главная послевоенная авиация бомбардировщики
   Ту-96
       
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1956
Тип: Стратегический бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Еще на этапе эскизного проектирования самолета ╚95╩ прорабатывался его высотный (с рабочим потолком 16000-17000 м) вариант ╚96╩ (Ту-96) с крылом увеличенной площади и ТВД ТВ-16, способными сохранять свои характеристики на этих высотах. 29 марта 1952 г. вышло соответствующее постановление Совмина. Самолет предполагалось построить в двух экземплярах с передачей первого на заводские испытания в июле 1954 г. и на государственные - в декабре того же года. ОКБ-276 обязали передать ТВ-16 на стендовые испытания в январе, а на летные - в июне 1954 г.

Высотный двигатель ТВ-16 представлял собой развитие ТВ-12 с проектной максимальной взлетной мощностью 12500 э.л.с., максимальной мощностью на высоте 14000 м при скорости полета 850 км/ч - 12000 э.л.с., удельным расходом топлива на максимальном режиме - 0,135 кг/э.л.с. в час. ╚Сухой╩ вес двигателя не должен был превышать 3100 кг. ОКБ-120 под руководством К.И.Жданова поручалось изготовить новые винты с полыми стальными лопастями взамен цельнодюралевых, применявшихся на ТВ-12.

Эскизный проект самолета ╚96╩ закончили к марту 1953 г. По расчету бомбардировщик при взлетной массе 155 т и крейсерской скорости 800 км/ч имел практическую дальность полета 16200 км (с 7% остатком топлива), а максимальную техническую дальность - 18000 км. Максимальная расчетная скорость - 902 км/ч. От Ту-95 самолет отличался крылом увеличенной площади (345,5 м2) и размаха (51,4 м) с несколько большей стреловидностью в средней части. Другое отличие - увеличенная передняя кабина экипажа. Кормовую артустановку предполагалось оснастить новой прицельной РЛС ╚Ксенон╩. В состав навигационного оборудования включалась система дальней радионавигации ╚Меридиан╩ и система слепой посадки ╚Материк╩. Самолет предполагалось оснастить новыми радиостанциями дальней связи (РПДС и РПС) и системой опознавания (опросчик ╚Хром╩ и ответчик ╚Никель╩).

Подготовка к строительству первого экземпляра ╚96╩ на куйбышевском авиазаводе началась еще в феврале 1953 г., однако после катастрофы ╚95-1╩ эти работы приостановили, сосредоточив основное внимание на ╚дублере╩. Срок сдачи ТВ-16 перенесли на декабрь 1954 г., а Ту-96 в целом - на июль 1955 г., но готов он был только через год. Опытный двигатель ТВ-16 работал в более напряженном режиме, чем ТВ-12, в ходе его стендовых испытаний имели место многочисленные отказы. ОКБ-276 так и не сумело довести его, и на опытный Ту-96 вынужденно поставили НК-12. С этими двигателями самолет летом 1956 г. начал проходить испытания. С НК-12, а позднее с НК-12М летные характеристики машины оказались ниже, чем расчетные с ТВ-16. Практический потолок составлял всего 12400 м, максимальная техническая дальность - 15000 км, максимальная скорость - 880 км/ч.

К тому времени сама концепция стратегического высотного бомбардировщика утратила актуальность. Принимая во внимание появление в системе ПВО вероятного противника высотных сверхзвуковых перехватчиков и зенитных управляемых ракет, военные отказались от попыток получить неуязвимый дозвуковой самолет. Их стали интересовать стратегические самолеты-носители ракет класса ╚воздух-поверхность╩. Поэтому еще в марте 1956 г. правительство приняло решение о прекращении работ по самолету ╚96╩, а опытный бомбардировщик использовался в качестве летающей лаборатории до конца 50-х гг.

На базе этого самолета прорабатывался вариант составной ударной стратегической системы из Ту-96 и носителя ядерного боеприпаса самолета ╚100╩, который проектировался туполевцами как в пилотируемом, так и в беспилотном вариантах. По замыслу разработчиков, Ту-96 должен был доставить самолет ╚100╩ на дистанцию до 3000 км от цели, затем подвесной бомбардировщик отделялся и начинал действовать самостоятельно. После нанесения ядерного удара самолет ╚100╩ должен был возвратиться на территорию СССР. Работы по составной стратегической системе из стадии технического предложения не вышли.





 



 



 ЛТХ:
Модификация   Ту-96
Размах крыльев, м   51.40
Длина, м   46.20
Высота, м   12.35
Площадь крыла, м2   345.50
Масса, кг  
  пустого самолета   92000
  максимальная взлетная   190000
Тип двигателя   4 ТВД НК-12М
Тяга, кгс   4 х 15000
Максимальная скорость, км/ч   880
Крейсерская скорость, км/ч   720
Дальность полета, км   15000
Практический потолок, м   12400
Экипаж, чел   8
Вооружение:

  6 спаренных 23-мм пушек АМ-23, расположенных 3 оборонительных установках: верхней ДТ-В12, нижней ДТ-Н12, и кормовой ДК-12. Общий боезапас - 2500 выстрелов.
 до 12000 кг боевой нагрузки


 Доп. информация :

  
 



 

Список источников:

Авиация и Космонавтика. Владимир Ригмант. Рождение Ту-95
Авиация и Время. Владимир Ригмант, Ефим Гордон. Цель- Америка
Авиация и Космонавтика. Владимир Ригмант. Ту-95
Крылья Родины. Николай Якубович. Межконтинентальный бомбардировщик: Еще раз о Ту-95 и его модификациях
Авиация и Время. Ту-95, постановка задачи
Крылья Родины. Дмитрий Антонов, Владимир Ригмант. Из досье русского "медведя"
Вестник Воздушного Флота. Владимир Ригмант. Туполевские "Ястребы"
Роман Астахов. Русская Сила. Стратегический бомбардировщик и ракетоносец Ту-95
Техника и вооружение. Р.Ангельский. Средство доставки
Владимир Ригмант. Под знаками "АНТ" и "ТУ"
ОАО "Туполев" : От АНТ-1 до Ту-334


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: