главная современная авиация штурмовики
   G-4 Super Galeb
       
Разработчик: SOKO
Страна: Югославия
Первый полет: 1978
Тип: Легкий многоцелевой штурмовик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Накопив опыт совместной постройки сложного боевого самолёта, Югославия и Румыния при создании многоцелевой учебной машины нового поколения пошли каждая по своему пути. Тем не менее, югославский "Super Galeb G-4" и румынский IAR-99 получились очень похожими как внешне, так и по характеристикам. "Галеб 4" предназначался для замены устаревшим "Галеб 2" и "Ястреб" и существенно отличался от них, оставив предыдущее название лишь как дань традиции. В дальнейшем, чтобы не возникало сомнений в значительно лучших характеристиках новой "Чайки", по сравнению с предыдущим семейством, их назвали "Супер Галеб". Это был вполне современный многоцелевой самолёт, способный составить конкуренцию новейшим западным машинам такого же класса - английскому "Хоуку" и немецко-французскому "Альфа Джет".

С двигателем "Вайпер" 632-46 (тяга 1814 кгс) первый прототип "четвёрки" впервые взлетел в июле 1978-го, а в декабре 1979-го присоединилась к испытаниям и вторая опытная машина. Бортовая радиоэлектроника G-4 включает дальномерное оборудование, радиоальтиметр, радиокомпас, УКВ-радиосвязь, высокочастотную всенаправленную систему навигации и посадки. Хотя этот самолет всего на 25% тяжелее G-2A, его грузоподъемность существенно выше.

После испытательной программы и необходимых доработок "Галеб 4" с 1982-го пошёл в серию, выпускаясь одновременно с "Орао 2". Подумывали и о разработке одноместной чисто боевой версии самолёта, но до выпуска дело не дошло. ВВС Югославии сделали фирме SOCO крупный заказ на эти  машины, однако распад страны привел к прекращению производства самолетов. Всего до 1989 года было построенно 132 самолета, из которых 6 продано Бирме. В 1994 году четыре G-4 Super Galeb были сбиты американскими истребителя F-16, еще столько же этих самолетов было сбито в марте-апреле 1999 года. 

Создание "Орао" и "Супер Галеб" наглядно показывает высокий профессиональный уровень югославских конструкторов и возможности отечественной авиапромышленности. С 1990 года югославские специалисты проводили работы по модернизации самолета до G-4M Super Galeb, а именно улучшение электронного оборудования навигации и управления оружием, системы улучшения функциональности в условиях обледенения, расширенние возможности применения оружия в том числе - УР ближнего действия Р-60 (AA-8 'Aphid') и Р-73 (AA-11 'Archer'), и Х-23 (AS-7 'Kerry') и ПКР AS-9 'Kyle'.

Серийное производство "Супер Галебов" прекращено в 1989 году. Всего построено 132 самолета. Шесть машин этого типа в 1991 году проданы Бирме. G-4 использовался в гражданской войне в Югославии в качестве легкого штурмовика или разведчика. В1994 году четыре самолета G-4 сбито истребителями ВВС США F-16C.

Конструкция.

Самолет G-4 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным стреловидным крылом, имеющим небольшой корневой наплыв. Летчики размещаются в катапультных креслах Мартин-Бейкер Mk.10Y.

Силовая установка. Самолет оснащен одним ТРД Роллс-Ройс "Вайпер" Мк.632-46 (c максимальной тягой  1800 кгс), выпускавшимся в Югославии по лицензии.

Оборудование. Стандартное приборное оборудование. Центральная гировертикаль, оптический прицел, система оповещения о радиолокационом облучении. Под фюзеляжем может подвешиваться контейнер с разведывательной аппаратурой (фотокамеры, ИК-системы линейного сканирования, система подсветки при ночном фотографировании и другое оборудование).

Вооружение. Подфюзеляжный контейнер с 23-мм пушкой ГШ-23 (200 патронов). На четырех подкрыльевых узлах подвески - бомбы массой до 500 кг, НАР. Самолет G-4M предполагалось оснастить УР класса "воздух-воздух" с ТГС Р-60 на концах крыла, а также двумя ракетами класса "воздух-поверхность" AGM-65B "Мейврик".






 Модификации :
 G-4PPP  опытная модификация.
 G-4  серийный УБС.
 G-4M  УБС с усовершенствованным БРЭО (проект).



 ЛТХ:
Модификация   G-4
Размах крыла, м   9.88
Длина самолета,м   12.25
Высота самолета,м   4.30
Площадь крыла,м2   19.50
Масса, кг  
  пустого самолета   3250
  нормальная взлетная   6110
  максимальная взлетная   6330
Топливо, л  
  внутренние топливо   1307
  ПТБ   575 ( 2 х 368.5 л )
Тип двигателя   1 ТРД DMB (Rolls-Royce) Viper Mk.623-46
Тяга нефорсированная, кН   1 х 17.79
Максимальная скорость, км/ч   921
Крейсерская скорость, км/ч   845
Практическая дальность, км   2500
Боевой радиус действия, км   390-1900
Максимальная скороподъемность, м/мин   1860
Практический потолок, м   12850
Макс. эксплуатационная перегрузка   8
Экипаж, чел   2
Вооружение:

  одна 23-мм двуствольная пушка ГШ-23Л с 200 патронами.
 Боевая нагрузка - 1280 кг на 4 узлах подвески
 4x 250-кг бомбы или 4x 150-кг кассетные бомбы, или 4x 120-кг кассетные фрагментарные бомбы или 32 (4х8) 16-кг фрагментарные бомбы С-8-16, или  4x 150-л напалмовые баки, или  4 миномета KPT-150 c 40 противопехотными или 54 противотанковыми минами, или  4 ПУ VRZ-127 4x127-мм или 4 ПУ L57-16MD 16x55-мм, или 4 ПУ L-128-04 4х128-мм или 4 ПУ L57 12x55-мм или 4 ПУ 2х127-мм HVAR НУР.
 Контейнеры КМ-3 с 12.7-мм пулеметом.


 Доп. информация :


  Фотографии:

 G-4
 G-4
 G-4 ВВС Сербии и Черногории  ╘ Pawel Kierzkowski
 G-4 ВВС Сербии и Черногории ╘ Milosz Rusietcki
 G-4 ВВС Югославии
 G-4 ВВС Сербии и Черногории
 G-4 пилотажной группы
 G-4 ВВС Бирмы
 G-4М
 Приборная панель G-4

  Схемы:

 G-4

  Варианты окраски:

 G-4 ВВС Югославии
 G-4 ВВС Югославии
 G-4 ВВС Бирмы

 



 

Список источников:

Крылья Родины. Сергей Колов. Авиационная промышленность Югославии
Владимир Ильин. Штурмовики и истребители-бомбардировщики
YASIG (Yugoslav Aviation SIG). SOKO G-4 Super Galeb
Milan Jovanovic. Yugoslavia Aviation Industry
Donald D. The Complete Encyclopedia of World Aircraft
Nemecek V. Vojenska letadla


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: