главная послевоенная авиация авиалайнеры
   Ту-104А
       
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1957
Тип: Среднемагистральный пассажирский самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Рост пассажирских авиаперевозок привел к необходимости увеличения числа пассажирских мест в самолете, благо объемы фюзеляжа позволяли это сделать. В ноябре 1957-гозавершились испытания 70-местного Ту-104А и сразу же началось его серийное производство. В двух салонах располагалось 16 и 54 пассажира. На самолете устанавливались более мощные двигатели РД-3М-500 с тягой по 9500 кг, допускавшие кратковременное ее увеличение на чрезвычайном режиме до 10500 кг. Впоследствии часть машин этой модификации переделали на авиаремонтных заводах в 100-местные.

    Увеличение количества пассажирских мест удалось достигнуть за счет снятия аварийной гермоперегородки и перекомпоновки переднего салона, а также сократив расстояние между креслами. Одновременно вместо хвостового топливного бака установили дополнительные баки в консолях крыла. Претерпело изменение и оборудование. В частности, автоматы регулирования температуры в салонах заменили, на более совершенные. Вместо компасов ГПК-48 и ДАК-2 поставили ГПК-2 и ДАК-ДБ.

Осень 1957-го вписала в биографию Ту-104 целый каскад мировых рекордов. 6 сентября экипаж летчика Ю. Т. Алашеева на самолете Ту-104А СССР-Л5421 поднял груз весом 20 т на высоту 11221 м. Тем самым был побит мировой рекорд Варена, поднявшего в 1946-м груз массой 15166 кг на высоту 2000 м.

11 сентября этот же экипаж пролетел замкнутый маршрут протяженностью 2000 км с грузом 20 Т со средней скоростью 897, 498 км/ч. В одном полете установили сразу три мировых рекорда, при этом превысили результат летчика Хенкока, установленный в 1946-м на истребителе Р-80.

24 сентября экипаж летчика Ковалева на этом же самолете пролетел замкнутый маршрут протяженностью 1000 км с грузом 10 т со средней скоростью 972 856 км/ч, установив пять мировых рекордов с разной нагрузкой.

До 1957-го Ту-104 эксплуатировались только в авиакомпании "Аэрофлот" и в ВВС СССР. Осенью того года в Чехословацкую авиакомпанию "ЧСА" поступил первый 75-местный Ту-104А, получивший государственный регистрационный индекс OK-LDA, а позднее - имя "Прага". Вслед за ним "ЧСА" приобрела еще две машины. Их зарегистрировали под индексом OK-LDB и OK-LDC, а авиакомпания присвоила имена "Братислава" и "Брно".

В 1960-м парк "ЧСА" пополнился четвертым Ту-104А, получившим индекс ОК-NDD и имя "Плзень", а два года спустя - пятым Ту-104А, известным под именем "Острава". Все пять лайнеров были построены на Омском авиационном заводе. Последний, шестой, Ту-104А Харьковского авиационного завода поступил в авиакомпанию в 1963-м, где эксплуатировался под индексом ОY-NDE и именем "Чешске Будеевице".








 ЛТХ:
Модификация   Ту-104А
Размах крыла, м   34.54
Длина самолета,м   38.85
Высота самолета,м   11.90
Площадь крыла,м2   174.40
Масса, кг  
  пустого самолета   43320
  максимальная взлетная   75500
  топлива   25480
Тип двигателя   2 ТРД Микулин РД-3М
Тяга, кгс   2 х 9500
Максимальная скорость, км/ч   980
Крейсерская скорость, км/ч   775
Практическая дальность, км   2790
Практический потолок, м   12300
Экипаж, чел   5
Полезная нагрузка:   до 70 пассажиров или 9000 кг груза


 Доп. информация :


  Чертеж "Туполев Ту-104"
 



 

Список источников:

Крылья Родины. Николай Якубович. Первый реактивный пассажирский: Самолет Ту-104
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Родом из дальней авиации
Владимир Ригмант. Под знаками "АНТ" и "ТУ"
Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: