главная послевоенная авиация авиалайнеры
   Ту-134А
       
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1969
Тип: Ближнемагистральный пассажирский самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Производство первой серийной модификации Ту-134А с двигателями Д-30 первой серии, продолжавшееся до июля 1970-го, завершилось выпуском 78 машин. Из них 30- поставили на экспорт. Кроме 72-местного, имелись варианты с повышенным комфортом. Заказчик по своему усмотрению мог выбрать туристский вариант на 68 мест или смешанный вариант на 8 мест в первом и 56 - в туристских классах. А также деловой ╚салонный╩ вариант: 24 места 1-го класса и 13 мест в салонах ╚люкс╩.

Еще на этапе проектирования встал вопрос о доведении Ту-134 до уровня лучших зарубежных аналогов, а также дальнейшего повышения экономических и эксплуатационных показателей. Однако лишь в 1968-м приступили к разработке Ту-134А. В его хвостовой части установили ВСУ ТА-8 для системы кондиционирования воздуха при стоянке на земле и воздушного запуска двигателей вместо электрического. Новые двигатели Д-30 второй серии с уменьшенным расходом топлива и реверсом тяги позволили отказаться от тормозного парашюта.

Фюзеляжная вставка для размещения дополнительных пассажирских кресел увеличила длину фюзеляжа на 2, 1 м. От запланированных встроенных посадочных трапов и перевода борта на переменный ток стабильной частоты пришлось отказаться. Последнее было связано с тем, что львиная доля оборудования самолета работала на постоянном токе.

Первый Ту-134А переделали из серийной машины (бортовой СССР- 65624), выпущенной в 1969-м. Взлетную массу нового самолета довели до 47 000 кг. 22 апреля 1969-го машина, пилотируемая заводскими летчиками-испытателями Даценко и Петляковым, совершила первый полет. Вскоре летчик-испытатель ОКБ Харитонов улетает на Ту-134А в Ле Бурже. После окончания салона начались основные заводские летные испытания, а в январе 1970-го и госиспытания, завершившиеся к концу года.

В основном требования МГА к новому самолету были выполнены, и с апреля 1970-го Ту-134А запускается в большую серию. 9 ноября на самолете выполняется первый пассажирский рейс.

Производство Ту-134А продолжалось до начала 1980-х годов. Одновременно с ним на ХАЗе выпускались специализированные модификации для ВВС, самолеты-лаборатории, ╚салон╩ с различными вариантами оборудования и компоновки кабины, экспортные варианты.

Непосредственно Ту-134А имел следующие основные гражданские пассажирские варианты: Ту-134А, Ту-134А-3, Ту-134АК и Ту-134А с РЛС ╚Гроза╩ в носовой части фюзеляжа на месте штурмана.

Всего до окончания серийного производства было выпущено несколько сотен Ту-134А. До 1984-го 87 из них ушли на эскпорт. Значительная часть машин продолжает эксплуатироваться в авиакомпаниях России и СНГ, а также в ВВС. В настоящее время за рубежом летает небольшое количество самолетов. Основная масса из поставленных за границу Ту-134А или списана, или возвращена в СНГ.

В 1987-м ряд управлений МГА по согласованию с ОКБ довел число пассажирских мест до 80 путем перекомпоновки заднего пассажирского салона и снятия межсалонной перегородки. Это увеличило годовую прибыль на один самолет.

Впоследствии ОКБ совместно с Харьковским производственным объединением (ХАПО) и ремонтным заводом ╧ 407 ГА переоборудовали Ту-134А-3 в вариант на 96 мест, перекомпоновав фюзеляж и установив новые пассажирские кресла. Но из-за отсутствия финансирования самолет так и остался в единственном экземпляре. Аналогичные работы велись и по модификации Ту-134Б.

Начиная с 1969-го ОКБ А.Н.Туполева совместно с серийным заводом разработало несколько вариантов ╚салонов╩, оборудованных средствами спецсвязи. Из них пять установили на салонных вариантах Ту-134А. В основном машины создавались для ВВС, как салонно-штабные.

Следующим этапом развития самолета стало внедрение на Ту-134А двигателей Д-30 третьей серии, сохранявших взлетную тягу до 6800 кг при температуре наружного воздуха +22, 5╟С. Это позволило снизить действовавшие ограничения по взлетной массе, особенно в условиях высоких температур и высокогорья. Достаточно сказать, что при взлете с аэродрома, расположенного на высоте 330 м, температуре воздуха +30╟С и атмосферном давлении 760 мм рт. ст. самолет массой 49000 кг с закрылками, отклоненными на 10╟, способен не только взлетать, но и при отказе одного из двигателей продолжить набор высоты. Потребная длина ВПП снизилась почти на 300 м.

Первый полет с пассажирами Ту-134А-3 Таджикского управления МГА совершил 6 января 1982-го. С начала 1980-х все серийные Ту-134А выпускались с двигателями Д-30 3-й серии. Это же обозначение получали и Ту-134А с двигателями 2-й серии, когда их переводили на двигатели 3-й серии, включая и зарубежные машины.








     



 ЛТХ:
Модификация   Ту-134А
Размах крыла, м   29.00
Длина самолета,м   37.10
Высота самолета,м   9.02
Площадь крыла,м2   127.3
Масса, кг  
  пустого самолета   27960
  максимальная взлетная   43000
Внутреннее топливо, л   13200
Тип двигателя   2 ТВД Авиадвигатель (Соловьев) Д-30-II
Тяга, кН   2 х 66.68
Крейсерская скорость, км/ч   900
Перегоночная дальность, км   3500
Практическая дальность, км   1900
Практический потолок, м   11900
Экипаж, чел   3-4
Полезная нагрузка:   76 пассажиров или 8200 кг груза


 Доп. информация :

  
 



 

Список источников:

Крылья Родины. Владимир Ригмант. Фаворит на средних дистанциях
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Родом из дальней авиации
Владимир Ригмант. Под знаками "АНТ" и "ТУ"
Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира
Виктор Беляев. Пассажирские самолеты мира


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: