Уголок неба ¦ Aermacchi (Leonardo) M.345

Реклама...

    


 
главная современная авиация штурмовики
   M.345
       
Разработчик: Aermacchi (Leonardo)
Страна: Италия
Первый полет: 2005
Тип: Учебно-боевой самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


На статической стоянке итальянской компании Alenia Aermacchi на салоне в Ле-Бурже 2013 года был впервые представлен новый реактивный учебно-тренировочный самолет основной подготовки военных летчиков М-345. Само название машины как бы намекает, что его планируется использовать и продвигать на рынок совместно с другим итальянским УТС - более крупным самолетом повышенной подготовки М-346, созданным на базе нашего Як-130 (а вернее, его российско-итальянского прототипа Як/АЕМ-130).

По большому счету, М-345 не является принципиально новой разработкой, а станет серийным вариантом уже известного итальянского самолета М-311, являющегося, в свою очередь, дальнейшим развитием УТС типа S.211, совершившего первый полет еще в 1981 г. Компания SIAI-Marchetti в 1984-1994 гг. поставила заказчикам около 60 самолетов S.211. Они несли службу в ВВС Сингапура, Филиппин и Гаити, а сейчас используются в основном только частными операторами в Австралии и США. В 1997 г. права на машину перешли к компании Aermacchi, которая разработала на ее базе модернизированный УТС, названный М-311, с немного удлиненным фюзеляжем, возросшей с 2750 до 4100 кг максимальной взлетной массой и улучшенными летными характеристиками. Двигатель JT15D-4C тягой 1130 кгс уступил место более мощному JT15D-5C тягой 1450 кгс. Было построено два самолета-демонстратора М-311, первый из которых поднялся в воздух 1 июня 2005 г.

В мае 2008 г. Aermacchi (ныне -Alenia Aermacchi) заключила соглашение с американской компанией Boeing по совместному продвижению на рынок учебно-тренировочных самолетов М-311 и М-346. Аналогичное соглашение, касающееся рынка стран Южной Америки, в апреле того же года было подписано с чилийской ENAER. Однако конкретных результатов зто сотрудничество пока не принесло.

Предлагаемый в настоящее время М-345 не отличается по конструкции от М-311, а в качестве его демонстратора с заводским No.201 и бортовым СРХ619 в Ле-Бурже, скорее всего, и показывался один их двух ранее построенных М-311. В то же время, согласно материалам Alenia Aermacchi, максимальная взлетная масса машины возрастет до 4500 кг. а тяга двигателя-до 1600 кгс. При этом будет обеспечена полная унификация по кабине экипажа с М-346, что повысит эффективность процесса обучения летчиков.

Во время нынешней парижской выставки между Alenia Aermacchi и Минобороны Италии было заключено соглашение о совместной работе по самолету М-345, серийные поставки которого могут начаться после 2017 г. Ожидается, что он заменит в итальянских ВВС учебно-тренировочные МВ339 (начиная с 1978 г. компанией Aermacchi выпущено более 200 таких машин, и именно на них сегодня летает знаменитая пилотажная группа Frecce Tricolori), став самолетом основной подготовки летчиков, в то время как на М-346 планируется вести их повышенную подготовку. В компании считают, что на мировом рынке М-345 может составить конкуренцию не только ряду известных реактивных УТС основной подготовки, но и популярным на рынке турбовинтовым машинам Super Тисапо бразильской компании Embraer и РС-7 швейцарской фирмы Pilatus.

Решение о прекращении разработки нового учебного самолета в версиях M-311 и M-345 было принято в 2015 году. Разработчики решили полностью пересмотреть проект и внести в него серьезные изменения, большая часть которых нацелена на улучшение качества подготовки пилотов. В результате появился проект M-345 HET (Нigh-Еfficiency Тrainer), который уже представила компания Leonardo.

21 декабря 2018 года на аэродроме в Венегоно-Супериоре близ Варесе (бывший завод Aermacchi) совершил первый полет первый построенный для ВВС Италии серийный реактивный учебно-тренировочный самолет М-345 НЕТ (итальянский военный номер С.Р.Х.624). Фактически это первый самолет М-345 НЕТ новой постройки в целом.

Самолет M-345 HET  представляет собой модернизированный и "ребрендированный" в 2012 году реактивный учебно-тренировочный самолет М-311, маркетинг которого компания Alenia Aermacchi (часть группы Finmeccanica, ныне дивизион Velivoli компании Leonardo) безуспешно осуществляла с 2005 года, так и не получив заказов.

M-345 HET отличается от предыдущих версий полностью цифровой кабиной пилотов. "Стеклянная" кабина имеет трехцветный сенсорный экран MFD (Multi-function Display) и индикатор на фоне лобового стекла (ИЛС), который отражается на четвертом экране задней кабины.  Современное БРЭО самолета,  включает коллиматорный индикатор в передней кабине и репитер в задней кабине, систему генерации кислорода, многофункциональные дисплеи, средства управления типа HOTAS (Hands On Throttle-And-Stick). 

Кабина М-345 имитирует кабину истребителей и обеспечивает хороший обзор. Благодаря различным режимам полета, высокой маневренности на максимальной скорости, больших и малых высотах, современному БРЭО, высокой грузоподъемности М-345 также потенциально может применяться в боевых операциях. Высокий усталостный ресурс самолета, двухуровневая философия обслуживания позволяют отказаться от дорогостоящего капитального ремонта, а система мониторинга состояния и использования оборудования (HUMS) позволит снизить затраты на эксплуатацию М-345. Благодаря комплексной интегрированной учебной системе моделирования пилот самолета сможет пройти подготовку пилотированию в различных сценариях, включая взаимодействие с другими самолетами и наземными средствами подготовки. Система также предусматривает наличие станции планирования и разбора полета (MPDS).

На первые версии M-345 устанавливались американские турбореактивные двигатели Pratt & Whitney JT15D-5C, способные развивать тягу до 14 килоньютонов. M-345 HET получил турбовентиляторный двигатель Williams International FJ44-4M-34 с тягой до 1540 кгс, что обеспечит высокие коэффициенты перегрузки (от +7 до -3,5g) и большую продолжительность эксплуатации.

Компания Leonardo в январе 2017 года подписала контракт с ВВС Италии на поставку им пяти первых серийных самолетов М-345 НЕТ (обозначение в ВВС Италии Т-345А) с поставкой в 2019 году. Всего ВВС Италии, согласно пресс-релизу Leonardo, рассматривают возможность закупки 45 самолетов М-345 НЕТ для замены большей части своих самолетов Aermacchi MB-339.

M-345 HET предстоит непростая конкурентная борьба на мировом рынке. За последнее время появилось немало новых учебно-тренировочных самолетов: они родились благодаря программе Т-Х, объявленной ВВС США. Совсем недавно, кстати, в воздух впервые поднялся самолет, разработанный совместными усилиями компаний Boeing и Saab. А еще раньше о своем участии в тендере Т-Х объявила компания Sierra Nevada Corporation.



 ЛТХ:
Модификация   M.345 HET
Размах крыла, м   8.47
Длина самолета,м   9.85
Высота самолета,м   3.74
Площадь крыла,м2   12.60
Масса, кг  
  пустого самолета   2300
  нормальная взлетная   3300
  максимальная взлетная   4500
  топлива   700
Тип двигателя   1 ТРДД Williams International FJ44-4M-34
Тяга, кгс   1 х 1540
Максимальная скорость, км/ч   787
Крейсерская скорость, км/ч   740
Практическая дальность, км   1410
Максимальная скороподъемность, м/мин   1585
Практический потолок, м   12192
Макс. эксплуатационная перегрузка   7
Экипаж, чел   2
Вооружение:   боевая нагрузка до 1000 кг на 5 узлах подвески


 Доп. информация :


 Фотографии:

 M.311  (с) joolsgriff
 M.311  (с) Aldo Bidini
 M.311  (c) Glenn Beasley
 M.345  (c) Leonardo
 M.345  (c) Randy Harricharan
 M.345  (c) Alenia Aermacchi
 Первый прототип M.345 HET (c) Leonardo
 M.345 HET (c) Simone Previdi
 M.345 HET (c) Leonardo
 M.345 HET (c) Leonardo
 Кабина пилота M.311

  Схемы:

 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 M.345 пилотажной группы Frecce Tricolori

 



 

Список источников:

Взлет 2013-06. Андрей Фомин. M-345 - новый УТС от Alenia Aeromacchi
Nplus1.ru. Василий Сычёв. Итальянцы испытали самолет начальной летной подготовки
Bmpd. Первый серийный итальянский учебно-тренировочный самолет М-345 НЕТ
Aerei Italiani - Scheda Tecnica. Aermacchi M.345
Airforce-technology.com. M-311 Basic Jet Trainer / Light Combat Aircraft
Airforce-technology.com. M-345 Basic-Advanced Jet Trainer
Aleniaaermacchi.it. M-345 HET
Leonardocompany.com. M-345


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: