Реклама...

Читать статью Порядок чтения книг Виктора Пелевина
    


 
главная авиация второй мировой штурмовики
   Ki-98
       
Разработчик: Mansyu
Страна: Япония
Первый полет:
Тип: Многоцелевой истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


В конце 1942 года Коku Hombu начал поиск перспективных конструкций новых самолетов с целью дальнейшей замены устаревающего авиапарка, находящегося в эксплуатации. Особое место среди них занимали типы самолетов тяжелого истребителя-штурмовика и высотного истребителя-перехватчика. Фирмам Nakajima и Tachikawa было предложено разработать конструкцию последнего, которые впоследствии трансформировались в перехватчики Ki-87 и Кi-94, соответственно. Конструкция многоцелевого самолета Kawasaki Ki-102 привлекла внимание Koku Hombu как претендент на занятие ниши истребителя-штурмовика. Тем не менее, конструкция Kawasaki не являлась неоспоримым победителем, конкуренцию ей составила небольшая манчжурская авиастроительная фирма "Manshukoku Hikoki Seizo K.K.", более известная как "Manshu", которая была основана в 1938 году. "Manshu", была дочерней компанией “Nakajima Hikoki K.K.” и производила по лицензии известный истребитель Ki-27 “Nate”, а поздее, Ki-84 "Frank" разработки Nakajima. "Manshu", также имела несколько своих собственных проектов, но только один из них производился серийно, - Ki-79 – учебно-тренировочный самолет повышенной летной подготовки, разработанный на базе истребителя Ki-27. Главный завод "Manshu", был расположен в Харбине, столице прояпонского марионеточного государства Маньчжоуго. Узнав о желании Коku Hombu объявить конкурс на создание самолетов новых типов, "Manshu" постаралась обобщить для себя оптимальные требования по новому истребителю. К проекту были привлечены два лучших инженера компании Noda и Hayashi, что привело к созданию проекта самолета нетрадиционной схемы, - одномоторного истребителя с толкающим винтом двухбалочной конструкции.

Сердцем самолета должен был стать радиальный 18-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Mitsubishi Ha-211-III, установленный в фюзеляже позади кабины. Четырехлопастный толкающий винт, расположенный в конце центральной гондолы, приводился во вращение посредством двухметрового вала. Для улучшения аэродинамических свойств для охлаждения двигателя конструктора отказались от стандартных воздухозаборников, применив оригинальные "жабры", расположенные позади кабины летчика в верхней части фюзеляжа-гондолы . Для увеличения потока воздуха к двигателю, он был оснащен вентилятором, приводимым во вращение он двигателя же, но расположенном перед ним. Воздушные каналы охлаждения заканчивались позади двигателя, непосредственно перед воздушным винтом рядом небольших сопел. Крылья, профиля, близкого к ламинарному, были расположены в нижней части фюзеляжа, от каждого крыла шла длинная тонкая хвостовая балка, каждая из которых заканчивалась килевой шайбой яйцевидной формы, соединявшиеся между собой горизонтальным стабилизатором, конструкция, весьма напоминавшая внешне оперение американского истребителя Р-38.

На самолете было применено трехколесное шасси с носовой стойкой, которая убиралась назад в нишу под кабиной, основные стойки убирались внутрь хвостовых балок. Так как кабина пилота находилась достаточно высоко над землей, доступ в кабину был через нишу носового шасси. В случае аварийного покидания самолета у пилота было на выбор два варианта. Он мог выбраться традиционно через сбрасываемый фонарь кабины, чтобы почти гарантированно попасть в мясорубку заднего винта и расположенного вверху стабилизатора. "Manshu" рекомендовался второй вариант покидания самолета, через люк в нижней части самолета. Это позволяло пилоту избежать столкновения со стабилизатором, и несколько увеличивало шансы не попасть в винт.

Тем не менее, шансы на выживание у пилота все равно были невелики и в "Manshu" знали об этом недостатке в конструкции. Каплевидный фонарь кабины обеспечивал отличный обзор во все стороны. Вооружение предполагалось очень мощным, две 20-мм пушки Но-5 и одна 37-мм пушка Но-204. Все орудия были сконцентрированы в носовой части центральной гондолы, причем, стволы пушек сильно выступали вперед из-за относительно короткого фюзеляжа-гондолы и недостатка места.

Как только эскизный проект истребителя был завершен, "Manshu" представил его Коku Hombu. Несмотря на нетрадиционную конструкцию он был принят обозначен Ki-98, и работы по нему было разрешено продолжить. Интересно, что Коku Hombu отклонил проект Tachikawa Ki-94 в связи с тем, что тот был похож по своей концепции на Кi-98. Имея одобрение и поддержку IJAF, рабочий проект Ki-98 был завершен к июлю 1943 года. Затем был построен полномасштабный деревянный макет, который был завершен в декабре. Проектные работы продолжались и в начале 1944 года с целью некоторой доработки конструкции Ki-98. Макет самолета был отправлен в Японию для испытаний в аэродинамической трубе на Rikugun Kokugijutsu Kenkyujo. К сожалению, для "Manshu", ухудшение военной ситуации в Японии, привело к тому, что некоторые из сотрудников фирмы были переведены на другие работы, связанные с налаживанием производства серийных машин, или просто перешли на работу в другие ведомства, а это, в сочетании с множеством изменений конструкции сильно замедляло работу над Ki-98. Тем не менее, испытания в аэродинамической трубе показали отличные результаты и на "Manshu" приступили к подготовке постройки прототипа.

Весной 1944 года Koku Hombu поручил Rikugun Kokugijutsu Kenkyujo информировать руководство "Manshu", что Кi-98 должн быть адаптирован на роль высотного истребителя. Получив это известие, "Manshu" была вынуждена существенно изменить существующую конструкцию под новые требования, что еще более затормозило работы.

Одним из наиболее важных изменений было необходимость, использовать двигатель с турбонагнетателем, в результате Ha-211-III заменялся на Mitsubishi Ha-211 Ru, существенно больших размеров. Турбонагнетатель требовал соответствующих дополнительных трубопроводов, которые, конечно, не были первоначально включены в конструкцию.Новый двигатель был намного больше, чем оригинальный, и это вынудило удлинить и расширить фюзеляж. Поскольку был применен новый винт большего диаметра, хвостовые балки пришлось разнести дальше друг от друга и, как следствие, крылья должны были быть также переработаны. Наконец, планер должен был быть усилен в связи с подросшей массой конструкции. Другое изменение предусматривало облегчение покидания самолета пилотом в аварийной ситуации. Учитывая большие трудности в этом, был предусмотрен отказ от покидания самолета через отсек носового шасси, а также в конструкцию были включены взрывные болты для аварийного отстрела лопастей винта и хвостового оперения. Таким образом, пилот мог выбраться из самолета в экстренной ситуации более традиционным способом. Вооружение Ki-98 осталось неизменным. Переработанный проект был готов к октябрю 1944 года, затем последовал новый этам макетирования перепроектированного фюзеляжа. Руководство "Manshu" рассчитывало, что первый прототип будет закончен и готов к летным испытаниям в начале 1945 года. Эти планы рухнули после рейда американских бомбардировщиков на Харбин 7 декабря 1944 года. Таким образом работы по строительству прототипа Кi-98 начались только в середине января 1945 года. Несмотря на попытки "Manshu" ускорить темп работ, реалии по-прежнему отставали от планов.

В начале августа 1945 года, фюзеляж, крылья и хвостовые балки были завершены и подготовлены к монтажу. Однако 8 августа 1945 года Советский Союз объявил войну Японии и начал вторжение в Манчжурию на следующий день. Императорская армия Манчжоуго и японская Квантунская армия были не в состоянии остановить волну советских войск.

На "Manshu" было решено уничтожить всю соответствующую документацию, включая модели, макеты, приспособления, инструменты и некомплектный прототип Ki-98, чтобы предотвратить захват "Советами" любой информации о самолете.

(c) Евгений Аранов




 ЛТХ:
Модификация   Ki-98
Размах крыла, м   11.24
Длина, м   11.38
Высота, м   4.29
Площадь крыла, м2   24.00
Масса, кг  
  пустого самолета   2880
  нормальная взлетная   3442
Тип двигателя   1 ПД Mitsubishi Ha-211 Ru
Мощность, л.с.   1 х 2200
Максимальная скорость , км/ч   731
Крейсерская скорость , км/ч   654
Практическая дальность, км   1000
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   12000
Экипаж, чел   1
Вооружение:   две 20-мм пушки Ho-5 и одна 37-мм пушка Ho-204
  легкие бомбы


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Ki.98     (с) Ronnie Olsthoorn
 Ki.98     (c) damawo
 Ki.98

  Схемы:

 Ki.98
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 Ki.98   (c) Ronnie Olsthoorn

 



 

Список источников:

Евгений Аранов. Экспериментальные японские самолеты Второй Мировой
Edwin M. Dyer. Japanese secret projects. Experimental Aircraft of the IJA and IJN 1939 - 1945
Illustrated Warplane History. The Xplanes of Imperial Japanese Army and Navy
Hikoki: 1946. Imperial Japanese Army and Navy


Уголок неба. 2013 



 

  Реклама: