Реклама...

    


 
главная авиация первой мировой бомбардировщики
   B2M
       
Разработчик: Mitsubishi
Страна: Япония
Первый полет: 1928
Тип: Бомбардировщик-торпедоносец
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1927 году фирма Mitsubishi, озабоченная не слишком высокими характеристиками только что принятого на вооружение палубного торпедоносца Mitsubishi В1М выступила с инициативой обновления парка палубной авиации Императорского флота Японии. В отличие от проекта В1М, разрабатываемого в Японии, хотя и при содействии английского конструктора из Сопвич Герберта Смита, заказ на новый торпедоносец было решено разместить в Англии целиком на конкурсной основе. В следующем году было представлено три проекта. Первый, получивший внутрифирменное обозначение 3MR3, представил Герберт Смит, работавший по контракту на Mitsubishi после распада фирмы Сопвич. Второй 3MR4 √ от английской фирмы Blackburn и третий, 3MR5 представила фирма Handley Page.

Победителем был выбран проект Blackburn T.7B, разработанный главным конструктором фирмы G.E. Petty . Проект Blackburn T.7B представлял собой, по сути, увеличенной в размерах модификацией серийного английского торпедоносца T.5 "Ripon" с элементами дизайна торпедоносца BT1 "Beagle". С фирмой был заключен контракт на постройку прототипа, который был выполнен в конце 1929 года. 28 декабря 1929 года Blackburn T.7B впервые поднялся в воздух с заводского аэродрома Блэкберн в Бро, Йоркшир. Испытания прошли вполне благополучно и опытный экземпляр с комплектом документации был отправлен в Японию 3 января 1930 года. В течение 1930-32 годов уже в Японии были построены еще три прототипа с некоторыми изменениями.

Длительные трудности с освоением в производстве торпедоносца 3MR4 не позволили принять новую машину флотом до марта 1932 года. К тому же флотское руководство никак не могло решить, для каких задач в большей степени нужен новый самолет. В конце концов было решено использовать детище Блэкбёрна именно в качестве торпедоносца и он наконец был принят на вооружение под обозначением "Палубный штурмовик флота Тип 89 Модель 1" или В2М1. Первые серийные В2М1 начали поступать в войска с начала 1933 года.

В2М1 представлял собой трехместный биплан, оснащенный рядным двигателем Hispano-Suiza Type 51-12Lbr мощностью 625 л.с. Силовой набор металлический, крылья и оперение с хвостовой частью фюзеляжа были обшиты полотном, носовая часть фюзеляжа по заднюю кабину стрелка обшивалась дюралем. В нижнем крыле имелись герметичные воздушные мешки, служившие поплавками для поддержания плавучести самолета в случае аварийной посадки на воду. Экипаж составлял три человека √ пилот, радист и стрелок-наблюдатель в случае применения самолета в качестве разведчика, и два человека √ в варианте торпедоносца. Вооружение самолета составляли четыре пулемета калибра 7.7 мм √ один передний, Vickers-E неподвижный, синхронный, два Lewis в кольцевой турели стрелка и один в кинжальной нижней установке через люк в полу. На внешней подвеске самолет нес одну 800-кг торпеду, дополненную шестью осветительными бомбами на подкрыльевых подвесках. Правда, при этом экипаж сокращался до двух человек, а запас топлива до 380 литров, вместо 765 литров, которые можно было залить в баки при нормальной загрузке в 500 кг. Обычно В2М брал две 100-кг бомбы на подфюзеляжных подвесках тандемом плюс несколько легких бомб под крыло.

В процессе серийного выпуска двигатель был заменен на лицензионный Mitsubishi-Hispano Тип 7 мощностью 650 л.с. По сравнению с прототипами на серийных В2М1 был введен киль более округлой формы, более обтекаемая носовая часть и выдвижной радиатор.

В 1934 году в серию пошла улучшенная версия Тип 89 Модель 2" или В2М2. Суть модернизации свелась к улучшению технологичности сборки, кроме того был уменьшен размах крыла и введено новое вертикальное оперение треугольной формы. В результате всех этих ухищрений самолет стал чуть более скоростным, но в целом, его летно-технические характеристики почти не изменились. Кроме того, импортное стрелковое вооружение заменили на отечественные пулеметы Тип 89 √ лицензионные Vickers.

Общий объем выпуска торпедоносцев В2М обеих версий составил 204 экземпляра. Они так и не заменили в частях более раннюю модель В1М. В 1935 году выпуск их был прекращен и в серию пошел новый палубный торпедоносец В3Y, разработанный 1-м военно-морским арсеналом Yokosho. Но и новый торпедоносец, ввиду далеко невыдающихся данных, не стал основным в палубных эскадрильях. В результате к началу боевых действий в Китае 1937 года японский флот одновременно использовал три типа палубных бомбардировщиков-торпедоносцев. И так получилось, что все три типа машин этого класса разных поколений - Mitsubishi B1M и B2M, Yokosho В3Y, были выведены из состава боевых эскадрилий практически одновременно, когда им на смену пришел новейший Yokosuka B4Y, впрочем, тоже долго не задержавшийся на вооружении. Но это уже другая история.

Торпедоносцы В2М служили на авианосцах "Рюйё" , "Акаги" и "Кага" с 1933 по 1937 год, а также в береговом Tateyama kokutai. В конце своей карьеры некоторое количество числилось в авиационных школах.

Боевые действия с участием В2М свелись к поддержке своих войск в ходе 2-го японо-китайского инцидента 1937 года. В период между 10 и 20 августа 1937 года поддержку высадившимся японским войскам в районе Шанхая оказывал авианосец "Кага" , имевший на борту 22 торпедоносца В2М, позднее к нему присоединились авианосцы "Ryujo", имевший на борту девять торпедоносцев этого типа.

Тогда же появились и боевые потери. 15 августа полковник Kao Chi-Hang, командир 4-й истребительной группы повел на перехват японского соединения из двенадцати В2М с авианосца Кага двадцать один свой истребитель Hawk III. В этом бою китайские летчики заявили семнадцать сбитых японских самолета Тип 89 √ больше, чем их было в наличие. Реальные потери японцев составили шесть торпедоносцев сбитых и два В2М сели на воду в заливе Хангчоу. Сам полковник Као сбил один из В2М с краю формации и тут же атаковал другой, но сам попал под пулемет стрелка, был ранен в руку и с остановившимся мотором сел на вынужденную. В этом же бою отличился лейтенант Wang Wen-Hua, сбив два В2М в одной атаке. Причем, один из членов экипажей японских самолетов молодой унтер-офицер спасся с парашютом и позднее перешел на сторону китайцев.

Судя по всему это был единственный эпизод с участием палубного бомбардировщика-торпедоносца Тип 89 √ В2М. В течение лишь одного боевого вылета авианосец "Кага" потерял две трети своей ударной группы торпедоносцев, включая погибшего командира группы коммандера Iwai и его заместителя, которые, судя по всему, пали жертвой лейтенанта Tan Won. После этого, авиагруппа "Кага" была переформирована, а старые В2М заменены на новейшие торпедоносцы Yokosuka B4Y.

(c) Евгений Аранов







 ЛТХ:
Модификация   В2М1
Размах крыла, м   15.22
Длина, м   10.27
Высота, м   3.71
Площадь крыла, м2   62.40
Масса, кг  
  пустого самолета   1840
  нормальная взлетная   3600
Тип двигателя   1 ПД Hispano-Suiza 12Lb
Мощность, л.с.   1 х 650
Максимальная скорость , км/ч   213
Крейсерская скорость , км/ч   184
Практическая дальность, км   960
Практический потолок, м   4500
Экипаж, чел   3
Вооружение:   два 7,7 мм пулемета
  одна 800 кг торпеда и шесть легких бомб


 Доп. информация :


  Фотографии:

 B2M1
 B2M1
 B2M1
 B2M1
 B2M1
 B2M1
 B2M2
 B2M2

  Схемы:

 B2M2

  Варианты окраски:

 B2M1     (c) Sidnei Eduardo Maneta
 B2M2     (c) Sidnei Eduardo Maneta

 



 

Список источников:

Евгений Аранов. Палубные торпедоносцы
Naval Institute Press. Robert C. Mikesh, Shorzoe Abe. Japanese aircraft 1910 to 1941 
Shuppan Kyodo. Encyclopedia of Japanese aircraft


Уголок неба. 2013  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: