Уголок неба ¦ FMA IA.58A Pucara

Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация штурмовики  
   IA.58A Pucara
       
Разработчик: FMA
Страна: Аргентина
Первый полет: 1974
Тип: Легкий многоцелевой штурмовик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Этот небольшой изящный турбовинтовой самолет с прямым крылом, своим обликом напоминающий двухмоторные истребители времен второй мировой войны, стал первой серийной боевой машиной, разработанной и строившейся в Латинской Америке.

В августе 1966 года на аргентинской фирме "DINEFA" (впоследствии - FAMA), старейшем в Латинской Америке государственном авиастроительном предприятии, расположенном в городе Кордова, под руководством Гектора Е. Руиса (Hector E. Ruiz) началась разработка легкого турбовинтового ударного самолета, предназначенного для противопартизанских действий. Кубинская революция расшевелила континент, призрак яхты "Гранма" не давал спокойно спать латиноамериканским президентам и создание специализированного вооружения для применения в грядущих "конфликтах малой интенсивности" стало весьма актуальным для латиноамериканских военных.

Следует отметить, что на фирме "DINEFA" уже имелся опыт создания боевых самолетов с газотурбинной силовой установкой. В 1947 году там был построен реактивный истребитель I.AE.27 "Пульки", спроектированный известным французским конструктором Э. Девуатином, а 1950 году Курт Танк - бывший технический директор германской фирмы "Фокке-Вульф" - построил истребитель I.A.M.E.53 "Пульки" 2 - весьма передовой для своего времени самолет, развивший на испытаниях максимальную скорость 1045 км/ч.

Штурмовик, при проектировании получивший рабочее обозначение А-Х2, предполагалось оснастить двумя ТВД. На формирование его облика большое влияние оказал американский многоцелевой самолет "Бронко", также создававшийся для борьбы с повстанцами в джунглях. Первоначально Руис тоже избрал для своей машины двухбалочную схему, но затем вернулся к более консервативной компоновке с нормальным фюзеляжем, низкорасположенным прямым крылом и Т-образным оперением. Ключевыми требованиями аргентинских военных к самолету являлись хорошие взлетно-посадочные характеристики (потребная длина ВПП - не более 400 м) и высокая маневренность на малой высоте, обеспечивающая атаку малоразмерных, хорошо замаскированных целей и уклонение от зенитного огня.

Для отработки аэродинамики нового штурмовика был построен пилотируемый макет-планер, совершивший первый полет 26 декабря 1967 года. В ходе испытаний в планер вносились многочисленные изменения, в частности, из одноместного он превратился в двухместный, изменилась форма мотогондол, ставших более длинными, а также конфигурация киля.

Создателями самолета рассматривалось несколько вариантов силовых установок с ТВД мощностью в пределах 800-1200 л. с. Летом 1968 года фирма остановила выбор на двигателе Гаррет TPE331-U-303 (904 л. с), под который в августе 1968 года и началась постройка первой опытной машины, АХ-01. Однако этот двигатель не полностью удовлетворял разработчиков и начались переговоры с фирмой "Пратт-Уитни" (Канада) о закупке ТВД РТ6А. Но вскоре "переговорный процесс" был нарушен энергичным вмешательством французской фирмы "Турбомека", предложившей свой двигатель "Acтaзy"XVIG (978 л. с), специально доработанный под аргентинские требования. В относительно короткий срок (11 месяцев) фирма "FMA" откорректировала проект самолета под ТВД "Астазу".

Штурмовик имел простую, рациональную и технологичную конструкцию. Многочисленные легкосъемные панели обшивки облегчали наземное обслуживание. Опущенный вниз нос самолета обеспечивал экипажу отличный обзор. Высокие "голенастые" стойки шасси позволяли подвешивать под крылом и фюзеляжем разнообразную бомбовую нагрузку, а пневматики с низким давлением допускали возможность эксплуатации с грунтовых аэродромов. В сентябре 1968 года началась постройка опытной машины АХ-02 с новой силовой установкой. Самолет получил "ВВСовское" обозначение IA-58 и "имя собственное" "Дельфин", в дальнейшем замененное на "Пукара" (каменные укрепления на вершинах господствующих над местностью гор, возводившиеся в средние века индейцами-инками).

Первый полет опытного АХ-01 (с ТВД TPE331-U-303), пилотируемого шеф-пилотом фирмы М. Старком, состоялся 20 августа 1969 года, а 6 сентября в воздух поднялся АХ-02 с двигателями "Астазу". Весной 1973 года к испытаниям подключился и третий опытный АХ-03. Этому самолету довелось совершить перелет протяженностью 14 000 км с четырьмя посадками из Кордовы в Париж, где он достойно представил аргентинское авиастроение на международном авиационном салоне в Ле-Бурже. На посетителей выставки большое впечатление произвели показательные полеты на малой высоте, продемонстрировавшие отличные маневренные характеристики штурмовика.

Первый серийный штурмовик IA-58A "Пукара", собранный в Кордове, совершил первый полет 8 ноября 1974 года. ВВС Аргентины закупили 108 самолетов IA-58A "Пукара". В 1986 году последний серийный штурмовик этого типа выкатили из ворот сборочного цеха и передали ВВС Аргентины в 1988 году.

В ходе англо-аргентинской войны на нескольких самолетах "Пукара" самого раннего выпуска было демонтировано заднее катапультное кресло (во время боевых вылетов в состав экипажа входил, как правило, лишь летчик), а вместо него установили дополнительный топливный бак. При этом остекление задней кабины закрашивалось.

Штурмовик заинтересовал ВВС ряда стран "Третьего мира" - Венесуэллы, Египта, Ирака, Мавритании, Марокко и Центрально-Африканской республики, но лишь с Мавританией переговоры продвинулись достаточно далеко, но так и не завершились подписанием контракта. Венесуэлла намеревалась заказать 24 самолетов IA-58, однако в дальнейшем предпочла американский самолет "Бронко". Аналогичное решение приняло и Правительство Марокко.

Единственными зарубежными покупателями аргентинского штурмовика стали Уругвай, ВВС которого приобрели шесть IA-58A, заменивших "противопартизанские" самолеты Т-6 и Р-51 "Мустанг", а также Колумбия, закупившая в декабре 1989 года три штурмовика, ранее находившихся на вооружении ВВС Аргентины (в 1986 году правительство Аргентины приняло решение о продаже на экспорт 40 самолетов "Пукара", однако кроме Колумбии никто ими не заинтересовался).

15 мая 1979 года совершил первый полет опытный самолет IA-58B (АХ-05) с усовершенствованным БРЭО и новым вооружением (две 30-миллиметровые пушки DEFA, установленные в носовой части фюзеляжа). В1980 году в воздух поднялся штурмовик IA-66 (АХ-06), в целом подобный самолету IA-58C, но оснащенный более мощными двигателями Гаррет TPE331-11-601W (2 х 1000 л. с.) с трехлопастными винтами фирмы "Даути Ротол", в дальнейшем замененными на четырехлопастные винты Маккаули.

Самолет активно предлагался на экспорт. Однако к началу 1990-х годов стало ясно, что машина морально устарела и работы по ней постепенно свернули. ВВС Аргентины сосредоточили свои усилия на перспективном штурмовике и учебно-тренировочном самолете IA-63 "Пампа", который сегодня рассматривается как замена "Пукары".

В 1976 году самолеты "Пукара", лишь начав поступать на вооружение, были задействованы по своему прямому назначению. Базируясь на аэродроме в Кордове, они нанесли ряд ракетно-бомбовых ударов по повстанцам, объявившимся в районе города Тукуман (северо-запад страны). Штурмовики действовали на удалении 500 км от аэродрома базирования. Их пилотировали инструкторы летной школы ВВС, успевшие к тому времени освоить новую технику (экипаж самолета составлял, как правило, один человек).

"Звездным часом" "Пукары" стала англо-аргентинская война 1982 года. К началу боевых действий Аргентина располагала, в общей сложности, 45 самолетами "Пукара". 24 из них были перебазированы на Фолклендские острова. Кроме них, на нескольких островных аэродромах, из которых лишь аэродром в Порт-Стенли имел асфальтовое покрытие ВПП длиной 1300 м, базировались самолеты Аэрмакки МБ.339А, "Турбо-ментор" и "Скайвэн", а также вертолеты UH-1 "Ирокез", SA.330 "Пума" и СН-47 "Чинук". На Фолклендах штурмовики предусмотрительно перекрасили в зелено-коричневый "островной" камуфляж.

Первая "Пукара" была потеряна 1 мая. В 8 часов 20 минут она была "накрыта" на стоянке аэродрома Гус Грин кассетной бомбой, сброшенной с "Си Харриера". 21 мая в 12 часов 15 минут лейтенант Урд (Ward) залпом бортовых 30-мм пушек над Гус Грин сбил еще один аргентинский штурмовик.

Несмотря на регулярные бомбардировки аэродрома Порт-Стенли, к которым привлекались даже тяжелые бомбардировщики "Вулкан", маленькие аргентинские самолеты, взлетавшие с грунтовых ВПП, бесстрашно атаковали противника, имевшего подавляющее количественное и качественное превосходство. Аргентинцами предпринимались даже попытки нанесения ударов по английским авианесущим кораблям. 28 мая пара IA-58A над восточным побережьем Фолклендов атаковала два английских вертолета "Скаут". Самолету, который пилотировал лейтенант Мигель Гименец (Miguel Gimenez), удалось сбить один из вертолетов (очередью, выпущенной аргентинским штурмовиком, был убит пилот вертолета). Вернувшись на свой аэродром, Гименец, несмотря на ненастную погоду, в тот же день отправился в новый боевой полет, из которого не вернулся. Предположительно, в условиях плохой видимости его самолет столкнулся с холмом.

Всего в ходе боевых действий самолеты "Пукара" совершили 186 боевых вылетов. Их основным вооружением были НАР, показавшие относительно низкую эффективность. Как правило, на борту самолета находился лишь один человек.

Шесть самолетов "Пукара" было выведено из строя на земле английскими коммандос, один - сбит огнем из легкого стрелкового оружия, один - ПЗРК "Стингер" (здесь также поработали коммандос) и еще один - истребителем "Си Харриер". Девять самолетов было повреждено или уничтожено на аэродроме кассетными бомбами с самолетов "Си Харриер" и "Харриер", а также артиллерийским огнем британских кораблей. Пять относительно целых штурмовиков были захвачены англичанами после капитуляции аргентинского гарнизона на Фолклендах. В 1983 году их доставили в Англию для изучения. Один из самолетов был облетан в испытательном центре Боскомб Даун. Следствием этого стало появление в Великобритании концепции легкого маневренного дозвукового фронтового истребителя SABA (Small Agile Battlefield Aircraft), предназначенного для перехвата и уничтожения вертолетов противника, непосредственной поддержки войск, противопартизанских действий, воздушной разведки и целеуказания. Работы по программе SABA, в свою очередь, стимулировали появление подобных программ и в других странах (в частности, в Польше).

Самолеты "Пукара" ВВС Колумбии активно привлекались для борьбы с наркобизнесом. Совершая полеты с аэродромов Чили, Перу и Эквадора и применяясь совместно с "ганшипом" Дуглас АС-47, они нанесли ряд чувствительных ударов по владениям "кокаиновых баронов".

Конструкция.

Самолет IA-58A "Пукара" выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным прямым крылом и Т-образным оперением.

Двухлонжеронное крыло, изготовленное, в основном, из алюминиевых сплавов, имеет профиль NACA 64.2.A215 в корневой части и NACA 64.1.A212 на концах. Концевые части имеют положительное поперечное V=7° и обратную стреловидность по задней кромке. На каждой консоли имеется два щелевых закрылка (по обеим сторонам мотогондол) с гидравлическим приводом и элероны.

Фюзеляж, выполненный по схеме полумонокок, состоит из передней, центральной и хвостовой секций. Его верхняя носовая часть может откидываться вверх для облегчения доступа к отсеку БРЭО.

Оперение - Т-образное. Стабилизатор имеет двухлонжеронную конструкцию. Задняя часть руля высоты выполнена из магниевого сплава.

Шасси - трехопорное, с носовым колесом. Оно обеспечивает возможность эксплуатации самолета с аэродромов, имеющих травяное покрытие. Основные опоры убираются посредством гидравлического привода в мотогондолы поворотом вперед и имеют двухколесные тележки с дисковыми тормозами. Носовая опора с одним колесом убирается в фюзеляж поворотом вперед.

Самолет имеет бронирование, защищающее кабину снизу от огня оружия калибром 7,62 мм на дистанции до 150 м.

Экипаж, состоящий из летчика и штурмана-наблюдателя, размещается по схеме тандем в катапультных креслах Мартин-Бейкер АР06А, обеспечивающих возможность покидания самолета на стоянке. Кресло второго летчика установлено с превышением 250 мм. Кабина не герметизирована. Козырек фонаря выполнен из бронестекла, обеспечивающего защиту от пуль винтовочного калибра на дистанции не ближе 150 м. Остальное остекление изготовлено из плексигласа.

Силовая установка. Самолет оснащен двумя ТВД Турбомека XVIG (2 х 978 л. с.) с трехлопастными металлическими винтами изменяемого шага Ратьер-Форест 23LF-379. Для увеличения тяги на взлетном режиме имеется система впрыска воды. На воздухозаборниках установлена электрическая противообледенительная система.

Топливо размещается в двух фюзеляжных топливных баках фирмы АМС (772 л) и двух крыльевых баках АМС (508 л). Заправка всех баков осуществляется через горловину, расположенную за кабиной. Имеется два расходных бака, обеспечивающих полет в течение 30 мин. Возможна подвеска трех ПТБ (два под крылом и один под фюзеляжем) емкостью по 318 или 1100 л.

Общесамолетные системы. Гидравлическая система питается от двух насосов, приводимых от ТВД. Она служит для выпуска и уборки шасси, управления закрылками и поворотом переднего колеса, а также тормозами. Имеется два стартера-генератора фирмы "Турбормека" (28,5 В, 5 кВ), а также никель-кадмиевый аккумулятор SAFT Вольтблок 4006А (24В). Емкость кислородной системы фирмы "Бендикс" - 5 л.

Целевое оборудование. Стандартное оборудование включает приемники ближней радионавигации VOR/LOC/ILS фирмы "Дельта", гирокомпас фирмы "Сперри", магнитный компас фирмы "Смите".

В передней кабине размещен коллиматорный прицел SFOM Туре 83A3.

Вооружение самолета IA-58A включает две встроенные пушки Испано РСА-804 (20 мм, 2 х 270 снарядов) и четыре пулемета FN-Браунинг М2-30 калибром 7,62 мм (4 х 900 патронов), размещенные в носовой части фюзеляжа.

На двух подкрыльевых узлах внешней подвески на пилонах Алкан 105Е, рассчитанных на нагрузку 500 кг, а также на подфюзеляжном узле (Алкан 115Е, 1000 кг) возможно размещение контейнеров с пушками калибром 30 или 20 мм, пулеметами (12,7 или 7,62 мм), а также разведывательным фотооборудованием или средствами РЭБ. Типовое бомбовое вооружение включает 12 свободнопадающих бомб калибром 110 или 125 кг, баков с напалмом или контейнеров с 40 74-мм гранатами или минами. Самолет может брать на борт до семи блоков, каждый из которых вмещает 19 НАР LAU калибром 70 мм. Масса боевой нагрузки на внешних узлах подвески 1500 кг.






 Модификации :

 IA-58А Pucara

 серийный штурмовик.

 IA-58В Pucara Bravo

 модификация IA-58A  с двумя 30-мм пушками DEFA 553.
 IA-58С Pucara Charli
 вариант штурмовика с одной 30-мм пушкой DEFA 554, модернизированным  электронным оборудованием, 2 УР "воздух-воздух" Matra R550 Magic или УР "воздух-земля" Martin Pescador.



 ЛТХ:
Модификация   IA-58A
Размах крыла, м   14.50
Длина самолета,м   14.253
Высота самолета,м   5.362
Площадь крыла,м2   30.30
Масса, кг  
  пустого самолета   4020
  нормальная взлетная   5300
  максимальная взлетная   6800
Топливо, кг  
  внутренние топливо   1300
  ПТБ   1359 (1 х 1100(318) и 2 х 318 л)
Тип двигателя   2 ТВД Turbomeca Aztazou XVIG
Мощность, л.с.   2 x 1022
Максимальная скорость, км/ч   750
Крейсерская скорость, км/ч   480
Практическая дальность, км   2305
Боевой радиус действия, км   225-650
Максимальная скороподъемность, м/мин   1080
Практический потолок, м   10000
Макс. эксплуатационная перегрузка   6
Экипаж, чел   2
Вооружение:   две 20-мм пушки Hispano-Suiza DCA-804 c 270 патронами на пушку и четыре 7.62-мм пулемета FN M2-30 c 900 патронами на пулемет
  боевая нагрузка - 1620 кг на 3 узлах подвески
  2 УР воздух-земля Martin Pescador, или
  4х 400-кг или 500-кг бомб, или 8х 250-кг бомб, или 12х 120-кг бомб, или  6 гранатометов Alkan 530, или 3 напалмовых бака, или  3 ПУ LAU 19x68-мм или Matra F1 36х68-мм НУР или  6 ПУ19х70-мм НУР.


 Доп. информация :


  Чертеж "FMA IA-58 Pucara"
  Статья "Применение штурмовиков IA-58 "Pucara в Фолклендской войне"
  Статья "Торпедоносцы IA-58 Pucara"
  Фотографии:

 IA-58A
 IA-58A
 IA-58A
 IA-58A  (c) Edgardo "Cazador" Alessio via ECV-56 Condor
 IA-58A  (c) Edgardo "Cazador" Alessio via ECV-56 Condor
 IA-58A  (c) Edgardo "Cazador" Alessio via ECV-56 Condor
 IA-58A ВВС Уругвая

  Схемы:

 IA-58A

  Варианты окраски:

 IA-58A ВВС Аргентины
 IA-58A ВВС Аргентины
 IA-58A ВВС Аргентины

 



 

Список источников:

Крылья Родины 1999-11. Сергей Кедров. "Пукара" из Латинской Америки
Владимир Ильин. Штурмовики и истребители-бомбардирощики
Los aviones de la Fabrica Militar de Aviones. IA 58 Pucara
Виктор Шунков. Современная военная авиатехника
Edgardo "Cazador" Alessio via ECV-56 Condor


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: