Уголок неба ¦ Aermacchi MB-326A

Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация штурмовики
   MB-326A
       
Разработчик: Aermacchi
Страна: Италия
Первый полет: 1957
Тип: Учебно-тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Вначале 50-х годов прошлого века ВВС большинства стран мира проходили интенсивный процесс перевооружения на реактивные самолеты. В связи с этим, со всей остротой встал вопрос о внедрении реактивной тяги не только в боевую, но и в учебную авиацию. Наметились два концептуальных подхода решения этой проблемы. Первый предусматривал создание двухместных вариантов реактивных истребителей, так называемых "спарок". В итоге, появились американский Т-33 (производное от F-80), британский "Вампир" Т. 11 и советский МиГ-15УТИ.

Сторонники второго подхода выступали за создание учебно-тренировочных машин, так сказать, "с нуля" - подобным образом были созданы французские СМ.170 и MS-760, а также британский "Джет Провост". Но главный конструктор итальянской фирмы "Аэрмакии" Эрмано Базоччи, приступая в 1953 г. к проектированию собственного варианта учебного самолета, отчетливо видел недостатки обеих концепций. Двухместные варианты истребителей были относительно дорогими и слишком сложными в пилотировании для того, чтобы использовать их на ранних стадиях обучения.

В то же время, легкие учебно-тренировочные самолеты не имели достаточного потенциала для использования в качестве ударных. Это сужало область возможного экспорта, ведь многие страны не могли позволить себе роскошь содержать специализированные типы самолетов, предпочитая обходится вариантом "два в одном", то есть -учебно-боевыми машинами. Новый самолет "Аэрмакки" должен был занять промежуточное положение, будучи дешевым и одновременно эффективным, как в качестве учебного самолета, так и в роли легкого штурмовика.

Проект, получивший фирменное обозначение МВ.326, представлял собой вполне традиционный моноплан с низкорасположенным двухлонжеронным бесстрингерным крылом со стреловидностью по передней кромке 11°. Угол установки крыла составлял 3°. Механизация включала элероны с внутренней аэродинамической компенсацией и триммерами с электроприводом, а также закрылки Фаулера. Фюзеляж - полумонокок с четырьмя лонжеронами и штампованными кольцевыми шпангоутами. Экипаж располагался тандемом в герметизированной кабине на катапультных креслах "Мартин-Бейкер" Мк4.

Бортовое оборудование было довольно скромным и состояло из УКВ радиостанции SARAM 5-52, автоматического радиокомпаса "Лир" ADF-14, а также установленного в передней кабине оптического прицела. В качестве силовой установки выбрали распространенный ТРД "Вайпер" разработки британской фирмы "Бристоль Сиддли" (впоследствии поглощенной концерном "Роллс-Ройс").

Представленный на рассмотрение руководству итальянских ВВС, проект получил одобрение - было заказано два летных прототипа и экземпляр для статических испытаний. Первый прототип с двигателем "Вай-пер-8" тягой 795 кг впервые поднялся в воздух 10 декабря 1957 г., пилотируемый шеф-пилотом "Аэрмакки" Гуидо Каресиато. К сожалению, его карьера оказалась короткой - 22 апреля 1959 г. во время демонстрационного полета в Египте самолет разбился, похоронив под обломками летчика-испытателя Николу Маккиа.

Второй прототип, получивший более мощный ТРД "Вайпер-11" (1135 кг), вышел на испытания 22 сентября 1958-го, а в июне следующего года с успехом демонстрировался на Парижском авиасалоне. Интерес многих потенциальных заказчиков стимулировал тот факт, что в декабре 1958 г. "Аэронаутика Милитарэ" заказала предсерийную партию МВ.326 в количестве 15 единиц.

Поставки этой партии начались в октябре 1960-го, а в начале 1962 г. первые МВ.326 поступили в учебные части итальянских ВВС. В феврале 1962-го была заказана серийная партия - 85 машин. Последующие заказы довели общее количество МВ.326, поставленных ВВС Италии, до 118 штук. В Италии освоили и производство "Вайперов" - этим занималась фирма "Пьяджо", впоследствии объединенная с концерном "Фиат".

Стандартный вариант для "Аэронаутика милитарэ", получивший среди пилотов прозвище "Маччино", не имел вооружения. В некоторых источниках он фигурирует как МВ.326А, но в действительности эти самолеты обозначались просто МВ.326. А проект МВ.326А, представлявший собой учебно-боевой самолет повышенной подготовки, так и не был воплощен в металле -эту функцию в итальянских ВВС выполнял "Фиат" G.91T/1.

В итальянских ВВС МВ.326 эксплуатировались, главным образом, в авиашколе SVBIA (Scuoio Volo Basico Inicial Aviogetti) на авиабазе Лечче. Летной частью школы была 61-я учебная авиабригада, включавшая 212-ю, 213-ю и 214-ю авиагруппы (по штату в каждой из групп насчитывалось 24 самолета). До перевооружения на МВ.339 в 1981 году здесь на МВ.326 налетали в общей сложности 400 000 часов, подготовив 1728 пилотов "Аэронаутика Милитарэ" и 145 иностранных летчиков.

MB.326D представлял собой редкий случай применения военного учебно-тренировочного самолета для подготовки гражданских пилотов. Авиакомпания "Алиталиа" заказала четыре таких самолета, первый из которых построили весной 1963 г. Эти самолеты отличались наличием радиостанции гражданского образца и авионикой, максимально приближенной к стандартам пассажирских машин. Использовались они, прежде всего, для отработки действий пилотов в экстремальных ситуациях - подобные тренировки на обычных гражданских самолетах были сопряжены с повышенным риском ввиду отсутствия на них катапультируемых кресел.

Конструкция.

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом.

Двухлонжеронное бесстрингерное крыло с профилем NACA 6А имеет угол стреловидности по передней кромке 11° 18'. Задняя кромка перпендикулярна продольной оси самолета. Относительное удлинение крыла 5,26, сужение 1,71, длина средней аэродинамической хорды 1,9 м, угол поперечного V=3°. Элероны с внутренней аэродинамической компенсацией снабжены триммерами с электрическим приводом. Закрылки Фаулера площадью 2,26 м2 отклоняются вниз на 45°.

Фюзеляж - типа полумонокок, с четырьмя лонжеронами и штампованными кольцевыми шпангоутами.

Кабина экипажа - герметизированная, оснащена катапультными креслами Мартин-Бейкер Мк.4. Остекление фонаря снабжено спиртовой противообледенительной системой.

Силовая установка. Самолет оснащен одним ТРД Армстронг Сиддли ASV.8 Viper (1 х 795 кгс). Воздухозаборники расположены в носке корневой части крыла. Топливо размещено в фюзеляже за кабиной экипажа в двух мягких емкостях на 800 л, а также на концах крыла в двух баках по 150 л.

Общесамолетные системы. Гидравлическая система обслуживает приводы управления шасси, закрылками, воздушными тормозами, тормозами колес, а также перезарядку пулеметов.

Система кондиционирования воздуха кабин обеспечивает возможность полета на высотах более 9000 м. До высоты 3000 м давление в кабине соответствует давлению на уровне моря. На высотах более 6000 м избыточное давление в кабине - 0,25 кгс/см2.

Электрическая система постоянного тока напряжением 24 В. Источники электроэнергии - один генератор с приводом от ТРД и два аккумулятора.

Целевое оборудование. Самолет оснащен УКВ радиостанцией SARAM 5-52 и автоматическим радиокомпасом Лир ADF-14. В передней кабине установлен оптический прицел.

Вооружение. В носовой части фюзеляжа, под кабиной, установлено два пулемета калибром 7,62 мм. Под крылом на шести узлах подвески возможно размещение бомб калибром до 50 кг, а также НАР.





 Модификации :

 MB-326А

 УТС без встроенного вооружения, но с узлам подвески внешнего оружия.

 MB-326В

 вариант вооруженного УТС для ВВС Туниса с ТРД Viper ASV.11, с боевой нагрузкой в 907 кг    на шести узлах подвески.
 MB-326D
 4 специализированных УТС для Aeritalia.
 MB-326E
 гибридный вариант с двигателем и корпусом от MB-326А и вооружением MB-326GB.
 MB-326F
 вариант MB-326Е для ВВС Ганы.
 MB-326GB
 вариант легкого ударного самолета с ТРД Viper ASV.20 Mk.540  и боевой нагрузкой 1814 кг.
 MB-326GС
 вариант MB-326GB для ВВС Бразилии.
 EMB-326 (AT-26) Xavante
 производимый по лицензии фирмой EMBRAER одноместный  MB-326GС. Часть самолетов поставлялось в ВВС Парагвая и Того. Некоторые самолеты были переделамы в разведывательные варианты.
 MB-326Н
 вооруженный УТС для ВВС Австралии. Часть самолетов производилось  по лицензии в Австралии фирмой Commonwealth Aircraft под наименованием СА-30 с ТРД САС (Rolls-Royce) Viper Mk 22-11.
 MB-326M
 невооруженный УТС на базе MB-326A для ВВС ЮАР. Строился частично в ЮАР фирмой Atlas под обозначением Impala Mk.I (при этом устанавливалось подвесное вооружение).
 MB-326RM
 специальный навигационный тип для итальянских ВВС.




 ЛТХ:
Модификация   MB.326A   MB.326E
Размах крыла, м   10.56   10.845
Длина самолета,м   10.65   10.673
Высота самолета,м   3.72   3.72
Площадь крыла,м2   19.00   19.35
Масса, кг    
  пустого самолета   2237   2685
  нормальная взлетная     4577
  максимальная взлетная   3765   5216
Топливо, л    
  внутренние топливо     1932
  внешние баки + ПТБ     2 х 610 + 2 х 332
Тип двигателя   1 ТРД Bristol Siddeley Viper 11   1 ТРД Piaggio Viper 20 Mk.540
Тяга нефорсированная, кН   1 x 11.10   1 x 15.17
Максимальная скорость, км/ч    
  УТС   806   871
  ударный самолет     778
Крейсерская скорость, км/ч   797   797
Практическая дальность, км   1665   2446
Боевой радиус действия, км     648
Макс. скороподъемность, м/мин    
  УТС   1338   1844
  ударный самолет     945
Практический потолок, м    
  УТС   12500   14325
  ударный самолет     11890
Макс. эксплуатационная перегрузка   7.33   7.33
Экипаж, чел   2   2
Вооружение:   не устанавливалась    Боевая нагрузка - 1316 кг на 6 узлах подвески
   ПУ 68-,70-, 81-, 127-мм НУР,
   контейнер с 12.7-мм пушкой Сolt-Browning M3 или 7.62-мм шестиствольным пулеметом GAU-2B/A или 30-мм пушкой Aden, различные бомбы и УР воздух-земля AS.12


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Прототип MB.326
 Прототип MB.326
 Прототип MB.326
 MB.326 (c) Latus10
 MB.326 (c) Latus10
 MB.326 (c) Carlo Donini
 MB.326D
 MB.326D
 Катапультное кресло MB.326 (c) Nicola Maraspini
 Передняя кабина MB.326 (c) Nicola Maraspini
 Задняя кабина MB.326 (c) Nicola Maraspini

  Схемы:

 MB.326
 Компоновочная схема
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 MB.326  ВВС Италии

 



 

Список источников:

АвиаМастер 2006-05. Андрей Харук. Антилопа из Италии
Владимир Ильин. Штурмовики и истребители-бомбардировщики
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия

Aerei Italiani - Scheda Tecnica. Aermacchi MB.326

Ali d'Italia No.13. Giorgio Apostolo. Aermacchi MB 326
Le Fana de l'Aviation 1977-02. Jean-Michel Lefebvre. Les Macchi MB-326
Aermacchi World 2011-03. Nanni Pomanti. Barefoot and whit a rope around the neck
L+K 1967-07. Vaclav Nemecek. Aermacchi MB.326


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: