главная авиация первой мировой бомбардировщики
   Hannover CL.II(IV)
       
Разработчик: Hannover
Страна: Германия
Первый полет: 1917
Тип: Истребитель сопровождения и ударный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1915 г. компания "Ганноверше Ваггонфабрик" (Hannoversche Waggonfabrik AG), специализировавшаяся на производстве железнодорожного подвижного состава, по предложению Министерства авиации организовала в Ганновере самолетостроительное отделение и приступила к выпуску лицензионных самолетов Авиатик С I и Румплер С Ia, a позже - Хальберштадт 1) II. Накопленный опыт позволил главному конструктору фирмы, известному немецкому авиатору Герману Дорнеру в начале 1917 г. разработать свою концепцию самолета сопровождения бомбардировщиков и взаимодействия с наземными войсками. Прототип новой машины совершил первый полет 21 июля 1917 г.

Самолет, получивший обозначение Ганновер CL II, представлял собой двухместный биплан деревянной конструкции с хорошей аэродинамикой. В качестве силовой установки использовался рядный двигатель Аргус As.III. Создатели машины стремились добиться максимально возможной для биплана зоны обстрела турельной установки. Для этого вертикальное хвостовой оперение было сделано минимальной площади, а горизонтальное, с целью уменьшения размаха, выполнено бипланным.

Верхнее крыло было опущено почти до фюзеляжа. Пулемет устанавливался на высокой стойке, закрепленной на подвижном кольце турели, и мог вести огонь поверх крыла. Скосы фюзеляжа в верхней носовой части и низкое верхнее крыло давали летчику достаточный обзор и на взлетно-посадочных режимах, и во время полета. Самолет показал хорошие летно-тактические данные, был очень маневренным, имел прочную конструкцию и мог вести воздушные бои с истребителями. В августе 1917 г. военное командование заказало 200 экземпляров, а через месяц - еще 300. Первые машины прибыли на фронт в октябре 1917 г. и сразу завоевали огромную популярность у экипажей. На начальном этапе самолеты преимущественно использовались для сопровождения разведчиков и бомбардировщиков. Компактная компоновочная схема машины часто вводила в заблуждение летчиков-истребителей противника, которые были уверены, что вступают в бой с одноместным немецким истребителем. Огонь стрелка был для них полной неожиданностью.

Среди всех двухместных машин первой мировой войны самолеты Ганновер CL II имели наименьший процент потерь и наибольший процент побед (относительно боевых самолето-вылетов). Известен случай, когда экипаж CL II в составе пилота сержанта Бауэра и летчика-наблюдателя лейтенанта Хенгла сбил в одном бою 4 (из 10 атаковавших) истребителя SPAD XIII, а после продолжил корректирование огня немецкой артиллерии.

С февраля 1918 г. к производству самолетов была подключена компания "LFG Роланд". Изготовленные этой фирмой машины имели обозначение Ганновер CL II (Rol.). Всего было построено 433 экземпляра CL II.

В ходе серийного выпуска самолет неоднократно модернизировался. Так, Ганновер CL III был оснащен двигателем Мерседес D.III (160 л. с.) и отличался крыльями с небольшой стреловидностью и увеличенной площадью элеронов. Верхнее крыло было незначительно приподнято над фюзеляжем. Одновременно убрали стойки бипланного стабилизатора. Эти изменения были внесены в конструкцию самолета в ответ на критику со стороны экипажей на недостаточную скорость крена. Этот параметр был особенно важен для версии штурмовика, работавшего на предельно низких высотах. В 1918 г. с двигателем D.III было изготовлено 80 машин.

Затем на самолеты вновь стали устанавливать Аргус As.III (CL IIIa 611 экземпляров), так как "мерседесами" стали комплектовать только истребители. Испытывались опытные модификации CL IIIb с двигателем NAG (190 л. с.) и CL IIIc с новой бипланной коробкой.



     



 Модификации :

 CL.II

 первоначальный серийный вариант.

 СL.IIa

 обозначение самолетов CL.II, выпускавшихся по субдоговору компанией Luftfahrtzeug Gesellschaft GmbH. 

 CL.III

 вариант самолета с двигателем Mercedes D.III

 CL.IIIa

 вариант самолета с двигателем Arsus As.III

 CL.IIIb

 переобозначение одного самолета CL.III после установки на него для испытаний двигателя NAG мощностью 190 л.с. 

 CL.IIIc

 обозначение экспериментального варианта модели СL.III с двухстоечным крылом.

 СL.IV

 вариант самолета с двигателем Maybach

 СL.V  уменьшенный вариант с двигателем BMW IIIa



 ЛТХ:
Модификация   CL.II   CL.IIIa
Размах крыла, м   11.95   11.70
Длина, м   7.80   7.80
Высота, м   2.75   2.80
Площадь крыла, м2   33.80   32.70
Масса, кг    
  пустого самолета   750   780
  нормальная взлетная   1110   1120
Тип двигателя   1 ПД Argus As III   1 ПД Argus As III
Мощность, л.с.   1 х 180   1 х 180
Максимальная скорость , км/ч   165   165
Крейсерская скорость , км/ч   141   141
Продолжительность полета, ч.мин   3.30   3.00
Максимальная скороподъемность, м/мин    
Практический потолок, м   7500   7500
Экипаж, чел   2   2
    один передний 7.92-мм пулемет LMG 08/15 и
  один-два 7.92-мм пулемет Parabellum на вращающемся кольцевом креплении в задней кабине.


 Доп. информация :


 Чертеж "
Hannover CL.II"
 Фотографии:

 Прототип CL.II
 CL.II
 CL.II
 CL.II (Rol)  выпущенный на фабрике LFG Roland
 CL.IIIa
 CL.IIIa
 CL.IIIa
 CL.IV

  Схемы:

 CL.II   (c) Вячеслав Кондратьев

  Варианты окраски:

 CL.II     (c) R. N. Pearson
 CL.II   ВВС Польши  (c) R. N. Pearson
 CL.III    (c) Михаил Быков
 CL.III  
 CL.III  ВВС Латвии   (c)  Arvo Vercamer

 



 

Список источников:

В. Обухович, А. Никифоров. Самолеты первой мировой
Вячеслав Кондратьев. Фронтовые самолеты Первой Мировой
Windsock. P.M. Grosz. Hannover CL.III
Latvianaviation.com. Hannover CL.III
1000aircraftphotos.com. Hanover CL.IV


Уголок неба. 2012  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: