Уголок неба ¦ Микоян, Гуревич Р-500

Реклама...

    


 
 
главная беспилотные аппараты
   Р-500
       
Разработчик: Микоян, Гуревич
Страна: СССР
Первый полет: Проект
Тип: БПЛА-перехватчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1958-м в ходе всеобщей "ракетизации" страны ведущие самолетостроительные фирмы стали заниматься созданием несвойственной им. ранее ракетной техники. Так, в ОКБ-145 под руководством А.С.Яковлева началась разработка перехватчика Як-35МВ с ракетой класса "воздух-воздух" К-35. В ОКБ П.О.Сухого и А.И.Микояна для перехватчиков Т-37 и Е-150 проектировались ракеты К-9-51 и К-9-155.

ОКБ-155 (ныне ОКБ А.И. Микояна) в июне 1958-го получило задание на экспериментальный беспилотный перехватчик класса "земля-воздух" Р-500 (КР-500), предназначенный для поражения высотных скоростных самолетов, крылатых ракет на встречных и встречно-пересекающихся курсах. При этом дальность перехвата должна была находиться в пределах 800-1000 км, высота - 25-30 км при маршевой скорости 4700 км/ч. Эскизное проектирование Р-500 завершилось в 1960-м.

Комплекс С-500 с перехватчиками предназначался для обороны крупных районов. В его состав входили несколько РЛС наведения и ряд пусковых установок с перехватчиками. Запуск мог производиться вертикально или наклонно как со стационарных пусковых установок с автоматическими системами заряжания, так и с самоходных, имевших по одному перехватчику каждая.

Р-500, выполненный по самолетной схеме, имел высокорасположенное тонкое треугольное крыло со срезанными концами без элеронов. Киль и стабилизатор цельноповоротные, последний с дифференциальным (для управления по крену и тангажу) отклонением. В дальнейшем планировалось на Р-500 применить газодинамическое управление для перехвата целей, летящих на высотах более 35 км.

Двигательная установка состояла из сверхзвукового прямоточного ВРД, подвешенного на пилоне под фюзеляжем, и двух твердотопливных стартовых двигателей (в любом варианте базирования). Ускорители поднимали перехватчик на высоту 4000 м и разгоняли его до скорости, соответствующей числу М=2, необходимой для запуска ПВРД. ПВРД РД-085 разрабатывался в ОКБ-670 под руководством М.М.Бондарюка. Его предэскизный проект выпустили в ноябре 1960-го. В центральном теле двигателя размещались турбонасосный агрегат и регулятор подачи топлива. ПВРД имел форсажный режим, включавшийся в конце атаки для подъема перехватчика на крутом кабрировании до высоты около 35 км. Прямоточный двигатель, хотя и наилучшим образом обеспечивал необходимые параметры полета, но без специальных мер не позволял выходить на большие углы атаки и скольжения из-за возможности срыва горения в камере сгорания). Поэтому прорабатывались и другие варианты маршевой силовой установки, в том числе и с жидкостным и твердотопливным двигателями и их всевозможные комбинации.

Оборудование Р-500 включало: автопилот, турбогенераторный электроагрегат, головку самонаведения и станцию наведения с линией передачи команд с земли, а также неконтактный взрыватель, система госопознавания.

Выведение перехватчика в зону захвата цели должно обеспечиваться наземной станцией наведения систем "Воздух-1 " и "Луч" или с помощью навигационной аппаратуры. На первом этапе полета Р-500 достигал высоты 15-18 км, имея постоянную скорость, соответствовавшую числу М=3,5, затем цель захватывалась радиолокационной ГСН и перехватчик поднимался примерно на 25 км, разгоняясь до М=4,3, и лишь после этого следовал короткий бросок на большие высоты. Атака могла проводиться как в горизонтальном полете, так с пикирования или кабрирования в зависимости от взаимного расположения цели и перехватчика. На весь полет отводилось около 20 минут.

Заказчик одобрил предложенный проект, но к началу 1961-го работы по нему прекратились. Причина этого довольно проста - отсутствие для него целей. Все прогнозы и проработки инженеров гиперзвуковых и сверхвысотных летательных атмосферных аппаратов оказались ни чем иным, как сказкой.


 

 


 ЛТХ:
Модификация   Р-500
Размах крыла, м   6.06
Длина, м   11.77
Высота, м   2.73
Диаметр фюзеляжа, м   0.95
Масса, кг  
  пустого самолета  
  максимальная взлетная  
Тип двигателя   1 ПРД РД-085
Тяга, кгс   1 х 10600
Максимальная скорость, М   4.3
Продолжительность полета, мин   20
Практический потолок, м   25000


 Доп. информация :


  Схемы:

 Р-500

 



 

Список источников:

Крылья Родины. Евгений Ерохин. Забытый проект
История конструкций самолетов в СССР. 1951-1965 г.г.


Уголок неба. 2009 



 

  Реклама: