Уголок неба ¦ Martin 2-0-2

Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация авиалайнеры
   Martin 2-0-2
       
Разработчик: Martin
Страна: США
Первый полет: 1946
Тип: Среднемагистральный пассажирский самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В конце Второй мировой войны американские авиакомпании начали искать замену для лайнера DC-3, обслуживающего загруженные линии между крупными городами. В начале 1945 года "American Airlines" выпустила свои технические требования к такой машине, побудившие компанию Гленна А. Мартина заняться разработкой соответствующего проекта.

В соответствии с требованиями "American Airlines" компания "Martin" предложила двухмоторный низкоплан, оснащенный 18-цилиндровыми двухрядными звездообразными двигателями Pratt & Whitney R-2800-CA18 Double Wasp. Получивший обозначение Martin 2-0-2 и часто называвшийся "Martin-Liner", первый из двух прототипов взлетел 22 ноября 1946 года с заводского аэродрома в Балтиморе, на четыре месяца отстав от своего конкурента Convair Model 110.

За штурвалом в первом полете находился шеф-пилот фирмы О.Е. Тиббс. Хотя оба конкурирующих лайнера имели практически одинаковую конфигурацию, машина фирмы "Convair" подверглась практически полной переработке, прежде чем пошла в серию под обозначением Model 240.

Martin 2-0-2 получил сертификат уже 12 мая 1947 года, став первым послевоенным двухмоторным лайнером, сертифицированным в США. В конструкцию внесли ряд доработок, устранив неустойчивость по крену и курсу, а также проблемы с двигателями, выявленные в ходе испытаний. Поэтому второй прототип отличался увеличенным поперечным V внешних частей крыла и большим форкилем изящной формы.

В конструкции этого самолета с носовой опорой шасси и негерметизированным фюзеляжем круглого сечения, вмещавшим 32-40 пассажиров, был использован ряд новинок. К их числу относится входная дверь-трап в задней части фюзеляжа, позволявшая осуществлять посадку и высадку пассажиров без привлечения наземных средств даже при работающих

двигателях. Пассажирская кабина отличалась высоким комфортом; обычно в ней устанавливалось 36 кресел, при этом объем багажного отсека составлял 7,95 м3, не считая небольших багажных полок в салоне.

Лайнер компании "Martin" имел цельнометаллическую полумонококовую конструкцию с трапециевидным" двухлонжеронным крылом, набранным из профилей Martin W-16. Между лонжеронами размещались "мягкие" топливные баки емкостью 3785 л, допускавшие дозаправку снизу для сокращения пребывания на аэродроме. Самолет оснащался двухщелевыми закрылками, а передние кромки крыла и оперения имели воздушную противообледенительную систему. Как и на лайнере фирмы "Convair", двигатели Double Wasp оборудовались реактивными выхлопными патрубками, улучшавшими охлаждение силовой установки и дававшими совсем небольшую, но дополнительную тягу. Самолет был оснащен трехлопастными флюгируемыми винтами Hydromatic. Двигатель Double Wasp развивал мощность 1800 л. с. (1344 кВт) при 2600 об/мин на эксплуатационной высоте, но с помощью впрыска воды ее можно было увеличить при взлете до 2400 л. с. (1790 кВт), что упрощало эксплуатацию самолета с коротких ВПП и в условиях жары и высокогорья. Крейсерская скорость на 70% мощности составляла 460 км/ч на высоте 3048 м - лочти на 128 км/ч больше, чем у DC-3.

Результаты первых поставок превзошли самые оптимистические прогнозы "Martin" - авиакомпании сделали большие заказы на новый лайнер. "Eastern Air Lines" и "Northwest Airlines" заказали по 50 машин, "Pennsylvania Central Airlines" (позднее переименованная в "Capital Airlines") - 35, "Colonial Airlines" - 20 и TWA - 12. Более мелкие заказы были также получены от американских компаний "Braniff", "Chicago & Southern" и "Delta Airlines" и южноамериканских "LAN-Chile" и "Linea Aeropostal Venezolana".

Разрешение на перевозку пассажиров было выдано 13 августа 1947 года. Первые самолеты были поставлены "Northwest Airlines", хотя первой в октябре 1947 начала коммерческую эксплуатацию самолета Martin 2-0-2 "LAN-Chile". "Northwest" начала полеты в следующем месяце и к сентябрю 1948 года заменила все свои DC-3 на "Martin-Liner".

Еще до начала эксплуатации Model 2-0-2 компания "Martin" приступила к разработке варианта с гермокабиной Model 3-0-3 и грузового варианта Model 3-0-4. Пилот Тиббс поднял в воздух прототип Model 3-0-3 3 июля 1947 года, и даже был получен стартовый заказ на 50 самолетов от "United Airlines".

Между тем первый успех Model 2-0-2 оказался недолгим. Поставки постоянно срывались, а постоянные отказы техники затрудняли регулярную эксплуатацию самолетов. После катастрофы в 1948 году полеты лайнеров были запрещены, а проведенные исследования выявили недостаточную прочность конструкции крыла. Это в совокупности с неритмичными поставками привело к отзыву заказов. А падение спроса на рынке внутренних воздушных перевозок США только усугубило проблемы нового лайнера.

"Northwest" приняла только 25 из 50 заказанных ею Model 2-0-2 и 3-0-3, a "United Airlines" вообще аннулировала заказ на 50 машин. "Martin" оперативно разработала программу доработки крыла для уже выпущенных Model 2-0-2 и создала усовершенствованный вариант, получивший в серии обозначение Model 2-0-2А. Он отличался двигателями Pratt & Whitney R-2800-CB16 мощностью (со впрыском воды) 2600 л. с. (1940 кВт), увеличенным до 5110 л запасом топлива, возросшей до 19391 кг взлетной массой и доработанным интерьером. Прототип Model 2-0-2, переделанный в 2-0-2А, поднялся в воздух в июле 1950 года. Компания TWA начала эксплуатацию Model 2-0-2А 1 сентября того же года. Только для нее было построено 12 машин этой модификации, помимо двух прототипов и 31 серийного Model 2-0-2.

 





 ЛТХ:
Модификация   Martin 2-0-2
Размах крыла, м   28.42
Длина самолета,м   21.74
Высота самолета,м   8.66
Площадь крыла,м2   80.27
Масса, кг  
  пустого самолета   10659
  максимальная взлетная   19504
Топливо, л   5110
Тип двигателя   2 ПД Pratt Whitney R-2800 CB-16
Мощность, л.с.   2 х 2400
Крейсерская скорость, км/ч   499
Экономичная скорость, км/ч   450
Практическая дальность, км   3220
Практический потолок, м   6705
Экипаж, чел   2+1
Полезная нагрузка:   нормально -36 пассажиров, максимально - 42


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Martin 2-0-2   
 Martin 2-0-2  (c) Bill Larkins
 Martin 2-0-2A  (c) Bob Garrard
 Пассажирский салон Martin 2-0-2A  (c) Daniel Berek
 Кабина пилота Martin 2-0-2A   (c) Daniel Berek

  Схемы:

 Martin 2-0-2

 Варианты окраски:

 Martin 2-0-2   (c) Владимир Быков

  



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Martin 2-0-2/4-0-4
Владимир Быков. Авиалайнеры всех времён и народов
Aerofiles. Martin
Airliners.net : Martin 2-0-2
1000aircraftphotos.com. No. 10017. Martin 202 (NX93001 c/n 9122)


Уголок неба. 2014 



 

  Реклама: