главная авиация второй мировой штурмовики
   ЛТ (САМ-23)
       
Разработчик: Москалев
Страна: СССР
Первый полет:
Тип: Легкий штурмовик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Во время Великой Отечественной войны А. Москалев, как оказалось, занимался не только десантными планерами. В материалах Новосибирского филиала ЦАГИ сохранился проект оригинальной летающей танкетки-штурмовика "ЛТ" с мотором М-11 (имевшей также заводское обозначение "САМ-23", перешедшее позже к тяжелому десантному планеру). Работы по машине на заводе No.499 вел конструктор Некрасов. К концу мая 1942 г. проект был готов и 14 сентября передан в ЦАГИ для получения заключения. Чем была вызвана эта трехмесячная задержка, пока не ясно, но в пояснительной записке к проекту имеются строки: "Исследования движения машины по земле...", которые позволяют предполагать, что за это время был построен опытный экземпляр штурмовика.

Самолет представлял собой одноместный высокоплан, выполненный по двухбалочной схеме, отработанной Москалевым еще на САМ-13. Фюзеляж имел ферменную конструкцию с дюралевой обшивкой. Крыло профиля Р-II-с однолонжеронной схемы, целиком из дерева, с фанерной и полотняной обшивкой, было снабжено предкрылками и щелевыми закрылками. Шасси неубирающееся, колеса баллонного типа 470 х 210 мм. Мотор находился в задней части фюзеляжа и снабжался толкающим винтом.

Кабина летчика со всех сторон защищалась бронеплитами толщиной 3 мм (спереди 4-5 мм) и имела бронированное сиденье, как у Ил-2. На козырьке фонаря монтировалось бронестекло. Летчик попадал в кабину через дверцу автомобильного типа па левом борту.

Состав вооружения для самолета весом чуть более одной тонны был очень мощным: две пушки ШВАК с боекомплектом по 200 (в перегрузку по 500) снарядов; два ШKACa с боезапасом по 1500 (2000) патронов; четыре (шесть) РС-82 или 400 кг бомб (на двух держателях за счет PC и перегрузки). По расчетам, при установке более мощного мотора (например, М-34) можно было еще усилить бронирование и вооружение, а общий вес боевой нагрузки увеличить до 1500 кг.

Самым необычным в этом самолете являлся способ его боевого применения. Огонь по врагу должен был вестись с бреющего бега-полета с высоты всего четыре-пять метров! Устройством, обеспечивавшем бег, являлся специальный выпускавшийся сошник. Конец его соприкасался с землей и таким образом отслеживал все неровности почвы. Возникавшие при контакте сошника с препятствиями моменты и угловые скорости. по расчетам, находились в пределах физических возможностей летчика и могли быть своевременно парированы им.

Считалось, что на такой высоте и при скорости бега-полета 150-180 км/ч самолет может быть малоуязвим для противника. Летающая танкетка могла перепрыгивать и перелетать препятствия, а также, имея расчетный потолок в 1210 м, атаковать наземные цели обычным для самолетов способом. Малые размеры, по мнению конструктора, позволяли САМ-23 стартовать с обычных дорог и, при необходимости, рулить по ним, скрытно выдвигаясь к месту внезапной атаки.

Основными целями для своего штурмовика Москалев считал живую силу, технику и укрепления на переднем крас обороны противника. "Хвост"-сошник танкетки (усиленный стальной трубой и имевший амортизатор), но замыслу конструктора, кроме своей основной функции должен был также служить для разрушения легких укреплений и проволочных заграждений.

Проект не получил одобрения ЦАГИ из-за слабого бронирования, низкой тяговооруженности. Главные же отмечавшиеся недостатки - необходимость летчику постоянно парировать пикирующий момент, возникающий при движении сошника по препятствиям, а также угроза капотирования при разрушении сошником укреплений и проволочных заграждений.

 



 ЛТХ:
Модификация   ЛТ
Размах крыла, м   5.57
Длина, м   7.20
Высота, м   2.00
Площадь крыла, м2   7.75
Масса, кг  
  пустого самолета   534
  нормальная взлетная   1128
Тип двигателя   1 ПД М-11
Мощность, л.с.   1 х 100
Максимальная скорость , км/ч   188
Крейсерская скорость , км/ч  
Продолжительность полета, ч   2
Скороподъемность, м/мин   34
Практический потолок, м   1210
Экипаж, чел   1
Вооружение:   две 20-мм пушки ШВАК с боекомплектом по 200 (в перегрузку по 500) снарядов;
 два 7.62-мм пулемета ШKACa с боезапасом по 1500 (2000) патронов;
 четыре (шесть) РС-82 или
 400 кг бомб (на двух держателях за счет PC и перегрузки)


 Доп. информация :


  Фотографии:

 ЛТ

  Схемы:

 ЛТ   (c) Herbert Leonard

 



 

Список источников:

Мир Авиации. Сергей Кузнецов. "Змей-горыныч" Александра Москалева 
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов
Le Fana de l'Aviation. Herbert Leonard. Moskalyev "LT" ou SAM-23


Уголок неба. 2014  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: