысла ее описывать здесь, патрульные самолеты под командованием Kaijyo Goei Sotai, как правило, окрашивались целиком одним цветом, - серым, темно-серым, темно-зеленым или черным. Характерная маркировка этих самолетов представляла собой диагональную полосу красного цвета по обе стороны вертикального оперения и тактической маркировки, из букв "KE", обозначающих Goei Kantai и третья буквы, обозначающей Kokutai, а затем дефис и двух- или трехзначный номер, который идентифицировал собственно самолет. Например, "КЕА" обозначал 901 Kokutai, а "KEB" - 931 Kokutai.

Обе модификации, и B6N1, и B6N2 могли нести на внешней подвески следующие варианты вооружения: одну 450-мм авиационную торпеду "Type 91" или одну морскую 800 кг бомбу или одну 500 кг бомбу или две 250-кг бомбы или шесть 60 кг бомб. Торпеду, 500 и 800 кг бомбы подвешивались на одни и те же узлы крепления, сдвинутые на 30 см вправо от оси самолета под фюзеляжем, в то время как 250 кг бомбы подвешивались по 2 штуки тандемом на специальном пилоне, расположенном по оси самолета. Для подвески 60 кг бомб также существовал свой вариант подвески и свой пилон, на котором бомбы размещались в два ряда попарно.

Торпеды Тип 91 строились в большом числе вариантов, которые отличались по размеру, весу, мощностью, дальностью действия и условиям сброса. Все они были 450 мм в диаметре, имели скорость около 42 узлов и были основаны на одних и тех же узлах и деталях. На момент разработки Tenzan основной и самой мощной торпедой являлась Тип 91 Каi 3, имеющая общую длину 5470 мм, массу 858 кг, 240-кг боевую часть, дальность действия 2000 м, а максимальную скорость сброса 556 км / ч.

Тип 91 Kai 3 Ко имела в основном те же параметры, но могла выдержать сброс на скорости до 648 км / ч. Но дальность действия ее была ограничена до 1500 м из-за меньшего топливного бака.

Следующая модель, Тип 91 Каi 4 Ko имела уже гораздо более мощную БЧ массой 308 кг (общий же вес вырос до 923 кг).

Самая разрушительная из торпед, предназначенных для использования на B6N была Тип 91 Каi 7 Kо. Это был монстр длиной 5710 мм, весил 1055 кг, из которых 420 кг занимала боевая часть. Торпеда имела дальность 1500 м и допускала сброс на скорости 648 км/ч с высоты до 600 м.

(c) Евгений Аранов






 ЛТХ:
Модификация   B6N2
Размах крыла, м   14.90
Длина, м   10.40
Высота, м   3.70
Площадь крыла, м2   37.25
Масса, кг  
  пустого самолета   3225
  нормальная взлетная   5200
Тип двигателя   1 ПД Мицубиси МК4Т Касей -25
Мощность, л.с.   1 х 1850
Максимальная скорость , км/ч   463
Крейсерская скорость , км/ч   330
Практическая дальность, км   3500
Максимальная скороподъемность, м/мин   455
Практический потолок, м   8660
Экипаж, чел   3
Вооружение:

 один 13-мм пулемет тип 2 в распоряжении стрелка-радиста в задней части кабины и 7,7-мм пулемет тип 97 в люковой установке вниз;
 до 800 кг бомб или торпеда.


 Доп. информация :


 Чертеж "Nakajima B6N Tenzan"
 Статья "Палубные торпедоносцы японских ВМС"
 Фотографии:

 Прототип B6N1
 Прототип B6N1 во время испытаний
 B6N1
 B6N2
 B6N2
 B6N2
 B6N2
 B6N2
 B6N захваченный союзниками, хорошо видно складывающееся крыло большой площади
 Кабина пилотов B6N2

  Схемы:

 B6N2

  Варианты окраски:

 B6N2

 



 

Список источников:

Евгений Аранов. Палубный бомбардировщик-торпедоносец Nakajima В6N Tenzan
Андрей Фирсов. Авиация Японии
Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War
NTW. Krzysztof Zalewski. Samolot bombowo-torpedowy Nakajima В6N Tenzan/Jill
Air Magazine. Martin Ferkl. Montagne Divine. Le Nakajima В6N Tenzan "Jill"


Уголок неба. 2013  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: