Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой штурмовики
   ДАР-10Ф Бекас-2
       
Разработчик: ДАР
Страна: Болгария
Первый полет: 1945
Тип: Ударный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В ответ "закулисным играм", преградивших путь к серийному производству "ДАР-10А", инж. Лазаров решает модернизировать самолет и сделать его по летным качествам и боевой мощи несравнимым с КБ-11 "Фазан".

Некоторые авторы считают, что ДАР-10А и ДАР-10Ф - один и тот же самолет, оснащенный разными двигателями. В самом деле, для неопытного наблюдателя силуэты обоих самолетов как будто одинаковые. В действительности же оба самолета различаются в отношении аэродинамики, геометрии, механизации и вооружения.

В отличие от своего предшественника новый самолет имеет двигатель "Фиат А74 RC" - 14-цилиндровая двойная звезда с воздушным охлаждением. Это передает самолету более удлиненную форму, а передней его части - более обтекаемую форму. Под руководством авиаконструктора Йотова разработан обтекатель двигателя со створками и жалюзи для охлаждения. Прототипом кинематики этих устройств служат останки сбитого болгарскими истребителями В-17 "Летающая крепость", которые валяются на заводской свалке. В данном случае "Боинг" оказывает как бы косвенную помощь болгарскому самолетостроению.

ДАР-10Ф (буква "Ф" означает двигатель "Фиат", в то время как буква "А" означает "Альфа-Ромео") - многоцелевой самолет. Он мог использоваться для близкой разведки, штурмовых действий, бомбардировки с горизонтального полета, бомбардировки при пикировании и как истребитель транспортных и связных самолетов противника. Конструктивно он свободнонесущий моноплан с низко расположенным крылом с механизацией для взлета и посадки и воздушными тормозами для снижения скорости при отвесной бомбардировке. Шасси - неубираемые, полностью закрытые аэродинамичными обтекателями. Кабина для экипажа - обширная, хорошо остекленная, полностью закрытая. Две секции остекления скользят по рельсам назад для доступа до мест экипажа. Последняя секция приподнимается вверх и позволяет вести огонь в задней полусфере из сдвоенного пулемета. Сиденье наблюдателя - передвижное по рельсам в обширном пространстве сзади пилота. С помощью фиксаторов сиденье можно застопорить там, где это необходимо.

Крылья и хвостовые плоскости - деревянной конструкции. Обшиты фанерой, обклеены полотном и покрыты нитроцеллюлозным лаком.

Корпус - сварная ферма из бесшовных труб из легированной стали.

Обшивка - из дюралюминиевой жести и импрегнированного полотна, натянутого на профилирующие стрингеры и лонжероны.

Шасси - с гидравлическими амортизационными стойками, шинами низкого давления и обтекателями. Хвостовой костыль - с резиновым колесом. На основном шасси установлены гидравлические тормоза.

Вооружение ДАР-10Ф соответствует его предназначению. Под центральной частью корпуса предусмотрен бомбодержатель для одной бомбы в 250 кг. Под крыльями слева и справа - по два бомбодержателя для бомб по 50 кг. Под корпусом вместо 250-килограммовой бомбы может быть подвешена кассета с мелкокалибренными осколочными бомбами.

Сверху над двигателем монтированы две 20-мм синхронные пушки для стрельбы сквозь круг винта. В крыльях установлены два пулемета калибр 7,92-мм для стрельбы вдоль винтового круга. Того же калибра и сдвоенный пулемет наблюдателя для защиты хвоста. Специальный упор предохраняет хвост от простреливания при стрельбе назад. Сдвоенный пулемет расположен внутри корпуса и лишь при необходимости приводится в боевое положение: тем самым избегается нарушение аэродинамики кабины.

Разработка ДАР-10Ф осуществлена тем же коллективом, который создал и ДАР-10А. Сначала работа продвигается быстро, но впоследствии ряд обстоятельств в военно-политической обстановке в стране оказывает сдерживающее воздействие. Затем приходит 9 сентября 1944 года и начинается Отечественная война. Перед ДСФ-Ловеч выдвигаются иные задачи. Вопреки всему в марте 1945 года самолет готов. Облет совершают инж. Попганчев и инж. Лазаров. Но ДАР-10Ф уже безнадежно устарел. Наступает эра реактивной авиации и самолет инж. Лазарова, хотя и удачный, оказывается неперспективным в качестве боевой машины.

Спустя несколько лет, когда при Государственном политехническом институте в Софии создается кафедра по самолетостроению, возглавляемая профессором инженером Цветаном Лазаровым, самолет ДАР-10Ф перелетает в Софию, чтобы служить в качестве учебного пособия для студентов-самолетостроителей.

В иностранных (преимущественно английских) изданиях встречается утверждение, что были выпущены малые серии самолетов ДАР-10А и ДАР-10Ф, которые вместе с "Юнкерсами" Ю 87 были ударной силой болгарской штурмовой авиации. Очень жаль, но это не отвечает истине.





 ЛТХ:
Модификация   ДАР-10Ф
Размах крыла, м   12.65
Длина, м   9.84
Высота, м  
Площадь крыла, м2   22.90
Масса, кг  
  пустого самолета   2030
  нормальная взлетная   2900
Тип двигателя   1 ПД Fiat A74RC38
Мощность, л.с.   1 х 960
Максимальная скорость , км/ч   454
Крейсерская скорость , км/ч   365
Практическая дальность, км   1400
Боевой радиус действия, км   500
Практический потолок, м   9000
Экипаж, чел   2
Вооружение:   две 20-мм пушки и четыре 7.92-мм пулеметов
  бомбовая нагрузка до 450 кг


 Доп. информация :


 Фотографии:

 ДАР-10Ф
 ДАР-10Ф

  Схемы:

 ДАР-10Ф   (c) Иван Бориславов

  Варианты окраски:

 ДАР-10Ф   (c) Иван Бориславов
 ДАР-10Ф

 



 

Список источников:

Иван Бориславов. Забравена слава. ДАР-10Ф
Венелин Пастармаджиев. Българската Авиация
Airplanes built in Bulgaria. DAR - Bojourishte DAR-9
И.Бориславов, Р.Кирилов. Самолетите на България
Le Fana de l'Avaition 1991-07. Jean Noel, Malcolm Passingham. La production aeronautique bulgare
L+K 1982-01. Vaclav Nenecek. Drzavna Aeroplanna Rabotilnitca  DAR 10F

1000aircraftphotos.com. No. 4218. Darjavna Aeroplanna Rabotilnitza DAR 10A


Уголок неба. 2017  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: